Джиперские байки история первая

Тихоненко Елена
(Невыдуманные истории из внедорожной жизни)

«По дебрям, болотам, ухабам
Туда, где не знают дорог»
(слова из песни)

Как гласит словарь, джипинг - автомобильные путешествия по бездорожью. Но это не только преодоление естественных препятствий – рек, оврагов, крутых подъемов, скользких спусков, ухабов, но и вообще дороги как таковой. Это испытание на прочность себя, своих нервов и характера и конечно автомобиля.

Может кому-то покажется странным и где-то безумным это увлечение. Действительно, что романтического и увлекательного в том, что, грязь из-под колес летит прямо в лицо и остается на зубах; что ближайшая автомастерская находится за пару десятков километров от того места, где встал «боевой конь» и ремонтировать авто приходится под светом фонаря. И кому-то конечно не под силу этот отдых в движении, когда ночевать приходится в палатках очень далеко от цивилизации,  умываться водой из ручья, готовить на костре, когда каждый раз рассвет встречаешь в другом месте.

Джиперство это движение людей, имеющих внедорожники (хотя некоторые утверждают, что это машина «имеет» их) и получающих массу удовольствия от застревания последних где-нибудь в непролазной глуши, куда заехать можно самим, а вот обратно…. Как говорится – «чем круче джип, тем дальше идти за трактором».
От того, каким видом полноприводного авто обладает джипер, они относят самих себя на категории: «Ниваводы», «УАЗоводы» и иномарочники. Причём все три категории постоянно спорят между собой: какая машина лучше и проходимей. Но при этом все недолюбливают неполноприводные машины и презрительно называют их «пузотёрами» и «недоприводами» (хотя у некоторых джиперов имеется в гараже такое авто).

Джиперы - странный народ. Когда им говорят что «там дороги нет» - это звучит для них как предложение к действию.

Они могут поехать в самую непролазную грязь просто так, на спор, ради азарта и интереса - застрянет их «танк» там или нет? Преодолевая очередную грязевую яму, пробуксовывая и выплевывая грязь из-под замыленных колёс, вытягиваясь на ледке или с помощью хай-джека (реечного домкрата) они ругаются, вспоминая всех родственников сразу. Однако, выбравшись с помощью троса, лебедки или других экипажей, они радостно обсуждают - как здОрово у них всё получилось!

Если у вас есть время, то джиперы покажут вам короткую дорогу к морю. По асфальту, по федеральной трассе до моря ехать 2 часа, по короткой дороге – двое суток. Они могут преодолевать 8 километров полдня, увязая в так любимом и обожаемом ими бездорожье. Там где ездят они, обитают только лесовозы.

У всех джиперов есть ники - вымышленные имена, обычно используемые в интернет- сообществах, под которыми их и знают. Зачем они? Да просто затем чтобы не путаться! Когда идёт колонна в десяток машин по лесной дороге, у каждого водителя-пилота свой позывной. В таких случаях звать по имени не совсем удобно. Зовёшь, к примеру по имени «Андрей!» или «Сергей!», и отзывается с десяток голосов. А назвал по нику – Космос, 733, Иа, Хохол, Медведь – сразу становится понятно о ком речь! А личности, надо сказать, очень разнообразные, разного возраста и образования, занимаемой должности и финансового благополучия!

Эти странные люди пробивают дорогу своим «боевым коням» бампером, при этом шутят что «всё, что валится бампером считать камышом». Ещё шутят, что «в лесу дикие деревья сами под колёса прыгают». Истерик по поводу новых царапин и вмятин практически не наблюдается: появляющиеся вмятины и царапины на своих «лошадках» не спешат замазывать, а просто заклеивают очередной наклейкой с очередных «покатушек» или соревнований.

Джиперы никогда не бросят своих в беде, да, собственно, и чужих тоже. Кинули клич в Интернете, прозвонили по телефонам – народ живо откликнулся. И неважно что случилось: пожары в Горячем Ключе, наводнение в Туапсинском районе или просто у кого-то сломалась машина в лесу.

История, которая приведена ниже, отнюдь не выдумка. Это просто пересказ того, что происходило в бездорожном приключении с реальными людьми в реальное время.
Итак, начинаем.

Рассказ первый. Проект «Пианино».
Это случилось в июне 2006 года. Тогда джиперское движение в крае только начиналось и «кто такие джиперы» только догадывались.

