Челдон. гл. 11. Лобби

Семён Дахман
                глава 11.  ЛОББИ

            Проснувшись, мы с Мишкой решили спуститься в лобби, пообщаться, и постараться завести новые знакомства.
            В лобби вовсю кипела жизнь, почти все кресла были заняты. Постояльцы сбивались в кучки, оживленно беседовали, перемещаясь от одной кучки к другой, по интересам.
           Мы подошли к Мареку.  Я забрал свой теудат оле.  А так же мы узнали цены за проживание на длительный срок. Я решил остаться в отеле до приезда семьи.  Мишка тоже решил остаться,  до приезда невесты.
           Цену за сутки мы знали, нам об этом сказали  чиновники в аэропорту. Цена составляла 30 шекелей. Как я позже убедился, это было действительно не дорого, порядка 12 долларов.  За такую цену можно было поиметь только двухъярусную койку в десятиместном номере в хостеле. В отеле можно было проживать неограниченное время и платить помесячно,   235 шекелей за койку в трехместной комнате, комната же целиком стоила 705 шекелей, что было тоже  не дорого.

            Вдруг вижу, как из  дальнего угла лобби мне машет — Сашка-Рэга!  Мы подошли. Напротив Сашки сидел толстый дед в шортах, грязной майке и с одышкой курил.  Сашка с дедом пили водку из пластиковых стаканчиков и закусывали салатом из большой фарфоровой салатницы с золотыми вензелями. Мы плюхнулись в кресла рядом с ними. Это были почти единственные свободные кресла в лобби — старые-новые сограждане возвели вокруг Сашки и деда своего рода —  «санитарный кордон».
            Водка заканчивалась, и Сашка всячески пытался втянуть нас в пьянку,  чтобы послать за добавкой.
           Необходимо заводить новые знакомства, и если без водки никак, то  ничего не поделаешь.
           Налив нам на донышко, Сашка показал нам пустую бутылку, демонстративно перевернув ее вверх дном,  и хитро, испытывающее на нас посмотрел.  Я тут же вызвался сходить за водкой и попросил Сашку меня проводить.
          Сашка отвел меня в ночную лавку рядом с отелем, на Дизенгофф.
          — Водка эхад бэвакаша (одну, пожалуйста)! — бодро сказал Сашка.
          Продавец, судя по реакции, знал сашкин вкус. Он, даже не спросив какую, хотя в ассортименте имелось несколько сортов,  поставил на прилавок бутылку водки (видимо, подобные заведения к разряду «уважаемых» не относились). Посчитав сдачу, я купил на оставшиеся деньги пачку «Ноблесса».
          Еще по дороге в лавку, я предупредил Сашку, что стеснен в средствах, и рассказал историю с подъемными и о ресторане. Сашка  попросил не беспокоиться,  по крайней мере,  на счет жратвы, и пообещал накормить меня отборными деликатесами, да еще и с собой дать.
          Сашка  работал посудомойкой  в ресторане шикарного отеля на тель-авивской набережной. Сердобольные повара снабжали Сашку жратвой остававшейся после закрытия, а кое-что он просто воровал.  Свою скромную зарплату, вернее, то, что от нее оставалось после уплаты за проживание в отеле,  Сашка тратил на выпивку, сигареты, русскоязычные газеты и проституток. Слово «рэга» было у моего нового собутыльника самым  обиходным, он его  употреблял по любому поводу. Второе  по значимости  слово, как я подметил, было — «савланут» (терпение).  Сашка сопровождал это слово жестом: поднятое вверх трехперстие на  согнутой в локте руке. Я насчитал еще с десяток ивритских слов в его лексиконе, которых, по моим недолгим наблюдениям, Сашке вполне хватало для общения с аборигенами. Сашка был  маргиналом по жизни.  Приехав полгода назад на историческую родину, в свои сорок с копейками, он не претерпел качественных изменений в мировоззрении и привычках.
          На обратном пути, в лобби, мне улыбнулась маклерша Лена, она обхаживала большую бухарскую семью.
          Перед нами, словно из-под земли, вырос высокий парень.   Он поздоровался с Сашкой, как со старым знакомым,  и представился мне Алексом. Он тоже был маклер.  Алекс-маклер сходу взял меня в оборот и стал предлагать недорогое, с его слов, жилье в аренду. Узнав, что я приехал один, Алекс  принялся расхваливать «прекрасную двухкомнатную квартиру в шикарном районе» (в Израиле, как и везде на Западе, комнаты  считают по количеству спален), где соседом мне будет — интеллигентный, непьющий (Алекс это подчеркнул)  программист.  И тут же предложил мне  поехать посмотреть.
           — Алекс, можно тебя на минуточку! — раздался из-за прилавка ресепшн напряженный,     недовольный голос Марека.
           Алекс оставил нас и подошел к Мареку.
           Разливая водку, Сашка заметил, что Алекс поступает не хорошо, но не успел объяснить почему, так как к нам подошел сам Алекс.
           — Извини! — обратился он ко мне, улыбаясь, — я не знал, что ты только что приехал (хотя я сказал ему об этом две минуты назад)! Поздравляю! Все будет бэсэдэр! Поживи в отеле! А если  понадобится снять «диру», то вот тебе  моя визитка,  позвони!
          Алекс дал мне визитку, попрощался с нами и ушел. Я предлагал Алексу выпить, но он вежливо отказался, сославшись, что за рулем.
           Когда Алекс ушел, я спросил Сашку, что такое — «дира».  Сашка ответил, что «дира» на иврите — квартира, и произнес фразу, будто это была выдержка из письма, написанного сыном-новым репатриантом своей мамочке в Союз.  Можно было представить, как мамочка,    читая письмо, рыдает над судьбой сыночка-шлимазл.  «Дорогая мамочка! Жизнь здесь не  сахар, я живу в дИре (что можно было принять за описку при написании слова — дЫра), а  купаюсь в «яме» («ям»  на иврите — море)»  Глядя на Сашку, его было трудно заподозрить в авторстве столь тонкого каламбура. Эмигрантский юмор! «А из нашего окна Иордания видна! — а из нашего окошка только Сирия немножко!»
           Затем  Сашка  пояснил, что Алекс пытался нарушить конвенцию, заключенную между хозяином отеля и «хорошими» маклерами. «Хороший» маклер не должен трогать клиентов, не  проживших в отеле  минимум трех дней, и тем самым не отнимать «хлеб» у хозяина. Кто нарушал эту конвенцию, тот лишался  права переступать порог отеля и вел неравную борьбу с конкурентами на улице у входа в отель. Ресепсионисты зорко следили за соблюдением конвенции.
           Сегодня Алекс, по мнению Сашки, — запорол косяк, и получил за это предупреждение от Марека.
       
