Сама себе Гарант - быль

Ева Смородина
Я на акционерном собрании в мае 2015-го.

«Сама себе Гарант» - мемуары

       Всё в жизни зациклено, всё повторяется - явления, процессы, войны, сами люди... Вчера ровно в 21 час зазвонил телефон. Молодой человек вежливо просил разрешения переговорить с Евгенией Михайловной.
       - Да. Это я, - ответила с нехорошим предчувствием. Не реклама, та обычно навязывается как бы по случайному выбору - "рэндом" называется (random). А ДЭЗу в такое позднее время или другой какой организации я не могу быть нужна - ну не издательству же! Никакой редакции, даже мистической, моё настоящее имя не известно. Если и предлагают поучаствовать в книге, то пишут на электронную почту, а не звонят по домашнему.
       Бойкий молодой человек продолжал добросовестно выполнять свою задачу:
       - Евгения Михайловна, у вас есть акции Сбербанка? Наша компания "Гарант Финанс" может купить...
--------------
       Вот оно что. Ровно год назад меня несколько месяцев уже "окучивали" по отъёму моих акций, полученных в бытность мою на службе в одном из управлений Сбербанка России - акции давали в качестве премии к праздникам, для мотивации служащих. Проработала в "Управлении информатики и автоматизации" ровно 8 лет, до дефолта-98. Помню, как непосредственный начальник - Васин Евгений Андреевич - в любой момент вызывал к себе и, развалясь в компьютерном кресле, самозабвенно ковырял в носу (всему отделу была известна мечта его юности - стать дипломатом!) и давал дополнительные задания, которые больше некому, видимо, было поручить.
       "Евгений Андреевич, - вкрадчивым голосом возражала я, - а вчерашнее ваше задание отложить? Или сначала его доделать..."
       "Да! Иди работай!"
       Минут через пять уже названивал о выполнении обоих (?).
       "Девочка на побегушках" тяготилась, конечно, такой судьбой - вроде как уважения хотелось, но зарплата в Сбербанке в 90-е постоянно возрастала, плюс ежемесячные премии в два оклада, плюс "13-я зарплата" в несколько окладов... Некоторое время даже премировали в долларах! а то вот акции дарили.
       Правда, я оказалась 13-й, а из 12-ти мужиков в отделе от силы меньшая половина по-настоящему что-то делала, а остальные - повышались по службе. Подошла как-то к начальнику с готовым текстом так называемого "Представления на повышение" сослуживца Б. и о своём повышении заикнулась, а Евгений Андреевич сразу отрезал: "У Б. двое детей и жена не работает!" Ну, против мужской логики аргументов искать не стала.
       И вот по Управлению грянуло сокращение. Так же логично предлагалось уходить тем, кто в штатном расписании отдела занимал последнюю строчку, как "менее квалифицированные сотрудники" - в основном, женщины. Один сослуживец мог бы составить мне конкуренцию по увольнению, только он в начале лета подсуетился и принёс диплом мясомолочного института. Васин тогда посмотрел строго: "Лёш, ты вроде учителем труда раньше работал. Да и на сессии никогда не отпрашивался?!" Все знали, сколько долларов диплом тот стоил. Но я теперь забыла - пару тысяч вроде. Моя кандидатура была обречена.
       Сократили в начале 99-го, но в ноябре вызвали меня молодцы из отдела. Встретились в метро, предложили мне выполнить обычную свою работу по сведению в Excel-таблицу потребностей всех отделений и управлений Сбербанка в расходных материалах на следующий - нулевой год, с поквартальной разбивкой. Срок назвали - в течение месяца, так я за готовую дискетку сто долларов заработала к Новому году.
--------------
       - А скажите-ка, из какой-такой базы вы узнали про мои акции?
       - Ну, как работодатель поручил, - отвечал начинающий брокер.
       - Знаю, лично вы не виноваты. Базы данных начальство перекупает, а вы задания выполняете. Понимаю, вам нужно деньги зарабатывать, потому совесть не беспокоит. Кстати, я работала в пейджинговой компании, но когда пейджеры мобилами вытеснились, я отказалась навязывать населению сомнительные услуги обзвонами.
--------------
       Это когда пейджинговая компания в "Кол Центр" трансформировалась (Call Center). Кстати, отпускать не хотели.
