Размышления о дружбе. Продолжение 7

Наталья Шилова
        Я получила глубокое МОРАЛЬНОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ, когда прочла в романе Альфреда де Виньи "Сен-Мар" высказывание, вложенное в уста заглавного героя: "...дружба -- второе по святости чувство на земле". И если в "Доне Карлосе", по выражению автора, "дружба жертвует собой" во имя долга, то в "Сен-Маре" она ТОРЖЕСТВУЕТ. Но какой ЦЕНОЙ!
        По содержанию романа, главный герой, двадцатитрехлетний дворянин, призванный на личную службу к монарху, возглавляет заговор против всесильного министра, преследуя прежде всего свои ЭГОИСТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ. Накануне осуществления этого заговора он, как человек умный и решительный, понимая, что "взвалил на себя непосильную ношу" и чувствуя угрызения совести, решает открыться СТАРШЕМУ ДРУГУ. И друг не остается безучастным!
        На справедливый упрек со стороны друга: "...И ради личного счастья вы хотите ниспровергнуть государство?!" Сен-Мар вначале находит оправдание: "Благополучие государства согласуется с моим счастьем. Я способствую ему, уничтожая тирана..." или еще более верное объяснение: "... туманные проекты о преобразовании развращенного общества ничто по сравнению с самоотверженностью любви!". И именно этому ЕДИНСТВЕННОМУ ДРУГУ он рассказывает о своих страданиях из-за невозможности соединиться с любимой девушкой (которая по своему ОФИЦИАЛЬНОМУ ПОЛОЖЕНИЮ стоит намного ВЫШЕ ЕГО), о своей отчаянной попытке преодолеть эту преграду. И друг, ОСУЖДАВШИЙ ЕГО ДЕЙСТВИЯ, проникается к нему СОЧУВСТВИЕМ. В одном из следующих эпизодов романа есть пронзительное замечание: "Он понял даже больше того, что сказал ему Сен-Мар" -- понял "непереносимую муку" этой НЕОСУЩЕСТВИМОЙ МЕЧТЫ... Найдется ли человек, которого не затронут глубоко эти строки?!
        В романе есть много эпизодов, дающих читателю возможность испытать СВЕТЛОЕ ЧУВСТВО НАСТОЯЩЕЙ ДРУЖБЫ, но именно глава "Тайна", посвященная объяснению двух героев, выражает это наиболее проникновенно...
        Можно вспоминать строку за строкой, каждая из которых рельефно и убедительно представляет и взаимную ответственность обоих друзей, и бескорыстие самоотвержения.
        Вот один пример. Сознавая свою обреченность, Сен-Мар желает только ОБЪЯСНИТЬСЯ с другом и ВОВСЕ НЕ НАМЕРЕН ВВЕРГАТЬ его в свои честолюбивые и опасные планы. ("Я решил... открыться вам, когда дело будет завершено. Я решил уберечь вас от грозящих мне опасностей."). Но друг, услышав признание, без раздумий предлагает НЕИЗМЕРИМО БОЛЬШЕЕ и укоряет Сен-Мара, что тот не открылся ему ранее: "...И у вас хватило бы мужества таиться от меня до конца?! Чем я провинился перед вами, что должен пережить вас, если вы умрете?!".
        Впечатление, производимое на читателя, усиливается красотой слога (пусть и в ПЕРЕВОДЕ!). Диалог, в котором Сен-Мар подробно объясняет свое поведение, отличается предельной напряженностью, высокой концентрацией мысли и этим очень напоминает ПОСЛЕДНЕЕ ОБЪЯСНЕНИЕ двух главных героев в "Доне Карлосе" Шиллера.
        И если принц Карлос, ОСОЗНАВ СВОЮ НЕСПОСОБНОСТЬ К ВЕЛИКИМ ДЕЯНИЯМ, решительно уступает место другу:


                "...............Ты закончишь сам
                То, что хотел, но не сумел я сделать:
                Испанию, видавшую во мне
                Свою надежду, к золотому веку
                Ты приведешь. А мне -- конец, конец...",


то Сен-Мар, сознавая безнадежность и преступность своего замысла, в последний раз пытается отговорить друга от безумного решения разделить его судьбу: "...Отстранитесь от меня -- наши пути разошлись... Забудьте меня, пренебрегите мною! Я уже не стою ваших помыслов -- могу ли я подвергнуть вас опасности?!"...
        А сколько усилий прилагает друг, чтобы убедить Сен-Мара отказаться от своего бесплодного намерения, грозящего еще более СЕРЬЕЗНЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ, чем потеря любимой: "...разве я не доказал вам, что дружба для меня выше всех остальных чувств?! ...Но позвольте умилостивить вас -- не губите Францию! О мой друг, мой единственный друг, на коленях умоляю вас: не надо преступлений, пощадим нашу отчизну! Не лишайте меня самоуважения, ради которого я столько трудился, не оскверняйте мою жизнь и мою смерть, которые я вам посвятил!".
        ...Чувствуя БЕСПОЛЕЗНОСТЬ своих пламенных воззваний, друг Сен-Мара (оказавшийся всего лишь НЕВОЛЬНЫМ СВИДЕТЕЛЕМ заговора) тем не менее следует за ним ДО КОНЦА и слагает голову на плахе, показывая пример ВЫСШЕГО САМООТРЕЧЕНИЯ.
        И если дружба ИМЕННО ТАКИМ ОБРАЗОМ восторжествовала над долгом, она ВСЕ РАВНО ВЫЗЫВАЕТ ВОСХИЩЕНИЕ, давая понять, что у такого человека можно учиться и верности, и еще более обширному чувству -- ПАТРИОТИЗМУ.
        И безусловно подкупает то обстоятельство, что, в отличие от героев "Дона Карлоса" (чьи характеры и убеждения ПРИДУМАНЫ АВТОРОМ), Сен-Мар и его друг (советник Парижского парламента де Ту, 35 лет) -- лица РЕАЛЬНЫЕ; и неудавшийся политический заговор, и их совместная казнь -- ФАКТЫ БИОГРАФИЙ этих людей, столь блистательно представленные в романе.
        Я, конечно, сознаю, что ни один нормальный человек НЕ СТАНЕТ ЖДАТЬ ТАКИХ ЖЕРТВ от тех, кого СЧИТАЕТ ДРУЗЬЯМИ. (Впрочем, эта мысль звучит очень внушительно в еще одном из моих любимых романов -- "Что делать?" Чернышевского: "...Скорее умерла бы!" -- отвечает Вера на вопрос, сможет ли она принять ЧЬЕ-ТО САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ во имя дружбы).
Но пусть человека всегда поддерживает ИДЕАЛ ДРУЖБЫ, даже если найти его можно лишь в книгах: это БОЛЬШАЯ ОТРАДА в жизни.

                (продолжение следует)