Размышления о дружбе. Продолжение 10

Наталья Шилова
        ...Что сказала бы я всем своим далеким подругам, если бы судьба свела нас вместе хоть на миг? То, что сказано в романе, который ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ РАЗ В ЖИЗНИ читали все и название которого соответствовало бы ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ -- "Двадцать лет спустя". Я вспоминаю главу "Королевская площадь", где отражен РЕШАЮЩИЙ МОМЕНТ: герои РАЗДЕЛИЛИСЬ по своей принадлежности к политическим партиям; на этом пути они встретились лицом к лицу УЖЕ В БИТВЕ, но вовремя опомнились и решили ВЫЯСНИТЬ ОТНОШЕНИЯ ДО КОНЦА, сойдясь для этого на площади. Там они клянутся никогда больше не обнажать оружия друг против друга, всегда помнить дни своей молодости, связавшей их ВЕЧНОЙ ДРУЖБОЙ; и в уста одного из героев автор вложил прекрасные строки, которые могли бы стать ЗАЛОГОМ НА БУДУЩЕЕ: "...министры, принцы, короли, словно бурный поток, промелькнут и исчезнут, но мы с вами -- останемся ли мы теми же? -- У меня есть предчувствие, что да!".
        Но одну из своих поэм (ЗАКОНЧЕННУЮ) я очень хочу показать юным читательницам. Я сочинила ее в 13 лет (о чем я уже сказала в начале письма), и подруга ИРИНА, кажется, знает, что явилась ее РЕАЛЬНЫМ ПРООБРАЗОМ. А поскольку многие молодые девушки испытали в этом возрасте подобные переживания, тему эту считаю ДОСТАТОЧНО АКТУАЛЬНОЙ. А люди МОЕГО ПОКОЛЕНИЯ пусть с улыбкой грусти вспомнят юность*...

                (Конец близок! Терпение!..)



                РАЗМЫШЛЕНИЯ
                О ДРУЖБЕ

                (поэма)

                I


                ...Нет, дружба не всегда бездарна;
                Но не всегда она ВЕРНА!
                А большей частию КОВАРНА;
                Всегда ИЗМЕНАМИ полна!

                И с первых дней она прекрасна:
                Близка и искренна, чиста;
                Потом уже она НЕЯСНА...
                Что ты подумаешь тогда?!

                Для друга зла ты не желаешь
                И не жалеешь ничего;
                И близко к сердцу принимаешь
                Все, что касается его.

                И друга высоко ты ценишь,
                К нему стремишься всей душой;
                А он возьмет -- ПРЕДАСТ, ИЗМЕНИТ...
                А значит -- это друг ПЛОХОЙ!

                Приходит РАЗОЧАРОВАНЬЕ
                В той "чистой дружбе с малых лет"...
                От этого переживанья
                Останется глубокий след.


                II


                ...Дом угловой, подъезд, квартира --
                Остатки прошлых наших дней.
                И все, что здесь происходило,
                Сегодня -- в памяти моей.

                Мы раньше в этом доме жили;
                А там еще семья жила.
                Счастливая пора была:
                С одной девчонкой мы дружили;
                И вместе были мы всегда...
                Но, к сожалению, уплыли
                Давно счастливые года.

                Играли вместе во дворе,
                И вместе в сад и в лес ходили...
                Тогда мы МАЛЕНЬКИМИ были;
                А было нам тогда ПЯТЬ ЛЕТ.

                Ходила к ней, она -- ко мне,
                И вместе время проводили...
                И мы ТРИ ГОДА так дружили.
                А ВОСЕМЬ лет минуло мне --
                Все обстоятельства сменили.

                III

                И в городе другом живет
                Моя старинная подруга.
                Но ВСПОМИНАЛИ МЫ ДРУГ ДРУГА;
                И так летел за годом год.
                Мы ПЕРЕПИСЫВАТЬСЯ стали
                (Нам было ДЕСЯТЬ ЛЕТ тогда);
                С родителями иногда
                Друг к другу в гости приезжали...

                IV

                И вот уж нам ДВЕНАДЦАТЬ лет:
                Опять друг друга мы встречаем --
                Свои объятья раскрываем,
                Вокруг ничто не замечаем...
                Да, ЛУЧШЕ НАШЕЙ дружбы нет!

