Охота на колокола

Игорь Маранин
В средние века завоеватели снимали колокола в побеждённых городах, после чего отдавали эти города на разграбление своей армии. Город без колокола – бесправный город. Но никогда в истории христианской Европы за девятнадцать с лишним веков не было случая, чтобы колокола замолкали в целой стране. В Советском Союзе они молчали в течение полутора десятилетий.

Поначалу, в двадцатые годы, по инициативе Наркомата финансов у храмов реквизировали только изделия из драгоценных металлов и неосвящённые предметы. Часть их уходила в Гохран и музеи, а часть распродавалась, причем сорок процентов от этих продаж шло в местные бюджеты. В 26-м наркоматы юстиции и внутренних дел разослали в регионы инструкцию «О порядке пользования колокольнями», согласно которой ограничивалось число случаев, когда мог производиться колокольный звон. А через два года началось повсеместное закрытие церквей и массовое уничтожение колоколен. Активно понуждаемые из центра, в городах и проводились собрания трудовых коллективов, и коллективы эти, все, как один, принимали решения: запретить, реквизировать, переплавить… Не избежал этой кампании и Новосибирск.

«Мы, курсанты краевых кооперативных курсов С.К.С, учитывая кризис школьных помещений и недостаток цветных металлов, просим Горсовет досрочно расторгнуть договор по аренде вышеуказанных помещений и передать под школы, а колокола снять и передать в фонд индустриализации. 9 января 1928 года»
«Мы, рабочие завода «Труд»… поддерживаем требование самарских рабочих о снятии колоколов и передаче их в пользу постройки социалистического города и вызываем лесозавод № 3, алтдепо, водонасосную станцию, винзавод, дрожзавод и мылзавод последовать нашему примеру»

Осенью 1930-го года колокольный звон был запрещён. Только за восемь лет с 1925-го по 1933-й в стране было снято и уничтожено более 385 тысяч колоколов. В Новосибирской области закрыли все храмы (около ста семидесяти), оставив лишь один – Успенскую кладбищенскую церковь на территории загородного кладбища (ныне – Берёзовой рощи в начале проспекта Дзержинского). Старокладбищенскую церковь на территории нынешнего Центрального парка закрывали почти с боем. Вот как описывается этот день в оперативной сводке ОГПУ:

«Вскоре возле ограды церкви собралась толпа по преимуществу женщин пожилого возраста, с барахолки собрались торговки и спекулянтки. Обступив ограду, подняли крик и вой, не допуская представителей власти и сов. общественности к исполнению возложенных поручений. Присутствующими членами церковного совета, в частности, ст. сторожем (фамилия не установлена), мер к ликвидации "волынки" принято не было. Среди собравшейся толпы к 2 час. дня появились отдельные лица (до 10 чел.), с топорами, причем один из них бросил топором в милиционера, но не попал (задержан милицией). Фанатизм верующих доходил до того, что часть из них била милиционеров кулаками, плевали в лица, закидывали грязью. Вызванным усиленным нарядом милиции удалось оттеснить толпу, а с помощью вызвавшихся добровольцев из числа грузчиков и рабочих - закрыть церковь и сбить кресты. Около 8 час. вечера под крики "ура" присутствующих, вой и плач части верующих был сброшен главный купол и крест. К 10 час. вечера площадь была свободна».

В книге «Мой Новосибирск. Книга воспоминаний» один из авторов – Михаил Старцев – вспоминает печальный эпизод тех лет:

«Я был уже опытным производственником, когда, проходя однажды по заводской территории, услышал... малиновый колокольный звон. Думая, что мне это почудилось, пошел на звук и увидел такую картину: с открытой железнодорожной платформы сбрасывали отливающие золотом меди колокола. Это были небольшие колокола, снятые, очевидно, с деревенских колоколен — последние свидетели надругательства над верой людей. Они доживали свои последние часы. Я стоял и думал о том, с каким трепетом их когда-то отливали мастера, добиваясь постом и молитвами чистого звона: в эти дни им не полагалось есть скоромную пищу, пить и даже произносить скверные слова. Потом колокола звонили на деревенских звонницах, отмечая радостные и горестные минуты в жизни сельской общины... Теперь же они печально вздрагивали и названивали прощальные песни... Как мне хотелось взять на память хотя бы самый маленький из них, чтобы спасти от незаслуженной жестокой казни и сохранить! Но рядом стоял суровый страж, и позволить себе такое было не только невозможно, но и опасно. Малиновый звон погиб в печах нашего завода, вместо него из переплавки вышли тупые молчащие болванки».

Потеря веры неизбежно ведет к потере нравственных ориентиров. И тогда появляются коллективные письма-предложения не только о снятии колоколов и закрытии церквей, но и, например, такие:

«Ходатайствовать перед горсоветом приспособить татарское кладбище под детский сад».

И все же колокола вернулись… В год победы в Великой Отечественной церквям было разрешено производить колокольный звон. 9 декабря 1945-го года в Успенской церкви был поднят над колокольней крест, освящены и подняты колокола.

Известно, по крайней мере, два колокола, снятых с церквей и волею провидения переживших страшное время охоты на них. Один из них, весом в двадцать один пуд, пролежал на складе комбината №179 (позднее – завод «Сибсельмаш»), так и не пущенный в переплавку. В конце марта 1946-го года его выкупила вновь открывшаяся Вознесенская церковь. А второй спасли деревенские мальчишки села Ложок Искитимского района. Они притащили старинный колокол в школу, где он был укрыт в подвале. Через много лет, уже в более спокойные времена, колокол вытащили из подвала и установили в школьном музее. А уже в наше время передали в Музей колоколов (Кабинет церковно-исторического краеведения) при храме Михаила Архангела в Новосибирске.

Использованные материалы:
Благовещенская Л. И звучным голосом он снова зазвучит // Колокольный мир: Информационный бюллетень Музея колоколов. - 2005. - №2 (http://www.novgorod.net/~valdmuz/Gaz-2.html)
Бочкарев В. 80 лет Новосибирской и Бердской епархии Русской православной церкви (1924)//Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области на 2004 год – Новосибирск: Новосиб. гос. обл. науч. б-ка, 2003. – 192 с., [10] л. ил.
Медведев А. «Царство небесного Бога Мы разнесем в пух и прах…»// Новосибирский обозреватель. – 2007. – 28 мая. (http://www.megansk.ru/partanalitics/1180337574)
Шабунин Е.А. Храмы Новосибирска. Исторический путеводитель. - Новосибирск, 2002.
Шабунин Е. А. Воскресенская церковь //Сибирь православная. – 2004. – № 2.
Фабрика Ю.А. Патриотическая деятельность русской православной церкви в годы Великой отечественной войны (1941 – 1945) //http://www.librero.ru/article/megapolis/patriot.htm
Церковь в честь Успения Пресвятой