Царь горы. Трагедия в семи действиях

Данута Махновец
        Царь горы. Трагедия в семи действиях.

       Действие первое.
       Разжимаю каменную ладошку. Почти на грани своих возможностей. Уши глушит вой сирены. Да нет же, это не антитеррористическая операция! Это просто детская ссора… Из-за чего?
       Но вот и ладошка разжата, вихор освобожден… Ловлю себя на том, что у меня крепко сжаты зубы… расслабляюсь… Обязана. На плече у меня рыдающая пушистая головка. Постепенно мне удается ослабить горе, льющееся через край, отогреть судорожно бьющийся комочек в маленькой груди.
       На другом плече исходит гневом и болью второе чадо. Что же у вас случилось? Что произошло? А-а-а, вот оказывается в чем дело: «Я играл, что это море, а он играл, что это РЕКА!». Какой леденящий душу ужас!!! Ну что ты смеешься, читатель?! Поверь мне, вряд ли ты, да и я испытали за свою жизнь потрясение, подобное этому. Ну, разве что в детстве…
        С тяжелым давящим чувством сажусь в кресло… Отчего-то тихо в комнате? Стоит посмотреть… Стараясь ступать бесшумно, подплываю к двери и…
        -Хороший мой, маленький… Бу-бу-бу… Мой братичек… бу-бу-бу…бубубубу…- два героя сидят на ковре в обнимку, на лицах – блаженство. Позвольте… Кого же это я пять секунд назад? И ведь то и другое - на пределе чувств, с полной искренностью и самоотдачей.
        Страшный и блаженный возраст! Задаюсь вопросом: как в действительности они относятся друг к другу? Долго ломаю голову и не нахожу ничего другого, кроме вердикта «по-братски».         
       
        Действие второе.
        Двое маленьких мальчиков елозят в пыли городского асфальта. То один, сидя сверху, награждает тумаками другого, то другой ,подминая под себя первого,
возит его затылком по тротуару. Третий с удовольствием смотрит на сцену с безопасного расстояния, дает ценные советы и тут же ковыряет в носу грязным пальцем.
        Но разве долго удержишься от непосредственного участия? И вот он бросается в гущу событий… На розовеющем личике – вдохновенно вздернутые бровки…
        Бегу через площадку, огибая горку, песочницу, родителей на скамейках.
Жесткими методами, в корне противоречащими ювенальной юстиции, восстанавливаю порядок. Действующие лица размазывают слезы победы по щекам и возвращают трофейные пуговицы.
        Под осуждающими взглядами просвещенных родителей мы шествуем прочь. Приговор вынесен: дети мои не умеют себя вести, а я начисто лишена воспитательных способностей. Мысленно признаю свое фиаско. Да, не дается мне высокая педагогика… «Многодетные…»- слышится за спиной сдавленный презрением шип. Если бы у меня был только один ребенок, пожалуй и мне бы в голову лезли подобные мысли. Какое пространство для смирения…
         Вспоминаю себя юной ответственной мамашкой годовалого тихого отпрыска и свои мысли по поводу невоспитанности некоторых детей. Каюсь, грешна, думала тогда, что в любом случае виновны родители. Не так воспитывают. Мысли эти ,так или иначе, возвращались ко мне и тогда, когда два милых мальчика уже жили рядом со мной. Время от времени мне приходилось их разнимать, уговаривать, отчитывать, порой и шлепать. И вот мое третье счастье.
         Маленький мальчик совершенно ангельского обличья с обаятельной улыбкой, с веселыми зелеными глазками. Как умиляются прохожие , глядя на него! Видели бы они эти нежные ручки сжатыми в кулачки, лупящими со всей силы «братичку» по физиономии…
         Пожалуй , теперь мне некого осуждать. Что ж, полезное следствие.
         
       

         Действие третье.
         Как там в высокой педагогике? Ни в коем случае не применять силу?
Погрозить пальцем, объяснить, метод естественных последствий?
         Одно чадо в крови, другое молотит его в пароксизме страсти металлической машинкой по голове. Оба орут во всю мочь. Применяя физическую силу, а частично и оскорбление действием, мне удается расслоить этих сиамских близнецов. Обнаруживается, что ,кроме видимого повреждения машинкой головы, присутствует и ответное повреждение зубами руки противника.
        - Мамочка! Он бабазник!(безобразник)Он взял и играл со мной!!!!!!
        - Нет!!!!!Нет!!!! Это он со мной играл!!!!!!!!
        - Да что же в этом плохого?- на меня устремлены три пары возмущенно-гневных глаз. Очевидно в этом сезоне игра с братьями действие противоправное…
Полчаса пытаюсь уяснить смысл происходящего и степень вины участников. Виноваты « все больше». Говорим о том, что нельзя и можно, причем я только открываю рот, а все говорят за меня.
        - Если вы все так хорошо понимаете, то почему?...
        Вопрос без ответа. Интересно, я сама задаю себе такой вопрос, если я так здорово понимаю, что делаю не так, то почему? Да и часто ли мы , взрослые, задаемся этим вопросом?
         
