Нация и национализм

Сергей Столбов
Группа понятий реализующих потребность Продолжения рода и Сохранения рода, характеризуют процесс воспроизводства человека. И описывают совершенствование его генофонда, нации и формирование его Родины. Эти потребности являются отражением на блоке воспроизводства человека, соответствующих понятий связанных с материальными и психологическими аспектами формирования и развития человеческого рода.

(Полный документ, элементом которого является этот текст, находится по адресу: http://systemwork.ucoz.ru/_ld/0/1____4.pdf

Рис. 2.2 Объединение блоков понятий, воспроизводства человека

Прежде всего, выделим для данных блоков понятий их интегралы развития: фактическую накопленную информацию – If; эмоционально выделенную информацию (личностно) значимую для человека и эмоционально нагруженную – Ie.

Выделим основные исходные понятия.

Номер блока Интеграл развития Фактор усреднения Субъект усреднения
1 If – фактическая информация T – время воспроизводства поколения S – человек, репликация жизни
2 If – фактическая информация R – ресурс развития G – формы жизнеобеспечения
3 Ie – эмоциональная информация I – информация объединяющая M  – мотивы объединения
4 I e – эмоциональная информация L – связи характеризующие нацию Lg  – язык объединения нации

Вновь обратим внимание на резкое, качественное различие между информацией и структурой связей, хотя на первый взгляд это близкие понятия. В отличие от структуры связи понятий, когда в их совокупности существенны связи между далекими, качественно значимыми понятиями, информация, в том числе генетическая, это, прежде всего, цепь, совокупность близких букв, слов, молекул, записанных, созданных так, что они являются основой для повторения, для репликации сформированных ранее связей.

При этом даже в генах, за циклические процессы и формирование структурных взаимосвязей ответственны разные механизмы.

Долгое время считалось, что за регуляцию работы генов отвечают исключительно белки. Догма формулирующаяся, как «один ген – один белок», предполагает, что гены, это те сегменты ДНК, которые кодируют белки. Остальные «молчащие участки» считались «мусором». Белки выполняют ферментативные и регуляторные обязанности, - они отвечают за активацию и экспрессию генов, тем самым, они, прежде всего, отвечают за циклические процессы (I) в живых клетках и в организмах.

Но, чем сложнее организм, тем меньше становится в нем доля белок кодирующих последовательностей. У человека на их долю приходится уже менее 1% геномной ДНК. Сейчас биологи пришли к выводу, что за создание сложных органических структур (L) в геноме многоклеточных ответственны РНК-транскрипты, которые никогда не кодируются в белки и существует развитая разветвленная регуляторная система на уровне РНК.

Кроме того, лишь у приматов и человека существуют так называемые Alu-повторы в РНК, возможно, они ответственны за появление сложных нейронных сетей в их мозге.
Представим орграф объединения, блоков понятий воспроизводства человека.

  Рис. 2.1б Объединение блоков понятий, воспроизводства человека сформированное на основе базовых размерностей.

В этом объединении блоков разные варианты «субъектов развития» плотно связаны собственно с человеком, раскрывая различные аспекты его существования.

Блок формирования генофонда

Блок 5. Интеграл развития – информационный, генетический образ, который своим существованием позволяет сохранять и повторять, «реплицировать» общность людей. Эта характеристика имеет размерность информации If(nature) = If(internal) = If, и выражает объем информации, записанной в генофонде в широком его смысле, включая и все другие накопленные знания рода, которые закреплены на различных носителях информации, которые необходимы для сохранения и развития всей человеческой общности.

Факторы усреднения:

Время воспроизводства поколения - время необходимое для рождения, воспитания, обучения человека, его самораскрытия в жизни и передачи знаний другим – T.

Человек как система репликации, как носитель программы своего поведения – S.

Отсюда: (p + a/y2) • (y - yf) = Z , где:

p = If /T – информационная мощность поколения, жизнеспособность семьи или рода;
y = T /S – время воспроизводства;
Z = If /S – информационный уровень развития человека;
a/y2 – параметр роста эффективности выживания при объединении;
y ; yf  – предел обусловленный сменой субъекта развития.

Рассматривая вопрос формирования и усиления роли информации в биологических процессах, обратим внимание на то, что в обычных физических и химических процессах роль информации не очень существенна. Она всего лишь отражает ход этих процессов, по существу, являясь только неявно выраженной «тенью», параметром, характеризующим ход и фактически не влияющим на их течение.

Рис. 2.5.1 Области уравнения состояния с учетом коллективных эффектов

Рис. 2.5.2 P-Z диаграмма уравнения состояния понятия

Существует определенная взаимосвязь информации и энтропии, и в этом случае, энтропия проявляет себя как один из законов сохранения, дополняющий другие законы сохранения - массы, энергии, импульса, количества движения…, действующие в физике и термодинамике, и совместно определяющие ход протекающих процессов.

И лишь в биологических процессах понятие информации становится особо значимым. Именно в этих процессах ключевым становится процесс повторения: действий, процессов, состояний, структур.

А поэтому значимой становится программа подобного повторения – некоторый набор слов, некоторая цепочка символов, молекул, знаков, исторических событий. Эта программа должна обладать: свойством быть записанной; свойством быть прочитанной, возможностью быть реализованной в последующих действиях сложных биологических структур, сохраняя энергетическую выгодность протекающих реакций на каждом шаге этих процессов.

Данное явление возникло на базе химических каталитических реакций – реакций, в которых присутствует некоторый агент, активное вещество, или некоторое его состояние, которое циклически повторяется в процессе. При этом подобные каталитические процессы энергетически выгодны на каждом их шаге, чем они позволяют протекать таким реакциям, которые прямым путем в данных условиях невозможны.

Вначале, в условиях высоких температур и давлений на поверхности Земли, эти циклические процессы, нарабатывая аминокислоты «первичного бульона» протекали в открытой среде. Усложняясь, они стали протекать внутри оболочек первичных клеток, при этом усложняя и информацию, передаваемую от поколения к поколению и от одного каталитического цикла внутренних процессов к другому их каталитическому циклу.

Пока в ходе эволюции жизни на Земле, не сформировались полноценные процессы жизнедеятельности клеток, включая генетические механизмы их наследственности и передачи информации от одного поколения к другому поколению и от одного живого организма формируемого на базе совокупности клеток к другому живому организму.

Новый этап в развитии информации возник в процессе взаимодействия организмов (включая клетки) друг с другом. Последовательно возникли химические, поведенческие, звуковые и иные методы хранения и передачи информации, они резко ускорили динамику развития, ее качество, увеличив пространство, занимаемое живыми существами на Земле.

Сейчас, повторяясь, еще раз перечислим основные, структурные формы, в которых проходило формирование, хранение и развитие информации в процессе развития жизни, выделим основных субъектов развития.

На ранней стадии истории Земли в условиях высокого давления и температур и углекислотно-метановой атмосферы, возникли условия для формирования «первичного бульона» из аминокислот в чисто химических каталитических процессах протекающих в среде. Наличие каталитических циклов увеличивает глубину преобразования энергии и исходных сырьевых продуктов в более сложные химические соединения.

На базе «первичного бульона» из аминокислот возникли оболочки клеток, клетки и уже внутри них, началось усложнение и рост эффективности протекающих процессов. Прежде всего, в результате возникновения генов - структур для хранения информации, и их репликации в последующих поколениях. Их доминирование и развитие происходило в формах включающих прокариотические и эукариотические клетки как самостоятельные организмы. Важно, что их сосуществование шло на базе циклического взаимодействия фотосинтезирующих видов (растений) и животных видов клеток.

Взаимный метаболизм и круговорот органических веществ в совместном цикле развития резко усилился. При этом полнота преобразования поступающей на Землю солнечной энергии выросла и выросла, численность живых организмов и объем продуктов их жизнедеятельности, а это привело к возникновению значительных геологических отложений в земной коре.

Но отложения, говоря о богатой пищевой основе жизни докембрийского периода и о высокой динамике роста форм живых организмов этого периода, говорят и об их несовершенстве.

С началом кембрийского периода резко выросла динамика развития форм живой жизни. Количество видов резко выросло. Механизм репликации, и рекомбинации генов в клетках усложнился, принял современные формы. Развитие прошло путь от отдельных клеток и их групп, к организмам, которые имеют систему кровообращения, центральную нервную систему, половое размножение, желудочно-кишечный тракт, наследуемые формы поведения. Сложность генотипа стала максимальной и содержит до 10^10 «слов».

