Страна в легендах

Дарья Яшина
 Непал, словно лошадь в яблоках, весь от морды до копыт разукрашен яркими красками верований и легенд. За каждой пагодой и в покатости многочисленных ступ спрятано какое-нибудь ужасно мудрое всеободряющее сказание.
 Тем, кому  доводилось путешествовать по этой стране знакомо живое ощущение того, что он сам является как минимум участником, а то и главным лицедеем древней легенды.
 Опуская кисть в атмосферу Непала, первые штрихи  непременно о легендах, мифах и откровенности горящих непальских сердец.

 Сколько не размышляю, ну никак не могу взять в толк, отчего в Непале столько легенд?
Их здесь ну очень много…Вообще непальцы не прочь поверить во что-нибудь, а лучше всего, в то, что все будет хорошо. Аки русские в халяву:) Поставят непальцы камушек, разукрасят его мантрами и верят, что если обходить его всякий раз по часовой стрелки, то все сложится наилучшим образом.
 На каждой ступе - молитвенные барабаны: крути их и загадывай заветное…Мелочь вроде, а как-то красиво. А эти бесконечные легенды о святых местах, мудрых буддах, смелых королях и мистических совпадениях. Взять, например, легенду Сваямбуднатха, в которой чудесным образом выросший цветок повлек за собой рождение плодородной долины Катманду и строительство самого высокой в Непале ступы. В переводе «Сваямбуднатх» означает «Бог, который создал сам себя». Легенда рассказывает о том, что некогда на месте долины Катманду располагалось огромное прекрасное озеро, со всех сторон окруженное горной грядой. Много-много лет назад один святой, пролетая над озером, удивился его красотой и, пораженный, обратился в цветок лотоса. Другой святой, спустя  еще какое-то время залюбовался уже красотой цветка, и волшебным мечом прорубил в окружающих скалах ущелье. Хлынувшая вниз река Багмати осушила озеро. Волшебный цветок оказался, на холме высотой в 77 метров, над ним и была построена позже ступа Сваямбуднатх. Ну и конечно, не стоит забывать, что согласно буддийским верованиям, ступа эта построена в самом благоприятном, с точки зрения астральных сил, месте. Именно поэтому считается, что произнесенные здесь молитвы имеют в 13 миллиардов раз большую силу.
 А Пашупатинатх с его коровой, окропляющей молоком холм? Согласно древней индуистской легенде, на холм, где впоследствии был сооружен храм, приходила одна из пасущихся в окрестности коров и регулярно поливала его своим молоком. Следовавший за коровой пастух заинтересовался необычным явлением и решил раскопать загадочное место. Из земли ударил столб света, который мгновенно превратил пастуха в пепел. Позже на этом месте королем было воздвигнуто каменное изваяние лингама Шивы, вокруг которого постепенно вырос храмовой комплекс Пашупатинатх. Еще я слышала пару легенд о том, что место стало святым от того, что сам Шива там медетировал на брегах хорошей реки, а кто говорит, что вовсе он там не медитировал, а развлекался всю ночь напролет со своей божественной супругой Парвати, и был при этом в образе единорога. Под утро другие боги толи от зависти толи по другим каким причинам, призвали его к спокойствию и оторвали тот самый рог, который и стал в последствии каменным лингамом над которым построили храм.
 А вот легенда про Буддонатх, как-то более поучительна. В ней в рамках закрученного сюжета сын убивает отца. Причем король-отец сознательно идет жертву, ибо только так, согласно словам мудрого монаха, можно спасти страдающий засухой народ. В конце хеппиэнд – подстригшийся в монахи, искренне скорбящий сын прощен богиней. За прощение отцаубийства – скромный дар – большая ступа. Самая большая во всем Непале, одна из самых больших в мире.