       Да, после увольнения из Сбербанка куда только меня не бросало в поисках работы. Зарплата с тех пор больше "серая" была - в белых конвертиках, по шаблонному контракту, по липовому испытательному сроку (когда ещё на месяц вроде продлевают контракт, а потом говорят: "Вы нам не подходите"). Попробуй возрази!
       Или вот компания типа "Книга - почтой", которая якобы под крылышком Общества Инвалидов, но льгот даже инвалидам не положено, а всё такая же база данных (купленная или украденная). Целый год без трудовой книжки, а когда попросила за ударную работу в штат зачислить, не отказали.
       Предложили сначала справку из районной поликлиники принести, что по состоянию здоровья могу на компьютере работать. Обрадовалась, да рано: справка платная оказалась, а в медицинскую карту спец-врачиха даже не заглянула. Значит, обойдусь. Ну и ушла я и с этой дурацкой работы, гордо заявив: якобы получше нашла! Выходит, без трудовой книжки здоровье позволяло год за компьютером пахать, а как в штатное расписание меня вносить, так работодатель о моём здоровье печётся.
--------------
       - Евгения Михайловна, давайте я объясню, как это будет выглядеть. Мы сразу отдаём вам деньги, потом идём с вами к нотариусу...
       Видимо, инструкцию стал зачитывать. Но я перебила зомбирующий текст:
       - Повторите, пожалуйста, как ваша компания называется? И как пишется?
       - "Гарант Финанс" - так и пишется.
       - "Гарант Финанс", - протянула я. - Ну и как всё-таки: в два слова, через чёрточку или вообще в одно слово?
       - В два слова, - уверенно ответил.
       - А если в Интернете посмотрю, найду такую компанию?
       - Конечно, найдёте.
       Короче, интерес к молодому человеку окончательно пропал, а стало любопытно в Интернет глянуть. Не очень любезно распрощалась с ним, категорически отказавшись расставаться с любимыми акциями. Но не факт, что звонить перестанут.
--------------
       Дело в том, что в прошлом мае название компании тоже уверенно говорили: слитно "ФинансИнвест" (тоже "Финанс"!). Нашла в Интернете, но с написанием через дефис - "Финанс-Инвест". Это серьёзная инвестиционная компания, оказывающая брокерские услуги с 1995 года... Но когда у звонившей "слитной компании" спрашивала номер, куда обращаться, если надумаю продавать, - так нет же, отвечали, что сами перезвонят.
       Вот так - под маркой известных компаний дела и ворочают. Причём сначала осторожно спрашивали, потом настойчивее; сумму предлагали то в 30 тысяч рублей, то через месяц - уже в 50 тысяч. Деньги неплохие, а сам Сбербанк вроде по дешёвке скупает.
       Но тогда девушки названивали. Спросила одну:
       "Вам даже количество акций известно?"
       "Нет, но такую цену мы можем дать за ваш пакет акций".
       Да, я мнительная - почувствовала какой-то подвох, только в чём же он заключается? А через некоторое время чётко представила один из вариантов отъёма акций, помимо просто невыгодной сделки.
       Например, мне предлагается подъехать с паспортом и с именными акциями в офис (захудалая конторка какая-нибудь, типа филиала), читаю и подписываю контракт. И вроде можно к кассе направляться. Но тут мне говорят, что необходимо сверить акции с реестром в Управлении ценных бумаг Сбербанка (действительно, так и делается - сослуживцы рассказывали). Мне обещают перезвонить после сверки, чтобы поехать к нотариусу... Ага, но нотариус и не понадобится вовсе. Контракт подписан, МОИ акции у них - значит уже НЕ МОИ! Любой суд будет основываться исключительно на "документах".
--------------
       И что же мне вчера поведал Интернет?
       Да, было зарегистрировано страховое агентство (?) под схожим названием "Финанс-Гарант" (но никак не "Гарант Финанс"!). Есть описание компании, адрес, телефоны. Но данные на апрель 2006 года, а сверху указано: "Возможно, компания прекратила своё существование" - в розовой рамочке и мелкими буковками... Без комментариев.
       Итак, на сегодня я по-прежнему являюсь Акционером Сберегательного банка Российской Федерации. Звучит гордо! И память на всю оставшуюся жизнь...

19.05.2011.