            Через какое-то время я присутствовал при разговоре Марека с новыми постояльцами. Постояльцы спрашивали Марека, можно ли доверять маклерам, стоящим на улице. Марек отвечал витиевато: «Вы люди взрослые, и сами должны понимать,  что если кто-то заходит в отель, а кто-то нет, то это о чем-то говорит?»
           Я догадался, что новые сограждане попадают в руки «хороших» маклеров не случайно, а по наводке самих же ресепсионистов. Я так же узнал, что за эти услуги маклерам приходится  делиться с ресепсионистами,  но так работать было гораздо выгоднее, чем действовать наудачу.
           Хозяин отеля, во избежание лишних проблем (обмана клиентов маклерами, например), не поощрял интрижек ресепсионистов с маклерами. Он очень дорожил выгодным контрактом с министерством абсорбции. Сам хозяин с маклеров ничего не имел, их заработки были ничтожными по сравнению с доходами отеля. Но в тоже время, хозяин отеля был не в силах, в условиях свободного рынка, препятствовать деятельности маклеров вне стен отеля.  И чтобы маклера не приставали к постояльцам у входа в отель, на нейтральной территории, он и придумал систему «хороших» маклеров, пытаясь таким образом упорядочить хаотический   процесс.
            Хозяин отеля был опытным дельцом. На следующий день я с ним познакомился.  Звали его — Авраам. Ему было хорошо за шестьдесят, ростом он был выше среднего, стройная фигура  атлета, накаченные мускулы,  благородная седая  кудрявая шевелюра. Если облачить его в тунику, то он был бы похож на римского сенатора. Я впервые видел человека в таком возрасте и с такой внешностью. Постаревший Кирк Дуглас по сравнению с Авраамом имел жалкий вид.   Авраам родился еще в подмандатной Палестине, и участвовал в войне за независимость. Он всю  жизнь крутился в строительном бизнесе. При знакомстве Авраам всем рассказывал, как строил дом самому Давиду Бен-Гуриону. Авраам постоянно таскал  с собой пакетик с орешками и, жуя орешки, говорил, что это очень полезно для здоровья, особенно мужского. Протеиновая диета давала о себе знать. Авраама часто видели поднимающимся  в недостроенный пентхауз в сопровождении какой-нибудь дамы. Он заводил знакомства со всеми приглянувшимися постоялицами, и его поведение не раз становилось причиной скандалов. Через какое-то время «праотцу» Аврааму удалось-таки отбить молодую жену у нового соотечественника, бывшего главного инженера одного московского завода, на свою беду поселившегося в отеле более чем на три дня!
      
           Из новой бутылки Мишка выпил лишь пять капель, и смылся на улицу, сославшись на духоту. Все-таки,  Мишка — сноб.
           Одной из версий происхождения слова «сноб» считается  трансформированное латинское — sin noble — «без титула».  Это слово обозначает человека перенявшего привычки и манеры не свойственные его классу.  Исходя из этой теории, применять слово «сноб» к аристократам я считаю не правильным.
           Представляю, как в России Мишка воротил нос, глядя на русское, хазирское, пьянство. Но то было в России,  а здесь — в Израиле! в Тель-Авиве! в компании «своих» — чем крыть будешь?! Давай, иди дыши свежим воздухом!
           То, что мы — я, Сашка и дед — красиво смотрелись в глазах остальных постояльцев, я сказать не могу, но, по крайней мере, я  не выебывался. А дед, между прочим, был фронтовиком, ветераном,  как я мог его чураться.  На фронте он был ранен в ногу, потому хромал и ходил с тростью. Дед все мечтал,  что  когда получит загранпаспорт, то сразу поедет в Париж. Дед вырубился на полбутылки, захрапел, повесив голову на грудь. Я обратил внимание, что «санитарный кордон» вокруг нас еще больше расширился — наши старые-новые сограждане  нами брезговали, мудаки.
            Уже поздно. Пора спать, завтра  куча дел. Я оставил Сашке треть бутылки и поднялся в номер.