 Даже само название Непал оспаривают несколько легенд. По тибетской версии, Непал означает «дом шерсти». На языке народа лепча Непал звучит как «священная пещера», а лимбу называли страну «ровная земля». А вот невары и кираты толкуют Непал не иначе как «срединная земля». Многие учёные полагают, что страна получила своё название от её древних жителей - скотоводов племени «нип», а может быть «неп», отсюда и Непал - как край народа «неп».Конечно есть и мистическо -красивые народные объяснения названия. Они мне наиболее близки:) Одна легенда рассказывает о том, что когда-то этой страной правил очень мудрый отшельник по имени – НЕ. Был он очень справедливый человек и потому страну стали именовать Непал, что значит "Край, где жизнью правил мудрый Не".
 Красиво объясняется и кама-сутра на во внешней отделке непальских храмов. Говорят, что богиня Молния мол девушка на столько стеснительная, что не за что не ударит в стены, изукрашенные подобным срамом.
 А еще в Катманду есть и живая Богиня, появившаяся в 18-ом веке. Звать ее Кумари, и живет она во дворце на Площади Дурбар. Есть молва, что тот, кому посчастливится увидеть эту девочку, воплощение высшей степени чистоты и невинности, тот будет радостен и счастлив всю жизнь. Я видела Кумари прошлой осенью дважды. Это несчастное дитя, бусинами глаз взирало на зевак с балкона, и в озерах этих явно читалась совсем не божественная и отнюдь не детская тоска…
 Зато просто счастливых мест в Непале пруд пруди. Пупырешек в виде стула в Пашупатинатхе, посидев на котором минуту никогда больше не будешь знать проблем со спиной. Совсем рядом трещина в стене, попав в которую сложенными ладошками, можно надеяться на исполнение самого заветного желания. Правда трещина теперь эта напоминает скорее маленькую пещерку, а местные гиды разрешают туристам, в виде исключения, опробовать судьбу и меткость аж три раза:)). В этом же комплексе есть специальная ниша с тарелочкой. Считается что если стоя на ступеньке попадешь листиком в эту тарелочку, то никогда не узнаешь голода. Судя по количеству листьев в тарелочке – в Непал нет голодающих.
 Пары, мечтающие о ребеночке стремятся к многочисленным лингамчикам – символам соединения мужского и женского начал. Согласно верованиям, если парень и девушка вместе польют молоко на некоторые из этих экземпляров - в скором времени в их семье будет пополнение. В джунглях лингамы заменяют деревья.
 А местных Чижик-пыжиков и пересчитать сложно. Причем рядом с объектом местные бендеры продают мелкие монеты, которые они же потом вылавливают из под объекта. Деньги ни на чем.
На счет денег не уступают и местные монахи. Здесь в огромном количестве бродят саду–отшельники, которым вроде как мирское чуждо. Но они хитрые до чертиков эти саду - подскакивают к тебе из-за ступы и бац- тику в лоб! и сразу деньги клянчат. Ты им : "Товарищ, я ведь не просил эту штуку в лоб", а он "ничего не знаю, раз на лбу- плати":-) Говорят, что на удачу.
 Все «гайдбуки» пишут о том, что в Долине Катманду живет 10 миллионов Богов и если разделить это число на всех жителей, то получится больше чем по 30 Богов и Божков на каждого… ...
 Еще одна черта, о которой не возможно умолчать, - синтез двух религий в душах и сердцах непальцев. На стандартный вопрос какой религии придерживаетесь непалец, как правило, даст стандартный ответ: «Я индуист, но верю в Будду». И то правда – во всех буддистских храмах можно найти объекты индуистской религии. И наоборот пагоды часто соседствуют вперемешку со ступами. И дело не в том или скорее не только в том, что для индуистов Будда не чужое божество, а девятое воплощение их бога Вишну.
 Один мой знакомый непалец объяснил для меня сей факт все той же гипертрофированной потребности в вере в позитив. Зачем, мол, мне ругаться с одним из богов, когда можно верить в обоих и не с кем не ссорится. Быть может хоть кто-нибудь поможет в случае неприятности.
 Может быть в этой вере, пропитавшей страну насквозь,  в этих  сказочных мифах и легендах и кроется эта неувядающая жизнерадостность и оптимизм непальцев.
 А во что верим мы?

Непал, Апрель 2010