Важно, что эффективность преобразования энергии солнца в биомассу резко выросла, и сейчас, например, от буйной растительности тропических лесов стран Центральной и Южной Америки, фактически нет отложений остающихся в почве. Вся биомасса которая возникает в лесу, без остатка перерабатывается в нем живыми организмами, не оставляя отложений в почве. Симбиоз между всеми живыми объектами среды, максимален.
 
Следующим субъектом развития, возникшим уже не у отдельного организма, а у их общности, образованной, прежде всего, из существ вида образующих эту общность, стала «программа» их совместного поведения, например, на охоте у гиеновых собак, или в совместном движении стада у бизонов.

Важно, что подобное поведение передается уже не генетически по наследству, а воспитывается, передается от одного поколения к другому в совместном действии.

Информацией, носителем программы поведения стаи стали навыки сложного поведения, которые запоминаются, повторяются и передаются следующему потомству. Именно усложнение стереотипов поведения привело, через этапы поз, мимики и жестов, к появлению языка. А затем к его усложнению, появлению письменных языков и языков развития к их широкому и динамичному распространению.

Но появление языка и отражение реального мира в совокупности звуков и слов привело еще к одному качественному скачку, от человека отпочковался и фактически стал самостоятельно развиваться мир идей, выражаемых этими словами. Первым это наиболее четко выделил и раскрыл Г.В.Ф. Гегель, изучавший саморазвития идей на человеческом обществе.

Гегель считал, что история - это инобытие идеи на человеческом обществе, или с другой стороны, история - это идея в ее саморазвитии, тем самым в своем анализе акцентируя внимание на информационный аспект саморазвития человечества. А потому, как бы ни были сложны проблемы, как бы они ни казались разнородными, являясь, например, техническими проблемами, это, прежде всего, развитие идей на языке, в кодах информации.

Поэтому, пусть несколько опережая события, и вторгаясь в другие блоки понятий, рассматривая орграф как динамическую целостность понятий, характеризующих процесс развития человека и человеческого общества и как структуру взаимосвязи многообразия этих понятий, заметим, что они обладают следующими обобщенными свойствами.

1. В процессе отбора они ведут себя как живая «дарвиновская система[52]». То есть подобно любым живым существам, но уже не на физиологическом уровне, а на всем человечестве и всем пространстве идеальных понятий описывающих развитие человека и человеческого общества, в них стабилизированы некоторые информационно-социальные структуры за счет остальных. При этом они обладает всеми элементами дарвиновской системы, включая метаболизм, самовоспроизведение и мутабильность.

Метаболизм. В процессе развития человеческого общества идет постоянное разрушение старых и образование новых понятий описывающих взаимосвязь структур характеризующих его состояния. Отбор действует только на промежуточные состояния понятий, которые образуются из высокоорганизованных предшественников и которые разрушаются, превращаясь в низкоорганизованные, слабо взаимосвязанные состояния. Способность всякой биологической системы использовать необходимые для этой цели свободную энергию и вещества называется метаболизмом. В нашем случае метаболизм проявляется на пространстве информационно логических понятий в ходе постоянного видоизменения и обновления их смыслового наполнения. При этом как разрушение старых понятий, так и создание новых понятий, с иным смысловым наполнением, идет с положительным сродством и выгодно на микро уровне, на каждом шаге процесса.

Самовоспроизведение. Конкурирующие структуры, определяющие поведение и развитие человеческого общества и понятий его описывающих обладают способностью инструктировать собственный синтез. Такая автокаталитическая функция необходима для любого механизма отбора, она включает дестабилизацию популяции в присутствии даже единственной копии возникшего благоприятного состояния человеческого общества и даже лишь в присутствии его информационного описания в форме идеала. Но в то же время самовоспроизведение это крайне важный механизм и для сохранения накопленной в системе за весь предыдущий период информации и тем самым это обобщенная форма роста всего накопленного прошлого человечества.

Мутабильность. Точность любого процесса самовоспроизведения понятий ограничена из-за смыслового шума. Из-за неоднозначности понимания людьми любого понятия, обусловленной их разным происхождением, уровнем знаний и историческим опытом, эта точность еще более нарушается, и поэтому эти понятия воспроизводятся уже с новым смысловым наполнением. Мутабильность всегда связана со способностью данной системы к самовоспроизведению. Более того, она логически необходима для эволюции. Ошибки и неоднозначность понимания – это один из источников новой информации. В то же время в человеческом обществе существует сознательное развитие и обновление понимания и толкования различных понятий в процессе научного изучения природных и общественных процессов, которые обуславливают его ход и динамику.

Именно в таком аспекте, в понимании самостоятельности развития понятий, и конструктивно понятие идеализма. Слово – мысль – понятие – смысл – идея, в процессе всей деятельности раскрывают себя как если бы они были живые, активные, самостоятельные, самодостаточные существа, развивающиеся на всем огромном многообразии людей как на субстрате.

Процесс развития имеет диалектический характер и подчиняется его законам:
- наличие замкнутых циклов из понятий показывает роль закона отрицания отрицания, когда, пройдя цикл, понятие возвращается вновь в ту же точку, но в новом качестве;
- границы фазовых областей демонстрируют переход количества в качество;
- единство противоположностей наглядно в треугольниках противоречий в связях понятий.

Таким образом, исходя из базовых потребностей, как потребностей материальных, физиологически обусловленных, был сформирован единый граф. При этом утверждается, что понятия проявляются и ведут себя как самостоятельные объекты, которые обладают свойствами обычно присущими лишь живым существам.

И поэтому можно утверждать, что при едином взгляде на мир, материалистический и идеалистический (гегелевский) подходы, являясь разными проекциями одного процесса, неразделимы и тождественны.

2. Все многообразие сформированной структуры взаимосвязи понятий связанное в единый замкнутый орграф ведет себя как гиперцикл[52]. Каталитический гиперцикл - это система, связывающая автокаталитические или самовоспроизводящиеся единицы друг с другом, посредством циклической связи.

Цикл, и в особенности гиперцикл это такая форма развития природы, в рамках которой идет саморазвитие его наиболее сложных объектов. Так, например, известен углеродный цикл, который ответственен за высвобождение энергии в массивных звездах, его компоненты 12C, 13N, 13C, 14N, 15O, 15N – постоянно воспроизводятся в ходе реакционного цикла. Известен цикл трикарбоновых кислот, или лимонной кислоты – это общий каталитический аппарат биологического окисления «топливных» молекул в живых организмах. Важную роль играют биологические информационные циклы и гиперциклы, например цикл репликации одноцепочечной РНК, или размножение РНК- содержащего фага в бактериальной клетке.

Блоки понятий с общими базовыми потребностями, как самовоспроизводящиеся структурные общности также могут рассматриваться как каталитически замкнутые единицы, динамика циклического развития которых, наиболее наглядно проявляется на фазовых плоскостях. При этом цепочка подобных блоков понятий замкнута в единый замкнутый гиперцикл их взаиморазвития.

Гиперциклы представляют собой новый уровень организации различных систем. Это проявляется в их уникальных свойствах. Самовоспроизводящиеся единицы не связанные друг с другом гарантируют сохранение некоторого количества информации, и ее передачу от поколения к поколению.

Гиперцикл, кроме того, делает возможной кооперацию между такими единицами. При этом с любой самовоспроизводящейся единицей, не являющейся частью этого гиперцикла, они конкурируют еще более ожесточенно.

Информация в обществе и об обществе, это форма сохранения и развития его «общественного генотипа». Что одновременно и является и проявляется и как в формах развития человечества, так и в формах саморазвития этой информации на человеческом обществе как на субстрате. По этой причине в цикле взаиморазвития понятий тесно смыкаются идеалистический диалектический подход к развитию, данный Г.В.Ф. Гегелем, так и материалистический диалектический подход к развитию, развитый К. Марксом.

Подобные формы развития обусловлены тем, что с одной стороны любая деятельность людей обусловлена материальными, чисто физиологическими потребностями, которые удовлетворяются в ходе реальных трудовых взаимосвязей людей. А с другой стороны, при огромной численности людей на земле, всякая появившаяся и ставшая известной даже небольшому количеству людей мысль, идея, понятие, всегда находит своего читателя, последователя и продолжателя. Именно он, развивая эту мысль, идею, раскрывая понятия, ведущие к ее совершенствованию, доводит ее до реализации, или, с другой стороны, доводя ее до абсурда, заканчивает активную фазу существования этой идеи.

