Последний путь

Александр Курушин
    Я начинаю писать материал, который относится к моим живописным работам.
Перед вами - работа, которая называется "Последний путь".
     Я большое значение придавал названиям своих виршей, и даже думал над работой «Роль названия картины для процесса работы художника над произведением. По собственному опыту художника». Когда я начинал работать над картиной, или даже над этюдом, то важным моментом было придумывание название, а по сути программы работы. Если название этюда удачное, то увеличивается вероятность перерастания её далее в работу. Примеры: Этюды « Путь Ильича», на котором изображен мостик через реку Турку в Ленинских Горках, «Камень на камень», с намеком на детские стихи «Камень на камень, кирпич на кирпич, умер наш Ленин Владимир Ильич», а также 12 моих работ по роману «Мастер и Маргарита».
     Мне всегда были интересны названия, которые дают картинам художники, а также разница впечатления от картины и её названия. Передвижники давали названия очень близкие к содержанию: «Три медведя» Шишкина(которых как минимум 4),  «Охотники на привале»…Перова. А вот Рылов назвал работу с летящими гусями «Свежий ветер». Это уже более символично. Ведь это действительно ветер, который невозможно описать методами литературы.
А вот названия «Явление Христа народу» картины А.Иванова, или «Возвращение блудного сына» Рембранта – эти названия ключевые для понимания того, над чем работал художник, что изображено на полотне.
    "Последний путь" - это работа, точок к созданию которой сделала неопубликованная часть романа "Мастер и маргарита". Неопубликованная она была в 1980-х годах, к тому времени, когда я и начинал работать над этой серией.
    Коротко говоря, в этом отрывке, или наброске, который сделал М.А.Булгаков, он задумал такую сцену: после командировки Воланда в Москву, он благополучно пересекает Москву-реку, и выбрасывает ненужное уже тело Берлиоза в Москву-реку.
    Тогда я задумал нарисовать по крайней мере нескольких последних путей: здесь и Аврора, входящая в реку (тогда ходил анекдот, что пора загонятьАврору  в Москву-реку, чтобы покончить с большевиками), тут и пересекающиеся демонстрации.
В общем я решил создать пародию на конец-света. А в качестве марки нарисовал сверху себя, летящего на двух калькуляторах и держащегося за дверную ручку (дошел до дверной ручки). Это мое первое в жизни "творение". Я нарисовал этот автопортрет в аспирантские годы, и наклеил на дверь, чтобы друзья не дергали дверную ручку, что было, поверьте не редко.
     Ну а Кот из свиты Воланда, на картине,  отстреливается от наседающих демонстрантов. Кот был и у меня в аспирантские годы. Звали его, правда, не Бегемон, а Чингиз-хан. Но это был очень умный кот. Не любил он, правда, комендантшу аспирантского корпуса МЭИ.