             Рая с Володей сидели за кухонным столом. Рая записывала в тетрадь, столбиком, какие-то числа. Володя тоже что-то писал. Разговорились. Рая  еще раз, в шутливой форме, отчитала меня за мотовство, и показала как нужно вести семейный бюджет. Она  записывала все расходы за день, вплоть до агоры (копейки), и так каждый день. Володя оторвался от своей писанины и признался, что пишет письмо раввину минской синагоги.

              Несколько  лет, вплоть до отъезда, Володя работал мясником на рынке, а в отопительный сезон подрабатывал истопником в синагоге. В связи со спецификой работы, вернее, места работы, Володя был достаточно подкован в вопросах культа, он знал все еврейские праздники, обряды, и даже знал наизусть небольшие отрывки из молитв.
              Володя любил рассказывать одну историю. Как-то  зимой — в субботу — в котельной прорвало трубу.  Володя принялся звонить раввину домой по телефону (первый косяк). Понятно, что раввин в субботу трубку не поднял. Тогда Володя приперся к раввину домой, раввин жил неподалеку. Перед тем как попасть к раввину в дом, Володя пробовал воспользоваться звонком, электрическим (второй косяк), но звонок был отключен, как и телефон. Наконец, Володя попал  к раввину в дом, и обрисовал ситуацию и попросил вызвать аварийную бригаду, так как устранить течь собственными силами он не мог,  для этого требовалось перекрыть задвижку на магистральном трубопроводе.  Раввин ответил, что в субботу он этого, и вообще ничего, делать не может,  что, мол, все в руках господних. Как ни пытался Володя  убедить раввина,  все оказалось напрасным, несмотря на сильный мороз, угрожавший  уничтожить котел и систему отопления.  Тогда  Володя, вернувшись в синагогу, на свой страх и риск, сам позвонил и вызвал аварийку (третий косяк), за что раввин чуть не отлучил его от синагоги.

          Суть письма раввину была такова. Володино свидетельство о рождении вызвало сомнение у чиновников МВД Израиля, и чиновники никак не хотели вписывать в его теудат зеут (удостоверение личности), что Володя — еврей?! Володя просил  раввина, знавшего его  лично, подтвердить в письменном виде на имя министра МВД Израиля, что он, Володя, — еврей!
           Я, с удивлением, спросил, неужели на моей новой родине тоже существует такое,  позорное, явление как — «пятая графа»?
           — А как же! — ответила за мужа Рая, и принесла и показала мне свой теудат зеут, где в «пятой графе» у нее было записано — «игудия» — еврейка. 
           — А тем, кто не еврей, что пишут? — поинтересовался я.
           — А тем, кто по маме не еврей пишут — «лё рашум» — не установлено!
           — Ну, а арабам, что пишут?
           — Арабам? Не знаю, — пожала плечами Рая.
 
           Охренеть! Надо бы заранее предупреждать, еще на Большой Ордынке!

           То, что в Израиле нет Конституции, я знал, это объясняют отсутствием четких государственных границ в связи с территориальным конфликтом, но о существовании «пятой графы» я и предположить не мог.
           К слову сказать, об этом я могу судить лишь по постояльцам отеля, те, кто получал теудат зеут с записью — «игуди» — в «пятой графе»,  старались показывать свой документ всем окружающим, что перекликалось с существующей у некоторых народов традицией: после первой брачной ночи вывешивать напоказ простынь с пятнами крови. А те, кто имел в теудат зеуте «не ту» запись, старались это не афишировать.

           Чудненько! «Один день Ивана Денисовича» — «Один день нового русского репатрианта»:  напутали с подъемными — побираюсь;  хреново  с хлебушком, хочешь купить в Израиле хлебушка — иди к арабам;  водка с пивом — кое-где  из-под полы;  в ресторане — обсчитали;  хочешь жениться  —  в Уругвай, или куда там еще;  ресепсионисты и маклеры — разводят; в паспорте — «пятая графа»;   и закончил я денек — в компании  алкоголиков. Зашибись!

           Вернулся  Мишка, довольный.  В первый же день ему посчастливилось встретить коллегу по цеху. Его новый знакомый, бывший постоялец отеля, живет поблизости,  и по старой памяти частенько приходит к «Цидону» поболтать с новоприбывшими.  Он тоже барабанщик, и знает всю московскую джазовую тусовку, и пообещал  Мишке взять его с собой  на  ближайший сейшн.

           Рая объяснила нам, где находится филиал министерства абсорбции, завтра утром мы должны туда направиться, и посоветовала в каком банке открыть счет.


                Продолжение следует.