Моя бабушка Ульяна Демидовна

Соломинка
                Бедные мои, мертвые!
                Не коснется вас плач земной.
                Но откуда такая горькая
                Ваша власть надо мной?
                М. Шкапская.

Когда мне становится, как мне кажется, невыносимо трудно и муторно на душе, я вспоминаю о тех, благодаря которым цепочка не прервалась и я появилась на свет.

Моя бабушка по материнской линии была привезена в 2-летнем возрасте на Урал, когда многие семьи двинулись туда с Украины во время Столыпинской аграрной реформы в начале прошлого века.  Башкирия стала второй родиной для этих людей, прочно основавшихся здесь, построивших целые деревни, родивших новых детей.
Обосновались, отстроились, встали на ноги – и тут грянула революция.
И если первые ее годы и гражданская война не сильно потрепали колонию переселенцев,  то вторая половина 30-х стала роковой – мужа Ульяны, имеющего в хозяйстве мельницу, раскулачили и объявили врагом народа. Не посмотрели ни на то, что он трудился наравне с двумя наемными рабочими – с утра и до вечера, ни на наличие троих малолетних детей и ожидавшегося четвертого…
Мало того, что его отправили в лагеря и конфисковали мельницу. Дом, принадлежавший ему и семье, отстроенный собственными руками, тоже был объявлен народной собственностью, а куда пойдет беременная жена с тремя ребятишками –никого не волновало.
И вот тут происходит самое интересное и непонятное для меня. Оставшаяся без мужа и жилья многодетная мать, скитающаяся по родственникам, не имеющая профессии, работающая в колхозе кем придется,  сумела  достойно вырастить детей,  дать им  высшее образование. Трое из них связали свою жизнь с медициной, и лишь старшая – моя мама – стала учительницей географии.
Надо отдать должное стране: какими бы трудными ни были военные и послевоенные времена, все дети обязаны были учиться и имели такую возможность. Ремонты школ, оборудование - государство находило тогда на это деньги, не требуя их с родителей. Даже в моем детстве тетрадь стоила 2 копейки.. Для сравнения – мой сын сейчас, получая повышенную стипендию отличника, может купить на нее тетради и пару учебников – не более.

Итак, дети Ульяны выучились, обзавелись семьями. Сын смог забрать ее к себе, и в пятьдесят лет она смогла наконец вздохнуть свободно…Муж к тому времени погиб в лагерях, не дождавшись освобождения. И еще один поразивший меня факт – посылка, которую собрала ему Ульяна (не знавшая  о его кончине), отрывая от  детей и  от себя крохи, вернулась ей в целости и сохранности.
Надо сказать, что сама Ульяна формально осталась неграмотной – она не умела ни писать, ни читать. Когда дядя привозил ее в гости к нам, она, глядя на книжный шкаф, спрашивала: «И что в них пишут, в этих книгах?»
Но была при этом глубоко верующим человеком, знала наизусть куски из Библии.. Видимо, в детстве постоянно слышала от матери или отца,  или кто-то грамотный из их рода читал детям Святое писание.  Как жаль, что уже и мамы моей нет в живых и не у кого спросить обо всем этом…Раньше как-то не было интересно, своя жизнь волновала больше, чем предки…

Я запомнила бабушку маленькой, сгорбленной, черноглазой и очень строгой. Перед ее приездом мама всегда наводила порядок. Никогда не забуду, как услышала однажды, как бабушка отчитывала маму за то, что та сказала неприличное слово. Я не выдержала и расхохоталась. Мне было 20,  и очень рассмешило, что 70-летняя воспитывает 50-летнюю.

До конца дней своих бабушка Ульяна соблюдала пост. Умерла она в возрасте 98 лет. Последними словами были: «Детям одежду надо купить»

Когда мама, уже сама воспитавшая троих детей, спрашивала  Ульяну: «Как же ты выдержала? Как смогла?, - та отвечала : А я Богу молилась.