                ...И вот ко мне пришло письмо
                С обычным дружеским приветом.
                О, как волнуюсь я при этом!
                Как радует меня оно!
                И я схвачу письмо с волненьем;
                Прочту, потом пишу ответ...
                И наполняюсь вся сомненьем:
                Дойдет письмо мое иль нет?!

                Она письма, конечно, ждала
                И так же без меня скучала.

                V

                Но быстро время пролетело:
                Настало нам ТРИНАДЦАТЬ ЛЕТ.
                Все рухнуло, пропал и след:
                ДРУЖИТЬ подруга не умела!

                Да, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СМЕНЯЮТ
                Все день за днем, за годом год:
                Дни, месяцы, века летают --
                РАЗНООБРАЗНО жизнь идет!
                Живешь, живешь, а через год
                Посмотришь -- жизнь совсем ИНАЯ...

                VI

                Тогда я спортом занималась --
                Ходила в секцию тогда.
                Но я девчонок НЕ ЧУЖДАЛАСЬ
                И В ОБЩЕСТВЕ была всегда.
                Нет, здесь скучать я не могла,
                И все меня там занимало...
                Но ДРУЖБЕ я ВЕРНА была --
                ПОДРУГУ Я НЕ ЗАБЫВАЛА!

                И вот однажды, в том же месте,
                В кругу девчонок, как всегда,
                Мне кто-то передал известье:
                ОНА начнет ходить сюда!
                ОНА приедет! И волненье
                Меня охватывает вдруг...
                Придет счастливое мгновенье:
                ОНА -- мой САМЫЙ БЛИЗКИЙ ДРУГ!

                VII

                Она приехала... И встреча
                Незабываемой была!
                Она пришла, и в тот же вечер
                Вся жизнь по-новому пошла.
                Перезнакомилась со всеми
                Подруга; и в теченье дня
                Сдружилась с кем-то, но все время
                НЕ ЗАБЫВАЛА И МЕНЯ!
                Но день за днем летят, мелькают...
                Час роковой уж наступает.

                VIII

                И вот все ближе и все крепче
                У ней сношения с ДРУГОЙ:
                Они все время ходят, шепчут --
                Они СМЕЮТСЯ надо мной!
 
                Они меня ОТВЕРГЛИ вместе,
                А мы дружили столько лет!
                У них ни совести, ни чести,
                Да и ТОВАРИЩЕСТВА нет!

                Мне это ТЯЖЕЛО, конечно,
                Что дружба с ней была не вечна...
                Но все! С последних этих дней
                НЕ БУДУ сожалеть о ней!

                IX

                О призрак дружбы! И зачем
                Тебя я столько лет искала?!
                Я ДУМАЛА, ПЕРЕЖИВАЛА,
                Для дружбы жертвовала всем!

                Исчезло все! В ОДНО МГНОВЕНЬЕ
                НЕ СТАЛО ДРУЖБЫ НИКАКОЙ!**
                И как мечта, как сновиденье
                Все промелькнуло предо мной...

                И вспоминаю я тогда
                То, как мы МАЛЕНЬКИМИ были;
                Как в этом возрасте ДРУЖИЛИ...
                Но те счастливые года
                Уже давно, ДАВНО УПЛЫЛИ!..


                1965 год.
                Наталья Шилова.


         P. S. Цитируя художественную литературу, я меньше всего думала о том, чтобы "продемонстрировать образованность": просто у меня, как у всякого нормального человека, есть свои УВЛЕЧЕНИЯ, свои ЛЮБИМЫЕ КНИГИ, которые я не могла не вспомнить в процессе рассуждений на такую обширную и давно занимающую меня тему.
        Именно поэтому я сочла НЕДОПУСТИМЫМ заглядывать в эти книги, когда писала свое сочинение. Предоставляю сделать это тем, кто прочтет мое письмо. Отклонения в знаках препинания (но не в словах!) должны убедить в том, что я далека от лицемерия.



        *На снимке: Наталья Шилова с двоюродной сестрой Галиной в 2010-м году в Вильнюсе
(в день юбилея Галины Павловны Ивановой).
        **В исходном варианте отмеченное двустишие звучало так:

                ...Исчезло все: ОДНО МГНОВЕНЬЕ --
                И НЕТУ ДРУЖБЫ НИКАКОЙ!

        Ныне автор слегка откорректировал текст, приведя строки к более ГРАМОТНОЙ литературной форме -- в частности, устранив просторечие "нету"...


                ВОТ И КОНЕЦ. ЖДУ ЧИТАТЕЛЬСКИХ РЕАКЦИЙ!