Тем самым, вроде бы абсолютно идеальные и реально не существующие объекты, реализуют весь заложенный в них потенциал развития и фактически самостоятельно живут в человеческом обществе, развиваясь на нем как на субстрате.

Существенной причиной обуславливающей подобное развитие, является то, что наличие языков в человеческом обществе, и в особенности языков развития позволяет зафиксировать эти понятия, выявить их смысловую сущность и перевести с любого языка на любой иной язык.

При этом, подобно тому, как между любыми людьми в огромном человеческом обществе может быть найдена цепочка не более чем из пяти – шести человек, непосредственно знающих друг друга и тем самым замыкающих все звенья связи между этими людьми. Так и связи между любыми смысловыми понятиями не так уж и сложны, и при их детальном рассмотрении обозримы, а потому способны раскрываться при анализе, а затем и развиваться, выявляя и совершенствуя истинную сущность понятий, объединенных этими связями.

Но любая подобная структура взаимосвязей, выявленная людьми при анализе, любая смысловая структура понятий, обладающая внутренней красотой, а тем более структура понятий, претендующая на роль истины и идеала, оказывает мощное влияние на реальное поведение людей, заставляя их следовать этой красоте. Тем самым идеальные понятия, раскрываясь в поведении людей, в их обществе, развиваются на нем и в нем.

И с другой стороны, знание реальных структур связи понятий характеризующих человеческое общество позволяет, поняв внутреннюю сущность, вызвавшую эти связи, и используя различные формы запоминания и воспроизводства программ поведения осознанно и без обычных для человеческого общества катастрофических коллизий развиваться в мире.

Характеризуя собственно нашу фазовую плоскость, обратим внимание на то, что в настоящее время Z, y, p – растущие понятия. Рост этих понятий обусловлен переходом на такую стадию развития, когда доминирующим в развитии человеческого общества стал, экспоненциальный рост информации, анализируемой и фиксируемой на различных видах внешних ее носителей. А также тем, что также растет и продолжительность жизни людей, и важная ее часть - время обучения различным профессиям – время воспроизводства.

В то же время, на примере чисто физиологического этапа развития жизни, хорошо заметен и последовательный рост числа нуклеотидов в геноме от «древних» видов к ее современным представителям. И некоторое его снижение на наиболее развитых живых организмах – «колоколообразный» вид зависимости, так как кроме совершенствования его идет и исключение «молчащих» участков генов.

Сейчас, несколько уходя от нашего анализа, поскольку время воспроизводства человека является лишь частью времени жизни, рассмотрим развитие с точки зрения этого параметра. Несмотря на довольно условный характер использования продолжительности человеческой жизни как параметра оценки, уровня жизнеспособности человека. Тем более что это слишком медленный параметр, в реальной жизни постоянно обрываемый войнами, а также природными и социальными катаклизмами. Но он достаточно удобен, показателен и информативен для целей нашего структурирования понятий.

Возможности человека и человеческого общества зависят от продолжительности человеческой жизни. Ее нижний предел, ведущий к физиологической деградацией общности yf ; 20 лет. Средняя продолжительность жизни австралопитеков составляла менее 20 лет. Никто из них не жил до 40 лет и лишь один из семи доживал до 30 лет.

Поскольку они подобно другим гоминидам лишь к 9-10 годам достигали своей половой зрелости, то, ни о каком глубоком интеллектуальном развитии за оставшиеся годы жизни говорить не приходилось – оставалось лишь успеть вырастить собственное потомство. Важно, что длительность этого взросления была обусловлена длительностью развития мозга детенышей. При таком большом времени взросления потомства крайне существенной становится роль семьи, а на ранних этапах стада или группы семей.

И только после увеличения средней продолжительности жизни более 25-30 лет, и при наличии долгожителей живущих и объединяющих несколько поколений, человек становится способным успеть познать и передать потомству какие-то новые навыки. Подобное увеличение продолжительности жизни человека стало возможным после возникновения и возрастания роли общества.

И в ходе развития общественной интеграции - появления и развития семьи и рода. Важность этапа родовой общины в развитии человека была, выявлена и изучена еще Морганом.
В его работах, работах других историков, было изучено развитие человеческого общества от промискуитета до семейных отношений. Крайне важным результатом является то, что развитие семейных отношений шло через осознание и закрепление в морали, законе и религии запрета родственных браков людей, что привело к резкому снижению генетических нарушений у последующих поколений. Формирование семьи и снижение роли случая и инбридинга в формировании генотипа людей, возможно, играет роль тройной точки на фазовой плоскости.

Таким образом, в отличие от животных, окончательно была закреплена такая форма отношений, которая привела к укреплению и доминированию генетически наиболее крепких родов, поскольку для жизни существенно как обновление, так и сохранение генетической основы рода.

Возвращаясь к развитию патриархальных общинно-родовых отношений, отметим, что основным накопленным прошлым развития на этом этапе, является рост численности и физическое совершенствование наций, закрепленное в их генофонде и в фонде их идейных основ. Начавшись после и в ходе формирования языка, этот этап развития закончился только в конце 19 - начале 20 веков. Роль факторов отбора росла с элементами сознательного выбора невест, в крупных патриархальных семьях, как у германцев, славян, так и у других индоевропейских народов. Что в немалой степени способствовало росту их численности и победе над населением окружающих стран, включая и Рим.

Анализируя возрастную структуру населения, отметим, что в последние годы она изменилась. Возрастная структура населения, конца девятнадцатого, начала двадцатого веков, (а поэтому, по-видимому, и в предыдущие годы развития человека, но при большей смертности), имела явно выраженную линейную, треугольную структуру - число жителей тем больше, чем меньше их возраст. При этом смертность жителей всех возрастов была близка, и понятие продолжительности жизни имело лишь смысл среднего возраста в популяции - 25-30 лет для разных стран мира, при наличии отдельных долгожителей. В двадцатом веке в результате развития медицины, была резко снижена смертность среди детей и людей средних возрастов. Возрастная структура населения приняла вид пьедестала с треугольной вершиной только для жителей старших возрастов (с точностью до искажений, вызванных миграцией населения, войнами, иными исключительными событиями).

При этом выявилось понятие продолжительности жизни человека, отличающееся от удвоенного среднего возраста, и достигшее значений около 70 лет, для всех развитых стран включая СССР. Накопленное прошлое страны растет с ростом продолжительность жизни ее населения. При том в странах с открытым стереотипом национального поведения, например, в США продолжительность жизни достигла величин больших, чем в других странах.

Отметим различие национальных стратегий по сохранению и развитию собственного генофонда. Большинство наций ведет защитную стратегию развития и негативно относится к бракам с инородцами, позволяя тем самым сохранить свой род. Русские же формировались, прежде всего, как нация одной религии и легко включали в свое число представителей любых наций, принявших православие, а в последующем принявших Российское подданство и Советское гражданство.

Кроме того, необходимо отметить и тот факт, что за исключением западных границ страны, формирование русской нации проходило в условиях открытых границ, куда уходили люди, не согласные с внутренними ограничениями и откуда постоянно шел приток новых людей. Поэтому наш генофонд так широк, а спектр внешних и внутренних характеристик людей в России так размыт. В этом смысле близкие условия формирования нации имеют лишь северо- и южноамериканцы, у которых условием достаточным для включения в нацию являлась лишь уплата налогов государству.

Одной из наций отличающейся своеобразием в развитии своего генофонда являются евреи. Которые, допуская отсчет родства, путем принятия новообращенными национальной религии, так и признавая отсчет родства по матери, часто поддерживали браки женщин с представителями элит наций, на территории которых они проживали. Этим они обновляли генофонд лучшими представителями других наций и улучшали условия жизни всей нации.
Своеобразно шло обновление генетического фонда и, например, у цыган, которые по условиям существования, часто оказываясь в контакте с активной, но субпассионарной, криминальной частью населения тех стран, в которых они жили, сохранили высоким уровень динамичности своей нации.