Есть в крае поселок Новосадовый. Там в 70е годы 20 века зона была, но времена изменились, зоны больше нет, на том месте остались только руины старых зданий и две-три семьи бывших сотрудников. До цивилизации 25 км - поселок Пшада. Со светом перебои, связи нет, отопление дровяное, продукты привозные. Проехать в принципе можно - на грузовике Газ-66 (или как его еще зовут «шишарик», «шишик»). Дети ходят в школу, вернее их возят, раз в несколько месяцев, берут задания на дом. В общем, романтика еще та.

Среди местных жителей есть один довольно знаменитый Дмитрий Данилевич, местный «олигарх». У него свой обустроенный домик, банька, под навесом веранды стоят инструменты: пара гитар, ударная установка (барабаны). Для полного счастья Дмитрию не доставало пианино. Он обратился к друзьям, которые откликнулись на его просьбу привезти в эту глушь музыкальную редкость.

Но просто так – погрузить на «шишарика» и доставить – неинтересно. Кинули «клич» в Интернете и проект «Пианино-трофи» вошел в действие!
    
Ранним субботним утром на условном месте собралось 30 (!) машин. Были тут и Нивки, и Уазы, и новенькая Нива-Шевроле, и Газики- короче «каждой твари по паре».

Большинство с семьями, друзьями и знакомыми. Собравшиеся радостно приветствовали друг друга и пытались знакомиться. Почему пытались? Потому что потом всё равно по сто раз переспрашивали друг у друга: «А это кто?», «А того как зовут?».
    
Надо сразу отметить, что в результате этого катания сложился основной костяк будущего внедорожного клуба. И довольно дружный костяк, надо сказать.
    
Люди подобрались задорные и весёлые, всё сопровождалось шуточками и приколами, за все два дня путешествия лично я не увидела ни одной недовольной физиономии.
 
Убедившись что пианино –настоящее и надежно закреплено на ярко-жёлтом УАЗике, все расселись по автомобилям и двинулись к цели.
 
Внушительную колонну, двигающуюся по автомагистрали, люди на обочинах и автомобилисты (как встречные, так и в попутном направлении) провожали удивленными взглядами. Последняя остановка в станице: закупаем кто чего не успел закупить и снова в дорогу. Вот, наконец, асфальт перешел в грунтовку.

Нас ждало преодоление бродов по многочисленным рекам, притокам и кучи мелких ручьев, живописнейшие пейзажи и виды с вершин горных хребтов и ущельям, проезд по разбитым, а порой и заброшенным дорогам. В общем, трасса, как мы потом убедились на собственных шкурах и «шкурах» своих «боевых коней» - Camel trofi отдыхает.

Оказалось, что при таком количестве машин «пробка» в горах – отнюдь не редкость! Это явление называется «МКАДу не снилось!». Дорога быстро заставила проснуться, тех, кто еще дремал, встряхнула, приводя в порядок мысли и в сумбур - чувства.

Накануне в лесах прошли дожди и дороги (если так можно назвать грунтовое направление, размытое водой) превратились в сплошное месиво из грязи, глины и воды. Стоило одному застрять - вставали все за ним идущие и начинали давать советы – куда жать, куда крутить и т.д. А застревать было где….

Глубокая колея от прошедших раньше лесовозов, полужидкая грязь, прилипающая на колеса и на днища плюс периодический дождь – всё это не давало внушительной колонне двигаться быстро. 
 
Снова начал накрапывать дождь, люди одели плащи-«дождевики», достали резиновые сапоги. Одному экипажу не очень повезло – они приехали, забыв накрыть свой ГАЗик тентом, но ребята не растерялись и вместо тента достали большой пляжный зонт.
    
Вся колонна шла за ГАЗ-69, за рулём которого сидел дядя Вова. Он был ведущим «Иваном Сусаниным» и на очередной дорожной отвилке его угораздило заблудиться. Но перед этим вся колонна в 30 машин героически преодолела огромную лужу- яму, сразу за которой начинался подъем.
 
Воды в общем-то немного – чуть больше чем полколеса, но и это препятствие добавило забот. Штурмана «переплывали» лужу, стоя на заднем бампере и держась за крышу. Кто-то уже выливал воду из коротких сапог. Народ на берегу веселился, щёлкая затворами фотоаппаратов, сдабривая проезд каждого авто комментариями: «подводная лодка марки Шеви-Нива», «оно ещё и булькотит?». После принятия своеобразной ванны автомобили совершенно не хотели подниматься по скользкому глиняному подъему. Машины съезжали вниз, пробовали еще раз подняться. У многих получалось с разгону, некоторых затаскивали на тросах.