         Действие четвертое.
        - Как ты это сделал?!!!
        - Карандашом…
        - Зачем?
        - Прости мамочка( это уже шепотом ,уткнувшись в мой бок)
        Передо мной бывший атласный диван, каковым он считался еще утром. Теперь по всей его поверхности вихрем торчат в разные стороны длинные вихры, чередующиеся с безобразными дырами.
        Дурацкое слово «зачем»…
        - Во что ты играл, когда это делал?- ответ получен не сразу, но после долгого запирательства мне поведана душераздираюшая история славного отряда, который погибал в горах под бомбежкой…
        - Это было здесь?
        - Нет, вот тут, а потом они уходили вот сюда…
        - Они погибли?
        - Они почти погибли сначала, а потом остались живы…
        - Все?
        - Все.( Нетленные швамбранцы, которые «упали не совсем»)
        - Но тебе придется отвечать. Ты генерал, ты провел сражение на запретной территории, с применением запрещенного конвенцией вооружения. Ты понимаешь?
        - Понимаю…
        - На гауптвахту.
        Вот он стоит в коридоре в углу: тоненький мальчик с врожденной военной выправкой, со слабым чувством боли, маленький берсеркер, побеждающий во всех детских сражениях, не силой, а тем, что поверженный, встает и начинает бой сначала. И так двадцать и тридцать раз.
        Он, которому раз в два дня я зашиваю штанишки, а раз в две недели обнаруживаю, что зашивать бессмысленно. Он, который полутора лет от роду нарядил меня в детский обруч, взял за руку и ,чуть откинув назад голову, с восхищением выдохнул: «Фам!» Что уж это обозначало на его детском языке? Но что-то явно согласное с французским.
         
         Или вот этот, маленький дипломат. Мальчик заставляющий слушаться взрослых.
         Вспоминаю его любимую игру младенчства: он очень любил прыгать держась  за руки. С кем он только не прыгал: с нашими знакомыми и с докторами из поликлиники, с девочкой на улице и с батюшкой из храма – несогласных не было. И вот однажды  мы выбирали мужу ботинки в  маленьком магазинчике с двумя продавщицами. Выбирали долго и мучительно около часа, перемерили десятки пар. Одна продавщица в самом начале зевнув удалилась в подсобку. А вокруг второй наш мальчик начал ходить, сужая круги. И вдруг ,заглянув ей в глаза, мелодичным голосом пропел:
         А давай попрыгаем?
         Как…???
         Ты не бойся, я тебя научу!
         …и когда мы подошли оплачивать покупку, они все еще прыгали…
         
         Третий… Когда он пришел ко мне после очередной драки, примирения , навязанного пылким бойцам мамой, дальнейших гневных взглядов из угла и сказал, явно мучась: « Мамочка, мне стыдно. Как мне теперь жить?» Я, признаться, чуть не рухнула со стула. А было юному философу 4 года…
         Что вырастет из них? Но если эти драгоценности, какие я уже имею, не дадут ничего, виновата буду я и только я.
         Скажите, ради благосостояния своей семьи кого из них я должна была убить в своей утробе?
         Это все равно как Менделееву отказаться никогда не открывать своей таблицы…
         
         Действие пятое. Не последнее.
         Жизнь… Драма, комедия и трагедия в одном лице. Детская жизнь – нараспашку , наша - за ширмой. Так все-таки, враг или «братичка» ? Долгие долгие думы в ночи и на рассвете говорят мне о том, что дети, когда их много, учатся ходить по жизни без костылей с рождения… Отдавать нужное, сострадать оступившемуся, не заблуждаться на свой счет…
          И страшно… страшно, что такое сокровище в моих руках ,а я не умею им распорядиться…
         

          А действие шестое и седьмое?- спросите вы… Так они еще будут… И не только они…


          P.S. Пожалуй, я рада, что они деруться.
          Почему? Потому, что мне не нравятся рафинированные мальчики.
          А еще... они так чудесно и искренне мирятся... И тогда я учусь у них улыбаться...


          * Царь горы- старинная детская игра, в которой все участники стремятся занять стратегическую точку на вершине холма. Царь может быть только один, правда цари меняются:)В общем, куча-мала...