Классическая культура Кореи период Трёх царств

Ковалева Марина 2
Классическая культура Кореи

       1.Культура периода Трех царств.
  Древний Чосон. – Возникновение государств Когурё, Пэкче и Силла. – Нравы, обычаи и  верования их жителей. – Искусство. – Древнейшие образцы поэзии.

   Становление государственности у корейцев произошло в 1 тыс. до н.э. Наиболее ранним из известных нам государственных формирований был Чосон, занимавший северо – запад Корейского полуострова, Ляодунский полуостров и часть северо – восточного Китая в бассейне реки Ляохэ. Столицей его был Вангомсон. От того времени до нас дошло три статьи из уголовного кодекса «Восемь запретительных статей». Чосон погиб в результате завоевания  императором Ханьской империи У – ди в 108 г. до н. э.
Генезис феодализма в Корее связывают с так называемым «периодом Трех царств».
 В I в. до н. э. на севере Корейского полуострова возникло государство Когурё (37 г. до
 н. э. – 668), на юго – западе – Пэкче (18 г. до н. э. – 660), а на юго – востоке – Силла (57 г. до н. э. – 668) Столицей Когурё сначала был Чольбон, затем Куннэсон, а с 427 г. – Пхеньян. Резиденции государя располагались в Хансоне и Куннэсоне. Столицей Пэкче был го-род Кобаль, а Силла – Кёнджу. Все три государства представляли собой аграрные страны с монархическими режимами. Крестьяне в них выращивали хлебные злаки, овощи, зелень. В пищу употреблялись крупные каштаны. Вырабатывались сорта вин, напоминавшие китайские. Жители Когурё платили налоги холстом и просом, а Пэкче – холстом, шелком, пенькой и рисом.
Мужчины носили кафтаны с широкими рукавами и широкие шаровары, подпоясанные ремнем. Женщины в Когурё носили короткие рубашки, юбки и длинные верхние платья. Женщины Пэкче одевались в кафтаны с длинными рукавами. Замужние заплетали волосы в две косы, а незамужние –  в одну.
Когурёсцы ценили хорошую осанку и быструю походку. При ходьбе они складывали руку в руку, а если останавливались, то руки складывали сзади. При поклоне приподни-мали одну ногу. Пэкчесцы при поклоне и приветствии касались земли обеими руками. Если кто – то из знати ехал во дворец, то втыкал перья по обеим сторонам шляпы.
Жители Корейского полуострова периода Трех царств были очень музыкальны. Им были знакомы пятиструнные гусли, гармоника, бубен, рожки, флейты, лютни в форме по-лумесяца. Они развлекались киданием палочек в кадочку, игрой в шар, фехтованием копьем, конной стрельбой из лука, игрой в шахматы.
Во всех государствах царили строгие законы. Бунтовщиков в Когурё жгли огнем у столба, после чего отрубали голову. Их семью продавали в рабство. В Пэкче мятежникам и убийцам грозило только отсечение головы. В Когурё вор возмещал украденное в деся-тикратном размере, а в Пэкче – в двукратном. Дети должника в северном царстве прода-вались в рабство. [17, с. 100 – 104]
Архитектура периода Трех царств не сохранилась, за исключением гробниц когурё-ской  знати в виде многоступенчатых пирамид или холмов с подземным дворцом внутри. Их каменные стены украшены росписями, изображающими самого умершего с супругой, а также духов – охранителей четырех сторон света: черепаху, обвитую змеей, белого ти-гра, феникса и синего дракона.
В период Трех царств корейцы поклонялись Небу, предкам, горам и водам. О судьбе узнавали, гадая по траве шы, по панцирю черепахи, изменениям в атмосфере. Когурёсцы весьма почитали учение Конфуция и даосизм. В IV в. из Китая в Когурё проник буддизм, затем он распространился на Пэкче и Силла. До нас дошли небольшие образцы буддий-ской пластики из позолоченной бронзы. У корейских произведений несколько великова-тая голова, юные лица с характерными для местного населения чертами, обозначенные тонкими линиями  складки на шее. Одна из сохранившихся пэкческих фигурок изобража-ет  стоящего в полный рост Будду. Черты лица его слабо обозначены, волосы не прорабо-таны, так что прическа напоминает шапку. Будда одет в халат, подвязанный поясом. Пра-вая рука его поднята и повернута ладонью вперед в знак утешения и защиты.
В период Трех царств сложился особый тип бодхисаттвы, которого часто определяют как Будду Майтрейю (Будду Грядущего), ожидающего перерождения для спасения мира. Он изображался сидящим. Одна нога стоит на земле или на лотосе, а вторая подогнута так, что ее ступня лежит на колене первой. Опираясь на подогнутую ногу локтем, Будда кончиками пальцев касается щеки. Глаза его полузакрыты и опущены. На лице играет от-решенная улыбка. Голову украшает нечто наподобие короны.
Древнейшие из корейских записей велись на ханмуне – корейской разновидности  ки-тайского литературного языка «вэньянь». В VII в. сложилась система иду – метод записи корейских слов китайскими иероглифами путем комбинированного использования их значений и звучания. [1, с.51]
Во всех трех государствах велись свои летописи: в Когурё – «Юги», в Пэкче – «Соги», в Силла – «Силла коса». Все они дошли до нас лишь в отрывках в более поздних произведениях. Ряд исторических сведений сохранился на надгробиях правителей и стелах.
Самые ранние из известных нам корейских поэтических произведений  относятся к I в. н. э. и приписываются правителю Силла Юри – вану. Одно из них, «Песню об иволгах», он сочинил, не догнав бежавшую от притеснений старшей младшую жену. [5, с. 862] Сев под деревом, правитель увидел двух птиц в его ветвях и произнес:
Иволги золотые порхают вдвоем.
Парой летят – неразлучны он и она.
Об одиночестве нынче мысли мои:
С кем скоротаю теперь дорогу домой ?    (Пер. Е. Витковского)
Наиболее древний жанр корейской поэзии назывался хянга. Хянга сочиняли в тяжелых для отдельного человека или целого государства ситуациях. Для этого выбирались лунные ночи. Сочинитель садился на берег, возвышающийся над водной поверхностью, и совершал ритуальные движения: мысленно сосредоточивался, поднимал голову и смотрел на луну, затем опускал и глядел на ее отражение, ожидая, когда придут нужные слова. С помощью хянга автор надеялся оказать магическое воздействие на действительность. В частности, одно из ранних хянга было сочинено астрологом из Силла Юном (579 – 632), чтобы сгинула комета, грозящая вторжением из Японии. [5, с. 388]
Корейские государства вели бесконечные войны между собой. К 668 г. Силла покори-ло своих соседей и образовало первое централизованное государство.