Характеризуя состояние понятий на фазовой плоскости, заметим, что малое время жизни людей до восемнадцатого, двадцатого веков, заставляло развиваться лишь в рамках групповых форм взаимодействия (области 2, 3, 4) с низким и средним  информационным уровнем развития общества. И при наличии отдельных гениев, которые обладали высоким уровнем развития и фактически проповедовали свои знания другим. Далеко не случайно, и в особенности это заметно в культурах Индии, Китая и Японии, понятия долгожитель, старец и понятие мудрый человек, были фактически синонимами. Увеличение продолжительности жизни, в последние века позволило резко повысить информационный уровень развития всех людей самых разных стран и их наций. Выросла информационная мощность поколения, характеризующая общество в целом.

В настоящее время отношение к увеличению продолжительности жизни людей имеет неоднозначный характер. С одной стороны, продолжительность собственной жизни, являясь целевой характеристикой для всякого конкретного человека, является позитивом.
Потому что рост продолжительности жизни увеличивает информационный уровень всякого человека, наполняя жизнь смыслом, позволяя человеку полнее раскрыть потенциал его личности, добившись реализации тех фантазий, которыми он жил в юности а, в конце концов, и просто завершить те дела, которые он начал в своей жизни.

С другой стороны каждый год жизни видоизменяются по своим потенциальным и реальным возможностям, и по спектру дел, которые выполняются наиболее эффективно. Так в детстве наиболее динамично идет познание окружающего мира и познание тех его законов, которые уже были открыты другими. В юности доминируют потребности и возможности, обусловленные требованием воспроизводства и рождения нового потомства, в том числе и с воспроизводством и созданием нового, научного знания и понимания мира. В средние годы человек, получив и доведя до совершенства свои профессиональные возможности, способен их раскрыть, интенсивно и эффективно выполняя большие объемы работ.

В пожилом возрасте физические и интеллектуальные способности людей падают, но и объем знаний и межличностных связей человека становится максимальным, поэтому этот возраст наиболее эффективен при выполнении работ имеющих интегрирующий характер. Фактически эффективность личности в этом возрасте зависит от его основной специальности и от идеологических и социально-защитных установок общества, в котором он проживает.

При этом если человек обладает специальностью, эффективность которой растет с объемом личных знаний и межличностных связей человека, например специальностью ученого, политика, или писателя, то даже в пожилом возрасте, как Л.Н. Толстой, или Д.И. Менделеев он способен создавать крайне выдающиеся произведения.

Если же общество, как в развитых странах, ориентировано на специализацию лишь по узко профессиональным направлениям и пытается выжимать из человека максимум именно в среднем возрасте. Но если при этом, уровень социальной защиты в стране максимален, то, как ни странно, это ведет к проблемам в развитии. В настоящее время, продолжительность жизни людей, в основном, монотонно растет, и монотонно растет доля людей пенсионного возраста и растет нагрузка по их социальной защите на работающих людей.

При падении рождаемости в этих странах и при снижении доли активного населения, это ведет к обрыву динамики развития в будущем. Так в США и странах Западной Европы близко время, когда на двоих работающих будет один пенсионер. Так как рост y идет со снижением p и z, то общество движется в область деградации накопленного прошлого.

Ориентация на то, что целью жизни является растрата в наслаждениях заработанных денег и свободного времени человека, включая и его пенсионное время, является целевой установкой капитализма, то тем самым, виден один из пределов его развития.

Необходим пересмотр и совершенствование смысловой и экономической эффективности жизни людей в пожилом возрасте.

Рождаемость - динамический фактор, определяющий жизнеспособность нации, но в то же время, это и основная форма, благодаря которой идет экспансия организмов при освоении и заполнении ими окружающей среды.

Именно способность занять место в экологической нише раньше, чем там окажется другой организм и является лучшей формой развития и лучшей формой защиты этой ниши. В этом направлении и действует рождаемость, динамическая роль, которой позволяет жизни развиваться. Деление клеток через каждые несколько минут было крайне важной основой, которая позволила жизни активно развиваться на планете. Усложнение форм жизни замедлило этот процесс, но при этом резко выросли внутренние способности организмов защищаться, эффективность переработки поступающей на Землю энергии и полнота совместного циклического метаболизма организма в среде. Расширилась сама эта ниша.

Рождаемость в человеческом обществе тесно связана с формами общественных отношений. При этом важно, что существовавшие долгое время патриархально-общинные отношения поощряют рождаемость в семье и фактически полностью ориентированы на рост ее численности. В русской общине, поскольку для нее был характерен ежегодный передел земли по количеству едоков в семье, высокий уровень рождаемости способствовал высокому уровню жизни отдельной семьи, тем самым, закрепляясь в стереотипе поведения нации и способствуя ее выживанию в крайне сложных климатических и исторических условиях.

Величина рождаемости в России конца 19 века составляла 4.87 - 4.95% в год. С учетом величины смертности в эти годы 3.40 - 3.14%, величина естественного прироста населения России достигала 1.8%. В настоящее время, такая высокая рождаемость существует лишь в Африке к югу от Сахары, в районах с общинной собственностью и сложной, полигоничной структурой семьи в общине.

Поскольку в истории России 19-20-го веков существенно-важной оказалась роль еврейской нации, отметим достаточно высокий прирост еврейского населения. С 1815 по 1897 годы численность нации возросла с 1200000 до 5215000 человек. И с учетом 1500000 человек эмигрировавших начиная с 80-х годов в Америку, численность нации возросла в 6 раз, при 4-х кратном росте населения России в целом.

Повторим особо выделенный еще Д.И. Менделеевым статистический факт, что у этой нации на 100 девочек, рождалось 135 мальчиков [29] в сравнении с соотношением 100/105 в целом по России в 1887 г. Такое резкое статистическое нарушение, это крайне важный факт. Возможно, он говорит о том, что в конце девятнадцатого века, в этой нации произошел так называемый “пассионарный взрыв”. Это понятие было введено Л.Н. Гумилевым, и оно характеризует резкое ускорение динамики развития нации и изменение стереотипа ее поведения.

Стереотип поведения этой первоначально одной из самых бедных наций в России, с конца 19-го начала 20-го веков действительно изменился: Появилась преступность. Так, например, в Одессе, этой столице юга России царила банда Мишки-Япончика. Выросла социальная активность. Так, по словам Витте “евреи, составлявшие около 5% населения страны, давали 50% всех революционеров”, включая и партии с проводимыми ими чисто террористическими методами борьбы. Они активно участвовали и в террористических актах и иных революционных движениях.

Но выросла их культурная активность и вклад в развитие литературы, образования, науки, политики России. Число людей окончивших высшие и средние учебные заведения, намного превышало ограничение на “процентную норму”. Процентная норма была равна доле еврейского населения тех районов, где были расположены учебные заведения (10% в черте оседлости, 5% в Москве, 3% в Санкт-Петербурге). Она была введена для ограничения приема евреев в государственные учебные заведения. Рост образования шел за счет обучения в частных и коммерческих училищах.

Изменение общественных отношений, уровня и характеристик жизни во всем мире, а особо изменение культуры в Европе привело к падению смертности и рождаемости в ней. И как следствие и к падению естественного прироста населения этих стран. Но надо сказать, что рождаемость является понятием, характеризующим базу развития нации.

При прочих равных условиях именно нации с высоким ее уровнем будут доминировать в будущем, а те народы, которые обладают низким уровнем рождаемости, даже обладая сейчас более высоким уровнем развития и уровнем жизни, готовят свое будущее для других. История найдет и формы развития этих народов и формы перераспределения чужого накопленного прошлого и формы насилия для своей реализации (или мягкие, или жесткие).

Формы же проведения перестройки в России привели к росту смертности среди жителей старших и средних возрастов. Начиная с 1992 года, смертность по сравнению с 1965-1985 годами, выросла в 3,4 раза, достигнув величины 1,57% в год. Смертность среди лиц трудоспособного возраста увеличилась на 60%. Средняя продолжительность жизни в стране упала до 55 лет и продолжает падать. Существенно, что резко упала и рождаемость, достигнув величины менее 0.9% в год.

Это характеризует снизившийся уровень жизнеспособности русской нации. Важно, что сейчас рождаемость упала, прежде всего, по социальным причинам, поскольку в группе наиболее экономически обеспеченных 30-40 летних женщин, она сохранилась на прежнем уровне.

Естественная убыль населения России достигла почти миллиона человек в год, причем каждый третий умирающий, преимущественно мужчина средних лет, который не доживает до пенсии.
Демографическая ситуация в стране является катастрофой. Даже в тяжелейшие 1926 - 1939 годы прирост населения был вдвое больше чем в 1970–1980-е, а после 1990 года началось вымирание, причем не только из-за падения рождаемости, но и роста смертности, невиданного для второй половины двадцатого века.