Когда выяснилось, что заехали «не туда», народ вздохнул и… машины встали на краткосрочный пикник, водители и пассажиры достали бутерброды. Подкрепившись, колонна развернулась и поехала обратно. И снова пришлось форсировать ту самую лужу, только в обратном направлении.

К обеду добрались до огромной промоины, через которую – видимо для лучшей проходимости- были перекинуты бревна. Машина застревали в непролазной грязюке, а вернее в жидкой глине. Водители нервничали. Пассажиры повылезали наружу и стали снимать это «душераздирающее» зрелище. Некоторые шутили, что это «лечебные грязи». Начались игры в «потягушки» и «тяни-толкая» - переехавший на другую сторону УАЗист кидал трос идущей за ним Нивке и машинку перетаскивали через эту ж…(пардон) яму. Как ПОТОМ объяснили народу: тут НОРМАЛЬНЫЕ машины НЕ ЕЗДЯТ, а дорога предназначена для лесовозов. На такое заявление начинающие джиперы нервно похихикали: «Теперь ездят!».

«Там где пехота не пройдёт
и бронепоезд не промчится
наш джип на пузе проползёт
и ничего с ним не случится!»

После таких грязевых ванн автомобили были похожи на сплошной комок глины. Какого цвета автомобиль можно было догадаться по отдельным пятнам на крыше. Так появился новый колор: «цвет свежей грязи» и новые марки авто: «Нива под глиняной шубой». Отмывать это не имело смысла, потому как наше приключение только началось и, как нам сказали, «грязь больше 3х сантиметров сама отвалиться».
 
В результате этих «потягушек» большая часть колонны оторвалась и ушла вперед, продолжив маршрут. Возле промоины осталось 5-6 машин (в том числе и наша), но и они преодолели сложное изматывающее препятствие. Но солнце уже пряталось за густой зеленью деревьев, продолжать дорогу по темноте нам не хотелось, знающие люди подсказали дорогу к домику лесничего.

Вскоре на близкой поляне в свете фар мы увидели странный деревянный домик, украшенный на входе и внутри черепами животных, рогами и шкурами. Мы даже чуть поспорили, что за зверушки это могли быть.

Мы стали располагаться на отдых. Внутри домика спать никто не решился, хоть двери были гостеприимно открыты, собственно какой-либо кровати там не наблюдалось. Мы поставили палатки, достали еду-закуску, пиво-воды и как водится в таких случаях просидели практически до утра за разговорами и страшилками про якобы обитающую тут Пшадскую Деву, что, несомненно, было навеяно черепами над входной дверью жилища.

Легенда гласила, что когда-то в этих местах жила девушка и посватался к ней юноша, но строгие родители не разрешили влюбленным соединить сердца, более того, жениха убили. С горя девушка бросилась в реку. С тех пор в окрестностях появился призрак молодой девушки, который хитростями подманивает местных жителей и уставших путников на самый уступ водопада, в надежде, что они оступятся и упадут в низ. Призрак прозвали Пшадской девой.
   
 Под утро разбрелись спать. А Саша-Танкист залез в свою Ниву и включил кассету «Песни шаманов». Своеобразный релакс. Но когда на улице ранее утро (часа 4), полумрак, солнечные лучи ещё не проникли под листву, птички не чирикают, уставший за предыдущий день народ пытается хоть немного поспать, а сквозь сон слышно дикое сочетание бубна шамана, игры на варгане и заунывного пения… Жуть!
   
Чуть позже за завтраком, один из парней уже за завтраком спрашивает: «А вы слышали странные звуки под утро?» Мы переглядываемся и начинаем улыбаться. А он на полном серьёзе продолжает: «Я знаю - это Пшадская Дева приходила». Похихикав, мы раскрыли «секрет».

Потом, собрав пожитки, мы продолжили путь к цели нашего путешествия.
 
Преодолев очередной брод впереди идущая машина вдруг останавливается. С обеих стороны – с водительской и штурманской- выскакивают двое и почти наперегонки кидаются на капот своего УАЗа. Из вставших сзади машин сбегается народ с вопросом «Что случилось?». Водитель с гордостью показывает….. рыбину!!!! Оказывается нахлынувшей волной, нагнанной автомобильным бампером, из речушки выплеснуло эту рыбешку размером чуть больше мужской ладони. «Золотую рыбку» сфотали со всех сторон и благополучно отпустили. А ребята шутили: «Все ловят на червя, а мы – на капот!»
 
