Мимолётная встреча

Олег Маляренко
    Как обычно Анастасия Петровна Шведова пришла в университет за полчаса до начала лекций. На кафедре ещё никого не было, а ключ пребывал в полном отсутствии. Поэтому она пошла в деканат и примостилась за столом, проглядывая конспекты. Взгляд рассеянно скользил по записям. Материал предстоящей лекции она знала превосходно, ведь недаром преподаёт свой предмет уже пять лет. С самого начала Анастасия настроила себя на то, чтобы её лекции всегда были интересными и увлекательными, и это ей вполне удавалось. Не бывает скучных предметов, а только водятся скучные преподаватели. Как правило, в часы подготовки возникают самые неожиданные мысли и яркие примеры.

    А мыслями молодая женщина обратилась к мамочке, хворающей третий день подряд. Надо не забыть зайти после работы в аптеку за лекарством. А у Борьки разваливаются ботинки, и теперь придётся покупать новые. Негодный мальчишка! Каждый день играет в футбол, а обувь не выдерживает таких нагрузок. Себе присмотрела отличные туфли, но пока обойдусь старыми. А вчера меня расстроила лучшая подруга Нора. 
    Вечером она пришла, и по её виду можно было догадаться, что случилась одна из тех неприятностей, ставших уже привычными. Нора была в больших тёмных очках, с печальным выражением остального лица и в небрежно расстёгнутой кофточке.
    - Что? Опять? – только могла сказать Настя.
    Подруга сняла очки, дрожащей рукой положила на стол, и разрыдалась, нисколько не сдерживая себя. Настя, ни слова не говоря, обняла подружку. Под её левым глазом сиял очень приличный синяк, слегка подкрашенный макияжем.
    - И что на этот раз?
    - Ревнует, гад, до изнеможения. Скоро начнёт ревновать даже к водопроводному крану. Причём старается бить меня по лицу.
    - Как ты терпишь такое, Норочка? На твоём месте я давно ушла бы от такого муженька.
    - Вот ты, Настюша, рассталась со своим  Матвеем. И что, теперь тебе легко?
    - Ну, у меня была другая история.
    - А если бы ты знала, каким бывает мой Виталик ласковым и нежным после взбучки. Он буквально ползает у меня в ногах и вымаливает прощение.
    - Живите, Нора, как вы хотите, если такая жизнь вас устраивает. Возможно, у вас садомазо.

    От этих размышлений Анастасию оторвал звонкий голос Леночки из профкома, залетевшей в деканат.
    - Прошу минуточку внимания! На ваш факультет выделили 15 мест для поездки в субботу на экскурсионном автобусе в Обсерваторию. Подайте список в профком не позднее трёх часов.
    Объявление вызвало всеобщее оживление, а Настю словно ударило током. Ведь там живёт и работает астрономом её бывший муж. Если кого она и не желала видеть, так это его.
    Со списком, в котором уже значилось несколько фамилий, подошла Лариса.
    - Тебя записывать, Анастасия?
    - Конечно, нет. Ты же прекрасно знаешь, почему мне туда не хочется.
    - В таком случае, пусть хотя бы поедет Боря.
    - А вот его и записывай.

    Настя вышла замуж сразу после окончания университета. До этого она была знакома с Матвеем Шведовым ровно полгода. Их любовь возникла внезапно как первый снег и разгорелась подобно лесному пожару. Матвей на редкость красиво ухаживал, а Настя благосклонно эти ухаживания принимала. Молодые люди обнаружили общность взглядов, вкусов и пристрастий и так крепко сдружились, что долго изумлялись тому, как жили до тех пор, не зная друг друга. И вскоре они стали неразлучны. Свадьба скрепила их союз, вечный, как они полагали. С самого начала молодожёны окунулись в атмосферу любви, доверия и взаимопонимания. Друзья, знакомые и родичи по-доброму завидовали их семейному счастью. А через год Анастасия родила сыночка, которого в честь свёкра назвали Борисом. Молодой отец был безумно счастлив и заботился об отпрыске не в меньшей степени, чем Настя.
    Но, как говорил поэт, ничто не вечно под луной. В один недобрый вечер Матвей заявил, что полюбил другую, собрал чемодан и удалился в неизвестном направлении.
    Это происшествие сразило Настю, словно торнадо в тундре. Для неё это был жестокий и неожиданный удар, поскольку ничто не предвещало подобного поворота. Внезапно для неё потускнели все краски мира. Анастасия впала в глубокую депрессуху, и только забота и любовь к сыну и матери постепенно вывели её из такого состояния.
    Позднее Настя узнала, что Шведов ушёл от неё к женщине старше его, и как он выразился, на крыльях любви. Женщина была замужней и бросила своего мужа ради её бывшего. Можно сказать, на развалинах двух семей родилась третья.
    Анастасия вычеркнула Шведова из своей жизни. От него она не потребовала никаких алиментов, но поставила условие, чтобы он никогда не встречался с сыном. Это решение было твёрдым и окончательным. Как ни странно, бывший муж безропотно согласился с её условием.