Субъективный фактор в вопросах изменения рождаемости, в значительной степени сформировался под влиянием работ З. Фрейда и Т.Р. Мальтуса. Отметим, что З. Фрейд, являясь врачом психиатром, работал, прежде всего, с больными людьми, которые по различным причинам не поднялись в вопросе их эмоционального богатства отношений с близкими людьми выше физиологического уровня отношений - секса. Абсолютизация роли секса последователями Фрейда привела к закреплению, в стереотипе европейцев, стремления к физиологическому уровню отношений в семье. Что как следствие, привело к негативу. Привело к закрепившейся низкой рождаемости в Европе и США.

При этом низкий уровень стремления к продолжению рода, переводит народы этих стран в область устойчивого самозамкнутого развития, что уже невозможно в условиях открытой экономики. Уже сейчас, это ведет к тому, что для сохранения уровня своего экономического развития они вынуждены привлекать рабочую силу из других стран. Но это приведет к дальнейшему росту межнациональных противоречий в этих, длительное время моноэтнических странах и заставляет европейские страны реально вводить политику своего самозамкнутого развития, и заставляет эти народы изменять свое отношение к рождаемости в собственных нациях.

Сейчас фактически в этой области находятся и русские. Об этом говорит так резко возросший в стране национализм среди ее населения. Хотя и характерный для динамично развивающихся народов стереотип открытого - «русского» поведения настолько врос в наш народ, что национализм все же ограничен в динамике.

Рост различия в динамике прироста соседних народов или различных социальных групп населения достаточно важен в истории. Так, например, на возникновение и ход антифеодальных революций в XVI – XVIII веках повлияло изменение динамики структуры населения в Европе. Произошел резкий рост численности “низов” из простолюдинов, вследствие падения смертности и повышения уровня их жизни. Но сохранился и даже несколько упал рост численности феодальных дворянских “верхов” в эти годы, вследствие негативной роли генетического вырождения в этой достаточно узкой группе людей.

Если бы прирост численности дворянства был пропорционален, или был больше роста численности “низов”, то масса разоряющихся и “расползающихся” среди “низов” дворян (из вторых, третьих, и т.д. сыновей) растворилась бы среди основной массы населения, что сняло бы остроту социальной пропасти между этими группами населения.

Среди свежих исторических фактов достаточно наглядны события в Югославии.
После второй мировой войны относительно небольшая албанская диаспора проживала на исторической родине сербов в Косово. Поскольку прирост численности этих народов, а значит и стремление к продолжению рода, было сопоставимым и высоким, то для обоих народов был характерен открытый стереотип развития генофонда, и хода национальной политики, и сербы спокойно относились к этому факту своей демографии и истории.

Прошла половина века. Вследствие изменившейся динамики рождаемости обеих наций, численность албанцев резко возросла, и они стали доминировать на этой части, территории Югославии. Резко возросли межнациональные противоречия, национальный стереотип поведения сербов сменился на самозамкнутый национальный стереотип.

Возможно, подобное состояние продолжалось бы достаточно долго, оставаясь в виде бытовой формы межнациональных противоречий, типичной у самых разных стран и народов, если бы Европейские страны в борьбе с Социалистической Югославией активно не поддерживали националистические движения албанцев (и националистов других народов Югославии). Они финансировали, вооружали и управляли сепаратистами через спецслужбы своих стран.

События вылились в форме гражданской войны в Югославии и прямой агрессии западных стран. История этой страны пополнилась очередной страницей антиславянской и антиправославной политики стран Западной Европы. И что дальше?

А главное в этих событиях то, что страны Европы уже давно не моноэтничны, а их народы сами находятся в области самозамкнутого стереотипа национальной политики. И всякая поддержка националистических движений готовит Европе “мины” межнациональных взрывов в собственной истории, а сейчас лишь отлаживает сценарии будущих событий. Что, в общем, то уже и началось, например, в националистических взрывах во Франции.

Рассмотрим также динамические характеристики процессов воспроизводства и взаимодействия группы национально-государственных образований в ходе их истории.

В рамках модели Вольтерра-Лотке[47], описывающей динамику взаимосвязанных по ресурсам двух групповых общностей, будем считать, что:
Y – численность населения ядрообразующего государства (империи);
X – окраинная патриархальная общность (род, нация, государство);
k1 – рождаемость характерная для патриархальной общности;
k2 – константа взаимосвязи двух национальных общностей;
k3 – смертность внутри ядрообразующей империи.

Для подобных общностей характерно наличие точки устойчивого равновесия (X0,Y0), такой что: X0/Y0 = k3/k1 и периодический характер поведения вокруг этой точки равновесия, с периодом равным: T = 2; / ;(k1*k3)= 2; / k1 * ;(Y0 / X0).

Приняв характерные для средних веков величины k1;0.05 1/год и k3;0.01 1/год, получим: T ; 280 лет. Эта величина встречается в различных исторических работах, близка к выделенной ранее величине в 6 • 4 • Т- = 6 • 4 • 10,8 = 6 • 43,2 = 264 года, а T/2;140 лет близко к времени пассионарного взрыва в этносах, выделенного Львом Гумилевым в его анализе хода исторических событий. При этом X0/Y0 = k3/k1 = 1/5.

Отсюда следует типичная динамика процесса взаимодействия столкнувшихся в своем развитии народов. В процессе расширения империи, она сталкивается на своих границах с новыми и новыми нациями и их группировками, с относительно меньшею их численностью. Идет активная борьба общностей и поглощение метрополией людских и иных ресурсов малой нации, вплоть до полного ее исчезновения или растворения.

Если взаимодействие двух наций оказывается достаточно длительным, идет взаимная интеграция внутри империи. Чаще всего в результате элита этой новой нации врастает в имперскую элиту. Поскольку пассионарные характеристики новообращенной элиты выше (смотри, например, понятие «живой температуры» в работе[48]), то на новом витке развития значимая часть ее активно взаимодействует уже внутри элиты империи. Подобный процесс расширения с врастанием в окружающие страны и народы идет до тех пор, пока общности, между которым произошел контакт, не окажутся равновеликими. Амплитуда столкновения национальных образований растет до их взаимного ослабления, а с момента выхода на их границы более мощного соседа уже он определяет ход развития.

Нечто подобное произошло с Россией в последние годы. В процессе столкновения с США, из самодостаточной страны, - лидера социалистического направления развития в мире, с внутренне обусловленными процессами мы фактически стали «провинцией» США - мировой «империи».

Основным негативом этого процесса является то, что «провинция» является источником развития для «метрополии», а поэтому ее ресурсы, и материальные и людские активно и совершенно беззастенчиво «высасываются». Для примера, можно просто вспомнить российские села, как «провинцию» для российских городов, которые за последние годы, а особенно за время перестройки, просто обезлюдели, даже в Московской области. (Точно так же опустели и были «высосаны» в Париж провинции Франции). И при этом совершенно не существенны эффекты коллективизации, о которых как о негативе так любят рассуждать российские демократы. Коллективизация на селе, скорее затормозила этот процесс.

Градиент уровня жизни, достаточное условие для включения негативного «эффекта провинциального пылесоса».

Кроме динамики обусловленной внешним воздействием, существует и внутренняя динамика процессов. Она обусловлена динамикой взаимодействия внутри страны.

Так, например, рождаемость в США, может быть представлена следующей зависимостью:
Cb = 3,62•exp(-0,007•Z) + 0,38•exp(-0,057•Z) •cos(2•;•Z/43)
Где, Cb – рождаемость, как количество детей приходящихся на одну женщину,
Z = N - 1915, N – год наблюдения.

Динамика усредненных значений среднего коэффициента рождаемости может быть описана убывающей экспонентой с темпом – 0.7% в год, а отклонения ежегодных значений коэффициента рождаемости от средней тенденции описываются медленно затухающими гармоническими колебаниями с периодом в 43 года.

Рассмотрим эти процессы исходя из того, что всякая страна по ее внутренней социальной структуре, может рассматриваться как двухуровневая, включающая, четко выделенные - ее элиту и основное население страны.

