Убитая пирамида Кристиан Жак

Лана Балашина
В списке романов Кристиана Жака – известного египтолога и популяризатора истории древнего Египта – привлек внимание детектив «Убитая пирамида».
Заговор против Рамсеса, политические  убийства, коррупция, разграбление и осквернение пирамид – расследованием преступлений занимается молодой судья Пазаир. Вообще, очень живо написано – и веришь, что именно так все и было! В романе детально реконструирован быт египтян – от обстановки в домах до меню, и, конечно, подробно описаны процедура суда и дополнительных расследований, проводимых Пазаиром с целью установления истины.

Вообще, правоохранительная система египтян вызывает интерес. Чего стоит хотя бы нарушение закона, установленное Пазаиром в поместье зубного врача: он заставил крестьянина заниматься не своим делом! Садовник вынужден проводить клеймение скота при инвентаризации, в связи с чем один бык убежал. Наказан не садовник, а его работодатель, вынудивший его заниматься не своим делом!

«– Вы клеймили быка из стада Кадаша? – спросил Пазаир.
– Да, – ответил Кани.
– Животное исчезло.
– Он убежал от меня. Вы найдете его на соседнем поле.
– Откуда такая небрежность?
– Я не погонщик быков, я садовник. Настоящая моя работа состоит в поливке небольших участков земли; целыми днями я таскаю на плечах коромысло и выливаю на растения содержимое тяжелых кувшинов. Вечером я тоже не знаю отдыха – мне надо поливать самые прихотливые растения, приводить в порядок оросительные канавы, укреплять насыпи. Если вам нужны доказательства, посмотрите на мой затылок – на нем следы двух абсцессов. Это болезнь садовника, а не погонщика быков.
– Почему вы сменили работу?
– Потому что я попался на глаза управляющему Кадаша, когда приносил овощи. Меня заставили заниматься быками и забросить сад.
Пазаир вызвал свидетелей. Была установлена правдивость показаний Кани, и суд оправдал его. В качестве возмещения по распоряжению судьи беглый бык переходил в его собственность, кроме того, Кадаш должен был выдать ему солидное количество продовольствия за потерянные рабочие дни.»

Или вот еще любопытный момент: освобожденный садовник, наконец,  занимается любимым делом и получает урожай в 2-3 раза больший, чем у соседей – хозяин обязан освободить его от работы на себя и выделить ему землю для самостоятельной работы. Для этого  садовнику достаточно убедить в получении урожая свидетелей – что-то вроде суда присяжных.


Забавно полное отсутствие бюрократии в молодом судье.
«– Что есть срочного? – спросил Пазаир, не прекращая работать.
– Жалоба одного строителя. У него были кирпичи, но не было ослов для их перевозки. Он обвиняет человека, дающего ослов внаем, что тот срывает ему стройку.
– Дело улажено.
– Каким образом?
– Я видел хозяина ослов сегодня утром. Он возместит строителю ущерб и с завтрашнего дня будет перевозить кирпичи; одним процессом меньше.»
Не обходится втор и без очень лирической любовной истории – Пазаир влюбляется в молодую женщину-врача. Кстати, очень интересно описаны методы лечения больных и  методика подтверждения квалификации врача после обучения.
Нефрет во время сдачи экзамена дают смертельный яд – она должна его определить, найти противоядие и принять его – иначе умрет. Интересно, как к такой методике отнеслись бы в наших мединститутах?