Из записных книжек 96. Дети подземелья ХХI

Владимир Васильевский
     В пятиэтажных хрущевках, как войдешь в подъезд, справа несколько ступенек ведут на площадку первого этажа. А слева, тоже несколько ступенек, - в подвал. В самом начале шестого года понадобилось мне спуститься в подвал именно такого дома. В Петербурге, на Автовской улице.
     Освещения, естественно, нет. (Мы же не в какой-нибудь там Германии.) На ощупь спускаюсь, тихонько матерюсь. Спустился. Держась за стену рукой, продвигаюсь дальше. Делаю несколько шагов. Поворот направо. Еще шага три-четыре.
     Рука натыкается на клавишу выключателя. Нажимаю. Загорается тусклая лампочка. Передо мной квадратное помещение подвала, где-нибудь, шесть-на-шесть.
     И ... совершенно неожиданная картина. Стоят две кровати, буквой Г, голова к голове. Между ними - прикроватная тумба. На ней книга, и мирно тикает небольшой будильник. За тумбой стоит елка, редко украшенная игрушками, но со шпилем. Перед кроватями низенький стол.
     Земляной пол плотно утоптан, и подметен. А по периметру этой, с позволения сказать, комнаты, под потолком, по кирпичным стенам и бетонным блокам, волнами - новогодняя гирлянда.
     По-своему уютно. В довершение всего у тусклого оконца, поджав передние лапы, лежит, доверчиво щурясь, серая кошка.
     Пристанище бомжей? Но где характерный запах?.. Где пивные и винные бутылки, окурки? Этот печальный новогодний интерьер. Вдруг осеняет:"Дети!"
     Забыл про свои дела. Погасил свет, заспешил обратно. И - вовремя. Только выбрался из подвала и отошел шагов двадцать, идут двое. Подростки. Лет по тринадцать- четырнадцать. Мальчик и девочка, очень похожие. Вошли именно в эту парадную. Через пару минут засветилось тусклое подвальное оконце.
     И кошка спрыгнула с оконца, внутрь подвала.
     Проходят годы. Десятилетия. Века. Все меняется. Вот и подземелья, и дети подземелья, теперь ... другие...

  - Присутствую и на стихи.ру