Поэтому, вновь используя для оценки изменений модель Вольтерра-Лотке[47], описывающую динамику взаимосвязанных по ресурсам двух групповых общностей, будем считать, что: Y – численность элиты страны; X – численность основного населения государства; k1 – рождаемость среди основного населения, для Cb = 2,13, которое характерно для США сейчас, она эквивалентна k1 = 0,014[48] 1/год;

Для подобных общностей характерно наличие точки устойчивого равновесия (X0,Y0), и периодический характер поведения вокруг этой точки равновесия, с периодом равным:

T = 2; / k1 * ;(Y0 / X0). Поскольку наблюдаемый период колебаний может считаться постоянной величиной, интересно рассмотреть динамику связи между рождаемостью и концентрацией власти страны (соотношением между элитой и основным населением).

Так, в этом случае, характерная для восемнадцатого века величина рождаемости k1 = 0,05 1/год, эквивалентна 10% доле элиты в общности, а k1 = 0,014 1/год сейчас, говорит об 1% доле элиты в стране. Сейчас 1% элиты в США владеет богатствами большими, чем 95% населения страны.

Таким образом, концентрация власти в 19–21 веках, может быть причиной падения рождаемости в странах Запада. Люди не рождаются «в клетках», даже в «золотых».

Особо нагляден пример России, когда с приходом к власти «олигархов», доля элиты у нас стала много меньшей 1%, и рождаемость в стране упала, а смертность резко выросла - элита «съела» свою страну.

Надо сказать, что в нашем случае модель Вольтерра – Лотке - довольно грубое приближение, более того, реально необходим анализ ее структурной устойчивости[55], но поскольку нас интересует лишь период колебаний вокруг точки устойчивости системы, то это достаточно консервативная оценка.

Мы не стали рассматривать анализируемые процессы исходя из статистики России, поскольку несколько мировых войн искажают их. Но динамика в США, которые отгорожены от всех океанами, достаточно наглядна.

Гиперболический ход динамики населения следует и из рассмотренной в работе[55] в рамках синергетического подхода модели демографического перехода С.П. Капицей.

Для нас в этой характеризующей динамику реального роста населения планеты модели, интересно признание квадратичного прироста численности[52] и величина ;=42 года названная авторами характерным временем для человека. Величина в 42 года близка к характерной величине циклической динамики процессов  в Т = 4 • Т- = 4 • 10,8 = 43,2 года.

Квадратичный прирост характеристик естественен для гиперцикла связывающего понятия, человеческом обществе. При этом интересным является и тот факт, что единый ход процессов наблюдается авторами работы[55] во всей динамике роста человечества. Модель прослеживает общность процессов, на глубину до 4.4 миллионов лет – времени возникновения гоминид.

Гиперболический рост численности людей начинается 2.8 миллиона лет назад, со времени появления homo habilis. Но это значит, что значимой стала роль информации как ключевого элемента влияющего на ход процессов развития и сформировалась база гиперциклической взаимосвязи понятий, пусть и в зачаточном виде, как цикл, объединяющий совокупность зарождающихся базовых потребностей. (Заметим, что линейный рост характеризует развитие системы без отбора, а экспоненциальный – развитие с глобальным отбором наиболее приспособленного вида)

Положительная роль информации возникла и последовательно вырастала по мере все большего развития и усложнения форм и методов защиты людьми собственного потомства и групповых интересов. При этом крайне важным является факт[56,57], выявляемый при анализе развития конкурирующих групп, что группа, в которой выше групповое взаимодействие и выше поддержка каждой рожденной особи, более устойчива, и пока это так, то именно она побеждает в ходе исторического противоборства. Поскольку ключевым фактором этот стереотип является тогда, когда он циклически повторяется в каждом новом поколении, закрепляя и, что характерно для гиперцикла, исправляя ошибки, то понятна и существенная роль информации, в каком бы виде она не кодировалась. И не важно идет ли передача в виде генотипа, или в виде навыков и рефлексов, или в виде передаваемых манускриптов.

Главное существенна роль совершенствования единства общности в циклических процессах.

Эффект нагляден в разрушении общностей. Например, декларируя распространение свободы торговли, или личности (их независимости от общества), Англия, продавая текстиль в Индию, или гашиш в Китай, раскалывала единство элит этих стран и, разрушая древнюю государственность, подчинила их, включив эти, уже провинции, в свои имперские товарные циклы. А сейчас, отравившись и сама этим понятием, разрушила системообразующую роль семьи в стране и теряет свое населения и все полученные эволюционные достижения.

Тем более совершенствование форм единения общества необходимо для его усиления и особо для России сейчас. Необходимо развитие форм взаимопомощи людей в стране.

В этом месте обратим внимание на то, что в современном обществе существует также и связь и между приростом населения в разных странах мира и уровнем образования женщин в них. Эта зависимость имеет обратно пропорциональный характер.

Причина, по которой это происходит, раскрыта Н.Б. Погожевым[48]. Он считает, что это обусловлено тем, что жизненная активность людей, включая их активность, которая определяет рождение и динамику поведения детей, во многом определяется возрастом матери в момент рождения ребенка. Причиной, которая определяет этот процесс, является то, что в организме человека, активность митохондрий, ответственных за обеспечение энергией всех процессов метаболизма в клетках, наследуется по женской линии и зависит, а точнее падает с возрастом женщины в момент рождения ребенка.

Поэтому, поскольку в Европе, женщины получают среднее и высшее образование, и вынуждены задержать рождение первого ребенка на 5 –10 лет, в сравнении с низко образованными женщинами Азии и Африки. То с одной стороны, это ведет к рождению менее активных детей, а с другой стороны уменьшает число детей рожденных женщиной до завершения детородного возраста.

Наряду с другими, исторически и идеологически обусловленными причинами, эта причина является тем фактором, который резко ослабляет эволюционные возможности, как стран Запада, так и России, по существу отдавая все их исторические завоевания другим нациям. Которые, отстав в своем развитии, но, сохранив высокую динамику рождаемости, уже сейчас готовы прийти на освобождающиеся территории наших пустеющих стран.

По этой причине, исходя из понимания реальной причины снижения рождаемости, необходимо изменить стереотипы поведения развитых стран. Нужно возродить культ семьи. Важно стимулировать раннее вступление женщин в брак и поддерживать их при воспитании своих детей. Кроме того, поскольку для всякого человека необходимо максимально раскрыть свою личность в жизни, то создать условия для получения высокого уровня образования и для самореализации женщины, как личности, в среднем возрасте крайне важно.

Для этого нужно пересмотреть профессиональную структуру общества расширить формы очного и заочного получения образования женщинами, формы их переподготовки, формы довузового и послевузового образования, важно рассмотреть в каких профессиях и в каких формах наиболее эффективно как развитие женщин, так и воспитание ими детей.

Крайне важно, что человек, как субъект развития N=N(S,G,M,Lg) понятий этого блока, сам является источником противоречий. Поскольку с одной стороны, чем меньше людей, тем ниже информационная мощность и жизнеспособность поколения, а с другой стороны, при этом, информационный уровень развития, и уровень жизни приходящийся, на каждого отдельного человека растет и поэтому жизнеспособность также растет.

И это противоречие реально проявляется в самых разных формах развития людей. Например, вдруг, на базе предположения существования арифметической прогрессии определяющей развитие средств существования, человек воспринимается как главная обуза развития человечества. И пастор Т.Р. Мальтус пишет “Опыт закона о народонаселении[30] ”, который воспринимается совершенно серьезно и начинается ограничение рождаемости и поощрение активной миграции населения из стран Европы, которое сейчас аукнулось ввозом «гастарбайтеров» и социальными потрясениями в ней.

Вся последующая история человечества показала, что это не верно и что рост средств существования человека, как и рост численности людей, также имеют вид геометрической прогрессии, причем с большим показателем роста.

Всякий человек, в условиях нормально живущего общества, нации и страны, способен прокормить себя собственным трудом и воспитать свое потомство.

Выделим накопленное прошлое, которое является результатом и базой развития человечества – это его численность. То есть это, прежде всего сам человек, его труд, его рабочее время, его руки и голова, он и есть главный ресурс, и результат развития. Человек за свою жизнь производит тем больше средств собственного существования, чем больше он вкладывает своего труда и ума. Формы же организации общественного производства, в которых реализуются наиболее эффективные средства обеспечения человека, определены формами общественного разделения труда и постоянно обновляются.