И вот нас встречают своеобразные «ворота»: два дуба по краям дороги. Добро пожаловать в Новосадовый!

Как я уже говорила, до 1986 или 87 года в этих местах была зона общего режима. За нерентабельностью ее закрыли и все зеки, военные ушли отсюда. Остатки каких-то зданий и сооружений, сплошные руины в высоченном бурьяне, по которым спокойно разгуливают козы и пара коров. Повсюду глушь и запустение.

Ан нет! Вот и обычные домики – правда, всего 3 или 4. Нам, отставшим, навстречу выбегают приехавшие еще вчера. Все интересуются как и где мы  ночевали, всё ли в порядке с нами и с нашими «боевыми конями».  Мы тоже расспрашиваем - что происходило здесь, в посёлке. Оказывается, наш груз ждали, но не в таком сопровождении! Ещё бы – эдакое нашествие в столь уединенное местечко!

Выяснилось, что пианино еще не распаковывали. Начинается распаковка инструмента, выжившего в этом приключении, его аккуратно переносят на руках на ближайшие руины. Настал торжественный момент. Народ в ожидании. Местные – коих совсем немного (около десятка) тоже тут, глазеют на необычное и редкое для них зрелище.
 
Начинает происходить действо как в лучших концертных залах мира: к пианино торжественно подходит хрупкая белокурая барышня, пальцы опустились на клавиши и…. Над бывшей колонией полилось…
 
- Раз пошли на дееелооо, выпить захотееелось,
Мы зашли в шикарный ресторааааннн….!...

«МУРКА!» -завопил народ и начал подпевать.

Такому бешенному шквалу аплодисментов и восторженных криков позавидовал бы артист мирового уровня!
Дальше был отдых. Разбили палатки в высоченной траве, разложили костры, повсюду шло бурное обсуждение дорожных приключений, восторженные рассказы прошедших столь трудный путь.

Дмитрий Данилевич был благодарен джиперам и рассказал, что в этих местах обитают удивительные существа: пачуха, арабачик  и спиртун.
Почуха,  если кто не знает ещё, это мутант с вакуумным засасывателем, живёт в старых туалетах. Сядешь газетку не спеша почитать, и вдруг срывает штаны, а следом и сам летишь куда-то. Засосав человека, почуха сохраняет его (или тебя) с правой стороны груди кокона, при этом человек находится в анабиозе и молодеет на десятки лет.

Несколько человек пошли вверх по реке, на экскурсию к водопаду. На ближайшей поляне, прямо возле реки, мы нашли земляничную поляну и с удовольствием набрали полные горсти ароматной красной ягоды. Потом тропа запетляла между серых скал, густо заросших кустарником и деревьями. То и дело приходилось перепрыгивать неширокий ручей, торопливо бегущий то слева, то справа между мшистыми камнями. Ручей заметно расширился, шум воды усилился, камни становились больше в размерах и количестве, а скалы всё плотней сжимались вокруг нас. И вот скалы сошлись в полукруге, мы вошли в небольшое ущелье, где царил полумрак, шум воды стал отчётливей, и мы увидели лесного красавца.
С 7-ми метровой высоты прозрачная вода свободно падала в неглубокую чашу, выбитую многолетней работой капель. Смелые мужчины решились окунуться в воду, температура которой даже летом около +5!! Буквально в двух шагах от красавца мы обнаружили маленький сероводородный источник.
Насладившись водопадом, мы вернулись на поляну. Возле нашей палатки гуляли козы, мы в шутку спросили про молоко у пасшего их паренька лет 8, и он  тут же притащил нам трехлитровый баллон теплого молока. Поблагодарив, мы стали пробовать, передавая баллон из рук в руки. Вкуснотища!!
Потом – ужин, приготовленный на костре, тосты «За удачную поездку!», песни под гитару и отдых. А наутро дорога домой.
Но на пути к цивилизации нас ждала встреча с дубом-великаном. Судя по мощи и обхвату в 7 человек этому чуду природы лет 800 не меньше!! Веяло силой, и хотелось думать, что именно на этом дубу сказочный Кощей хранил свой ларец…

После фотосессии с лесным красавцем едем дальше.

Еще чуть-чуть бездорожья, и вот, наконец- цивилизация!! 120 км по асфальту – и дом, родной дом!

Для видеоряда - http://www.youtube.com/watch?v=7Z6bqAdbShE