    Заботой и воспитанием малыша кроме Насти в большой степени занялась её мама, молодая пенсионерка. Бориска рос здоровым, смышлёным и озорным мальчуганом на радость Насте и бабушке. Те не чаяли в нём души и позволяли ему отдельные шалости, хотя иногда надо было быть построже.
    Однажды на Настином горизонте появился бывший муж разлучницы и моментально посватался к ней. Такой кавалерийский наскок со стороны незнакомого мужчины здорово развеселил Настю. Разумеется, она ответила отказом, так как у них общими были только бывшие супруги. Были и другие предложения руки и сердца, которые также не принесли никаких плодов.
    Для Бори Настя придумала легенду, что его папа был моряком загранплавания и утонул в Кейптаунском порту, спасая негритянских детей. Как обрадовался сын, когда однажды услышал по радио песню «В Кейптаунском порту»!
    - Мамочка, про папу сочинили песню!
    - Знаю, сынок. Он тоже плохо кончил, как и те моряки.
    Сейчас Боря учится в третьем классе и довольно успешно, увлечённо занимается спортом. Анастасия и бабушка дают ему всё возможное, но мальчику явно не хватает мужского влияния и воспитания.

    Когда ранним утром в субботу Настя с Борей пришли во двор университета, будущие экскурсанты почти все уже были в сборе. Они подошли к коллегам из кафедры.
    - Поручаю вам моего Бориса, - весело сказала Анастасия. – Следите, чтобы он не шалил и не заблудился.
    - С нами он будет, как за каменой стеной, - отозвалась Лариса.
    - Анастасия Петровна, почему вы не едете? Ведь есть свободное место, – поинтересовалась Леночка.
    - К сожалению, не могу. У меня срочные дела.

    Автобус въехал на территорию Обсерватории, и группа дружно его покинула. Они оказались на вершине горы, а внизу широко раскинулась долина, покрытая густым лесом и окаймлённая горными хребтами. Невдалеке вырисовывались башни телескопов.
    После недолгого ожидания навстречу группе вышел гид – молодой мужчина в светлом фланелевом костюме, голубоглазый и с приятной улыбкой на загорелом лице. 
    - Позвольте представиться. Меня зовут Матвей Борисович Шведов. Здесь я работаю астрономом, а сегодня проведу с вами экскурсию по Обсерватории. Для начала пойдём к Солнечному телескопу.
    Сотрудники переглянулись между собой, но никто не издал ни звука. Все сразу догадались, кто перед ними. Взоры устремились на Борю Шведова. А он стоял у отдалённой клумбы, любуясь роскошными цветами, и слов гида не слышал.

    Экскурсия проходила настолько интересно, что даже старенький профессор Заикин, слушал гида, приоткрыв рот от удивления. Гид прекрасно знал своё дело и мастерски рассказывал обо всём, что попадалось на пути.
    Дневное время не самое удачное для посещения Обсерватории, поскольку, как известно, звёзды ярко светят только ночью. Но и при этом восторженные экскурсанты узнали много нового и поучительного, разглядывая диковинные телескопы.
    Но больше других от всего увиденного и услышанного воодушевился Борька. Он буквально ни на шаг не отходил от такого замечательного гида и следовал за ним по пятам, жадно впитывая всю его обильную информацию.
    Когда экскурсия близилась к завершению, публика заметно устала. Многие захотели разбрестись по лужайкам и перекусить. Однако любознательный мальчик Боря не отпускал гида и засыпал его вопросами, не по-детски наивными, а вполне серьёзными, показывающие пробудившийся глубокий интерес к астрономии.
    Гиду Матвею Борисовичу понравилась такая тяга юного создания к области его профессии, и он старался дать обстоятельные ответы, доступные его пониманию. Боря внимательно слушал объяснения дяди гида, напряжённо обдумывая их. Но только гид заканчивал отвечать, как у мальчика возникали новые вопросы.
    Диалог затянулся, но было похоже, что обоим участникам он доставляет удовольствие. В эти минуты Матвей вспомнил, как мальчиком мучительно искал ответы на многие загадки астрономии, так же как сейчас это делает его собеседник, и поэтому проникся к нему симпатией. Боря восхищался простыми ответами этого крепкого мужчины и тем, как уважительно относится к нему.
    И только одни женщины плакали, тщательно скрывая слёзы, при виде такой трогательной сцены. Увлечённую беседу вели такие похожие друг на друга отец и сын, совершенно не догадываясь о своём кровном родстве. Хотелось им крикнуть: «Обнимитесь, родные!» Но на это Анастасия наложила строгий запрет.
    Когда мы смотрим на звёздное небо, то различаем некоторые созвездия, и кажется нам, что звёзды расположены рядом. А они отделены одна от другой на миллионы световых лет. Вот так в Обсерватории стояли рядом отец и сын, беседовали, но страшно были далеки друг от друга.
    Остаётся пожелать им когда-нибудь встретиться по-настоящему.