Надо сказать, что влияние работы Мальтуса на европейскую цивилизацию, тем не менее, было огромным, оно повлияло на резкое падение рождаемости в этих странах и поощряемый рост миграции населения из них. В результате этого, мы имеем, например, Японию – страну, занимавшую вторую строчку среди наиболее развитых стран, с высокой плотностью ее населения. И, например, Англию - одну из рядовых европейских стран, но родственную с колонизированными, порожденными эмигрантами, англоязычными странами.

Отметим, что в условиях разрушенных общественных отношений, что характерно для России сейчас, или в других негативных для населения условиях вызванных природными или международными катаклизмами, в условиях иных резких динамических изменений человек может оказаться не способным обеспечить средствами существования и себя. Но это не может быть доказательством теории Мальтуса и не ведет к требованию сознательного следования ограничению роста численности людей в данной стране и в России в частности.

Выделим еще один аспект. Страны Запада, оказавшись в области самозамкнутого стереотипа национального поведения, сформировали новую идеологию и проводят свою политику ограничения рождаемости в странах “третьего мира”. На уровне ООН, поощряя и финансируя эту политику и в России, которая уже теряет свою численность.

Конечно, логика развитых стран понятна. Финансируя ограничение рождаемости, а не рост уровня образования, социальной защищенности, технического и технологического совершенствования экономики этих стран, Европа и США защищают свое будущее.

Но при этом нам самим нужно не забывать, что, несмотря на важность, в некоторых случаях, роли политики ограничения рождаемости, основной ресурс развития России, как и любой страны, это люди. А поэтому необходимо не забывать о своих долговременных интересах и разумно проводить демографическую политику.

При этом надо помнить, что любой человек, даже если это бомж в условиях России, если он еще жив, значит он, способен себя прокормить, и его труд пусть даже совершенно странным образом, но включен в общественное разделение труда. И тем вносит свой вклад в какую-нибудь покупку особняка Б.А. Березовским, хотя тот и не собирается этого признавать.

Вспомним, что фактическая накопленная информация - If, и выражает тот объем информации, записанной в генофонде в широком его смысле, включая и все другие накопленные знания рода, которые закреплены на различных носителях информации, которые необходимы для сохранения и развития всей человеческой общности.

Но возникшее и описанное различие в динамике рождаемости в развитых странах и  говорит что между накоплением информации в генофонде и во внешней информации, например, в формах идеологии, включая и формы сексуального поведения людей, есть разрыв.

Выделим этот идеологический аспект в вопросах анализа рождаемости. В истории известен яркий пример, когда обусловленное изменением идеологии изменение стереотипа поведения нации, в данном случае сменой религии, привело к резкому падению уровня всего накопленного прошлого нации.

Так Монголия после своей активной фазы завоевательной политики в средние века, владея значительной частью территории Азии, сменила свою религию[31,32]. В страну пришел буддизм. Крайне мирная религия в своей ортодоксальной форме требовала, чтобы священнослужителем становился старший сын в семье. Но он должен был соблюдать обет безбрачия. И в результате этого самоограничения численность нации в течение короткого времени упала. Она потеряла все территории, завоеванные в активную фазу своей истории.

Близкую роль играет Фрейдизм, выпячивание роли секса, и эротической свободы, в ущерб целостности семьи, которые, снижая демографический потенциал Европы, лишают ее всего накопленного прошлого.

Таким образом, резкая потеря рождаемости в странах Запада, а в будущем и потеря всех исторических завоеваний с передачей своих результатов другим нациям, включая китайцев, индийцев, а также и мусульманских народов Азии, это и есть негативный ответ реальной жизни на рекламируемую Европой рыночную свободу. Свободу, экспортируемую на штыках, например, в Ирак с его патриархальными нормами жизни.

Блок формирования национальной культуры жизнеобеспечения

Блок 6. Интеграл развития – информационный, генетический образ, который своим существованием позволяет сохранять и повторять, «реплицировать» общность людей. Эта характеристика имеет размерность информации If(nature) = If(internal) = If, и выражает тот объем информации, записанной в генофонде в широком его смысле, включая и все другие накопленные знания рода, которые закреплены на различных носителях информации и которые необходимы для сохранения и развития всей человеческой общности. 

Факторы усреднения -
ресурсы развития, выражены их объемом необходимым для формирования полноценного человека – R. Развитие обусловлено способностью людей, расширять свою среду обитания, добывая ресурсы и преобразовывая их.

Формы обеспечения воспроизводства человека: привычки, навыки, технологии – G. Изначально и сам человек, его семья и род обеспечивают его жизнеобеспечение: G = N, затем это средство усложняется.

Отсюда: (p + a/y2) • (y - yf) = Z , где:
p = If /R – семиотическая эффективность воспроизводства культуры жизнеобеспечения;
y = R/G – технологическое качество обеспечения ресурсами;
Z = If /G – качество семьи, средств воспроизводства;
a/y2 – параметр роста эффективности развития при объединении;
y ; yf  – предел выживания в условиях ограниченных ресурсов.


Рис. 2.5.1 Области уравнения состояния с учетом коллективных эффектов

Рис. 6.5.2 P-Z диаграмма уравнения состояния понятия

Переходя к роли ресурсов в информационном развитии человека, прежде всего, обратим внимание на то, что ресурсы имеют не личностный, а общественно значимый, групповой характер и распространяются на всю территорию в среде обитания, которую занимает данная общность людей, добывая и защищая их всей группой. Хотя и, в конце концов, преобразованные ресурсы потребляются каждым субъектом лично.

Заметим и то, что в процессе естественного отбора, ресурс жизнедеятельности, или окружающая среда неотделима от внутренних генетических факторов определяющих ход этого отбора. Это две стороны одного целостного процесса отбора, что и отражается в том, что эти понятия тесно связаны в полном гиперцикле связей понятий в орграфе.

При этом, вообще говоря, несмотря на то, что генетические аспекты процессов отбора крайне важны и определяют спектр возможных органических изменений в живом организме.

И, несмотря на низкую частоту генетических мутаций, можно утверждать, что исходя из динамики, в долговременном плане живые организмы можно считать абсолютно гибкими и лабильными.

И в процессе естественного отбора выживают те особи, которые наиболее полно соответствуют экологической нише в среде обитания.

Поэтому они динамично развиваются, когда изменяются вместе с экологической нишей, в которой они существуют, если динамика ее изменения не слишком превышает частоту мутаций.

Появление человека, как живого существа, которое само формирует среду своего обитания, резко меняет динамику развития. Это делает подобное формирование среды своего обитания новой и основной формой расширения и потребления ресурсов в среде.  Основным инструментом, циклически повторяющим воспроизводство самого человека, становится информация, в форме технологии, или культуры воспроизводства в среде.

При этом, культура, как мера качества деятельности становится и его результатом. Обратим внимание вновь на то, что в отличие от структуры связей - многомерного понятия которое характеризует орудия и средства деятельности, технология, культура деятельности, это уже сформированное правило, принятый стереотип, набор периодически повторяемых людьми цепочек действий, которые проводятся для достижения конкретных результатов.

Это крайне важное понятие, определяющее ход жизнеобеспечения людей.
Так, например, на рост динамики развития России во времена Ивана III, повлияло то, что его невестой Софьей Палеолог, в культуру земледелия России, была завезена культура трехпольного земледелия. Это повлияло на эффективность производства зерна, а также на производство водки из его излишков и на рост налогов от этого. (Сама Византия полноценно воспользоваться выгодой своего изобретения не успела, поскольку после того как католики крестоносцы, предательски захватив православный Константинополь, жестоко разграбили его, через некоторое время город захватили турки.)

Поэтому всякий этап развития, когда в культуру жизни людей входит эффективная культура жизнедеятельности, благотворен для развития тех стран, в истории которых это произошло.

Именно этим и характерен Советский этап развития России. Тогда в культуру сельскохозяйственной страны фактически насильно, но была привнесена технологическая культура из Западной Европы. Затем фактически неграмотные крестьяне, повысив свою квалификацию, переучившись, стали рабочими и в последующем уже их дети составили костяк инженерного корпуса страны.

Особенно тесным был технологический контакт Советской России с Германией, что позволило создать крупные машиностроительные заводы и авиационные предприятия, пока с приходом Гитлера к власти в Германии, не произошел резкий разрыв отношений. Затем в предвоенные годы тесные технологические контакты были между СССР и США, что позволило создать в стране автомобильную отрасль.

Сегодняшний этап развития страны характерен ее деиндустриализацией. Сейчас волей, прежде всего внешнего, финансового капитала в стране идет свертывание любого, не сырьевого производства и в спектре основных профессий, в технологической культуре современного общества России начинают доминировать менеджеры охранники и бомжи.

Рассматривая поведение понятий на фазовой плоскости, ясно как это произошло.

Дело в том, что в пятидесятые - шестидесятые годы страна вложила огромные средства в развитие геологической отрасли, и были открыты крупные запасы нефти, газа, и других минеральных ресурсов, создана развитая нефтяная и горнодобывающая сырьевые, обрабатывающие отрасли промышленности. Что вывело СССР из области самостабилизированного развития, в область динамического развития.

Какое-то время выгода от продажи сырьевых ресурсов за рубеж, за пределы страны вкладывалась в технологии развития, но это быстро прекратилось. И поскольку культура жизнедеятельности, становясь сырьевой, не росла, страна оказалась в области деградации своего развития, все, более падая туда.

Особенно эти процессы обострились в последние годы, так как с момента приватизации в России прибыль от вывоза и продажи сырьевых ресурсов вся вывозится из страны. С начала реформ уровень ВВП, в стране, упал более чем вдвое и к 1993 году, ВВП на душу населения России остановился на уровне 1970 года. В то время как, например, в США он вырос с 1970г. с 4200$/год до 24520$/год, в Японии с 1700$/год до 34148$/год, в Швейцарии с 2700$/год до 33813$/год. Рост ВВП в десять раз за эти годы наблюдался почти во всех странах мира.

Россия фактически единственная страна, которая в результате проводимых реформ, остановилась в своем развитии на десятилетия и монотонно теряет свою технологическую культуру. В стране постоянно падает спектр тех устройств, которые она способна производить. Идет деградация накопленного прошлого и проедание своего накопленного в годы социализма национального богатства.

С точки зрения состояния культуры жизнедеятельности, для нас существенно то, что фактически остановилось технологическое развитие страны. Главная опасность заключена в том, что среди технического персонала предприятий и научных учреждений происходит «обрыв поколений». Средний возраст рабочих и технического персонала на предприятиях уже составляет 55-60 лет.

Сформированный низкий уровень оплаты труда на них ведет к тому, что молодых сотрудников нет, а старые держатся на своих рабочих местах во многом за счет получаемых ими пенсий. Но при этом уже нет и передачи технологического опыта. А значительная его часть всегда имеет, и имела неформальный характер, изучалась в процессе совместных работ, и поэтому с уходом стариков многие процессы и технологии уже просто никогда не будут воспроизведены, а новые технологии потребуют значительных новых капиталовложений.

С этим эффектом уже сталкиваются предприятия, космической и авиационной промышленности, которым внешне удалось сохраниться в годы реформ. Получив, наконец, долгожданные для них заказы на работы, во многом в прошлом для них утилитарные, они вдруг обнаружили, что уже не способны их выполнить в необходимые сроки и с достаточно высоким качеством.

Обрыв поколений рабочих и инженеров и потеря смежников, которые выполняли ранее какие то ключевые работы, резко усложнил и их существование. Обрыв поколений и общая деградация технической и технологической культуры за десятилетия рыночных реформ, это один и крайне опасных факторов, которые осложняют будущее существование.

Без понимания этого, без подготовки тех шагов, которые позволят решить эту проблему, дальнейшее целостное существование страны во многом сомнительно.

Таким образом, именно в этом блоке понятий и лежит основной вопрос, который стоит перед Россией сейчас – что станет той основой развития, тем внешним генотипом, теми текстами и семиотическими кодами, которые определят ее ближайшее развитие.

Но этот вопрос и именно в этой форме, уже не первый раз стоит перед страной.

Ранее он формулировался так: - Западничество или Славянофильство[64]; мировая революция или СССР; мировой рынок или Россия?

При этом на других уровнях, вопрос о том, в поддержку чьего генотипа и в чьи семиотические коды вкладывать весь накопленный потенциал возникает постоянно. В вирус или клетку? В паразита или организм? В метрополию (США) или провинцию (Россию)? В ТНК (транснациональные компании) или США? В финансовый капитал или ТНК?

Именно ощущение того, что происходящие процессы характеризуются потерей и СССР и Россией всего накопленного потенциала, неравноценной перекачкой ресурсов в пользу других стран, потерей своего лица и разрушением собственной культуры.

Именно это ведет к резкому росту национализма в стране. Национализм это защитный механизм, но способен ли он реально защитить страну, это еще вопрос. Основной причиной, по которой возможность сохранения страны и восстановление, ее утраченных позиций сомнительно, является то, что элита, проводящая реформы ведет их по пути деградации монотонно, но совершенно сознательно.

Важно, что она считает себя принадлежащей именно к мировой элите (хотя там она никому не нужна) и поэтому она не обращает внимания на возмущения и на падение культурного и технологического потенциала в уже чужой для нее стране.

Не случайно и то, что накопленное прошлое, или семиотическая эффективность воспроизводства культуры раскрывается как: p = If /R. Культура, это генотип циклического воспроизводства прошлого нации. Не просто преобразование внешних ресурсов среды для удовлетворения сиюминутных собственных потребностей, а воспроизводство их в цикле, в процессе. То есть потребление их таким образом, чтобы на начало нового цикла они присутствовали вновь и позволили субъекту развития существовать в этом новом цикле с высоким уровнем своего накопленного прошлого.

Но именно обрывом цикла развития, именно деструктивностью и характеризуется процесс перестройки в стране.
Идет хищническое потребление, и продажа ресурсов сырья с вывозом прибыли из страны.
Идет деградация целых отраслей промышленности, общее падение технологического уровня (If) объектов техники, которые способна производить страна.
Идет деградация уровня квалификации технического и научного персонала.
Идет падение численности населения страны и снижение его до тех, 15 миллионов о которых говорила Маргарет Тэтчер или до 50 миллионов, о которых говорил Джон Мейджор и называемых в докладе ЦРУ Конгрессу США.

По всем существующим культурно технологическим циклам воспроизводства России как самостоятельного государства идет процесс его уничтожения с заменой способности производить свое, на торговлю перепродаваемыми товарами и на встраивание во внешние культурно-технологические циклы западных стран.

Надо сказать, что данный процесс во многом является результатом раскола в элите страны, как в основном носителе культурно технологических циклов воспроизводства. В шестидесятые – семидесятые годы прошлого столетия, научно-технологическая элита страны последовательно перехватывала инициативу у партийно-экономической ее элиты, и фактически вышла на необходимость и возможность создания циклически замкнутых и ресурсно-независимых процессов и культурно технологических циклов воспроизводства в экономике страны.

Технологическими метками этого процесса можно считать Единую энергетическую систему страны и СЭВ, и развитое машиностроение, включая, например, космическую отрасль с ее системой Энергия-Буран.

Но партийно-экономическая элита СССР испугалась возможности потери власти. И способная лишь на информационный шум и захлебнувшаяся слюной от зависти к уровню жизни элиты метрополии - США и стран Запада устроила подмену целей элиты и самой элиты в процессе перестройки.

Особенно заметно это в ненависти к науке (при любви к своим научным званиям) существующей (поменявшей свои партийные ярлычки подобно Е. Гайдару, Г. Попову и Е. Ясину), стоящей у власти экономической элиты.

Науку она последовательно уничтожает, упрощая и сводя к вторичным технологическим формам и уменьшая финансирование.

Важен еще один аспект роли культуры как семиотического механизма циклического воспроизводства, рода.

Являясь внешним генофондом общества, культура тесно связана с формированием целей и планированием развития стране.

Существующая и находящаяся у власти в России экономическая элита воспроизводит чужие культурно-технологические процессы, а поэтому она противится любому их искажению и для нее характерно крайнее неприятие любых внутренних планов и программ развития страны и отторжение любых попыток их создания и даже попыток осознания их необходимости.

Она делает вид, что под действием экономических факторов ход развития самодостаточен и ведет к экономическому процветанию страны. Но это не так, он ведет к процветанию элиты метрополии и к достаточно высокому уровню развития только той части населения страны, которая встроена в баланс торговых взаимоотношений провинция ; метрополия.

А что делать остальным, 80% населения страны, вымирать, выезжать или восставать?

При этом существующая власть делает вид, что у динамично развивающихся стран, таких как США и Китай, не существует программ развития. Хотя реально у них есть очень детальные и жестко контролируемые программы развития.