О женщинах Настоящих людей -

Владимир Крыленко
  О женщинах <Настоящих людей> - <луораветланях>-межокеАнях
      Целомудрие для девушки, а женщины тем боле - не играет роли!
               (Из цикла <Тихий Океан>)

Как вы, наверно, знаете,
На Нашем Свете ещё есть
(Хоть их осталось мало -
Всего их - 16 тысяч есть!)
И <Настоящие люди> - <луораветлан>!
А "Чукчами" назвали их злейшие враги их -
Русские, да примкнувшие к ним глупые -
Якуты, коряки и эвЕны,
Да эскимосы - ТАМ - за ОкеАном-ОйкумЕной,
Живущие на ТОМ берегу -
Берингова пролива, что в Америке.

Здесь речь пойдЁт о женщинах
<Настоящих людей> - <луораветланях>,
А короче - <луорах>, <ланях>, <ветланях>.

Тип <ланей> - смешанный -
Немного европеидный,
А в общем - монголОидный,
Но ещё и с нюансами, с отличиями.

ГлазЁнки <Настоящих людей> -
<Настоящие> -
С узким разрезом ровненьким -
Горизонтальненьким,
А реже - с разрезом косым-косеньким -
Самым для нас красивеньким!
Ширина скул помЕньше, чем у бабы эвЕнки-эвЕньши.

Цвет лица - с оттенком бронзовым;
Цвет пипы - бЕленький,
Цвет тела - бЕленький,
И без намЁка-оттенка жёлтенька.

Волосы на голове, лобке - прямые, чЁрненьки,
Но есть и индивиды -
С густою волоснЁю,
С волнистой и почти курчавою -
На голове-лобке и даже на лице.

Вот как ОНИ жили раньше -
До <Большой Русской раздолбОйки-перестрОйки>.

Род чукчей-<луорей> - агнатный,
Объединяемый общностью огня,
Единокровностью по мужской линии,
Общим тотемным знаком, родовой местью,
Религиозными обрядами.

Брак преимущественно эндогамный, индивидуальный,
Но часто - полигамный
(2-3 жены на мужа);
Среди определённого круга родственников и побратимов допустимо,
По соглашению, взаимное пользование женами;
Калыма не существует.

Целомудрие для девушки,
А женщины тем бОле -
Не играет рОли -
ЕЬитесь - сколько хочешь
И с кем хочешь - ввОлю!

Обычен также левират.

Левират (от латинского levir - леверь-деверь, брат мужа) -
Уживчество - брачный обычай многих народов,
По которому вдова обязана или имеет право
Вступить вторично в брак -
Но только с ближайшими родственниками своего умершего мужа,
В первую очередь - с его братьями.

Левират, подобно сорорату обычай,
Когда мужчина одновременно вступает в брак
С двумя, тремя и более сёстрами,
Являлся прямым следствием норм группового брака
И родовой экзогамии,
В силу которых каждая женщина была естественной
потенциальной женой для всех мужчин определённого рода.

Левират понимают и как последствие особой формы коллективного брака -
Много-мужства - полиандрии -
С принадлежностью всех рожденных в семье детей -
ЕЁ старшему члену (иль с <сАмым-сАмым> <членом>),
Как главе её.

По своим верованиям чукчи - анимисты;
Они персонифицируют и обоготворяют:
Отдельные области и явления природы
(Хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей и т. п.),
Многих животных (медведя, ворону),
Звёзды, солнце и луну,
Верят в сонмы злых духов,
Причиняющих все земные бедствия,
Включая болезни и смерть,
Имеют ряд регулярных праздников:
Осенний праздник убоя оленей,
Весенний праздник рогов,
Зимнее жертвоприношение звезде Алтаир,
Родоначальнику чукчей и т.д.
Множество праздников не регулярных:
Кормление огня, жертвоприношения после каждой охоты,
Поминки покойников, обетные служения и т. д.).
Каждая семья, кроме того, имеет свои семейные святыни:
Наследственные снаряды для добывания священного огня
посредством трения для известных празднеств,
По одному на каждого члена семьи.
Связки деревянных сучков <отстранителей несчастий>,
Деревяшек-изображений предков
И, наконец - семейный бубен,
Так как камлание с бубном у чукчей -
Не есть достояние одних специалистов-шаманов.
Шаманы, почувствовав своё призвание,
Переживают предварительный период своего рода невольного искуса:
Впадают в глубокую задумчивость,
Бродят без пищи или спят по целым суткам,
Пока не получат настоящего вдохновения.
Некоторые умирают от этого кризиса;
Некоторые получают внушение о перемене своего пола,
То есть мужчина должен превратиться в женщину, и наоборот.
Превращённые принимают одежду и образ жизни своего нового пола,
Даже выходят замуж, женятся и т.д.
Покойников либо сжигают,
Либо обёртывают пластами сырого оленьего мяса
И покидают в поле, предварительно прорезав покойнику горло и грудь
И вытащив наружу часть сердца и печени.
Предварительно покойника обряжают,
Кормят и гадают над ним,
Заставляя отвечать на вопросы.
Старики часто заблаговременно убивают себя сами
Или, по их просьбе, их убивают их близкие родственники.

Живут они стойбищем в 2-3 юрты-яранги,
Которые снимают по мере истощения оленьего корма.
На лето некоторые спускаются к морю.
Несмотря на необходимость перекочёвок,
Жилище их довольно громоздко и удобоперевозимо
только благодаря обилию оленей
(обоз стойбища доходит до 100 саней).
Жилище чукчей - большой шатёр неправильно-многоугольной формы,
Крытый полотнищами из оленьих шкур, мехом наружу.
Устойчивость против напора ветра придают камнями,
привязываемыми к столбам и покрову шалаша.
Огнище - посреди шалаша
и окружено санями с хозяйственными принадлежностями.
Собственно жилое помещение,
где чукча ест, пьёт и спит,
состоит из небольшой четырехугольной меховой палатки-полога,
укрепляемой у задней стенки шатра
и заделываемой наглухо с пола.
Температура в этом тесном помещении,
нагреваемом животной теплотой её обитателей
и жировой лампой, такая высокая,
что чукчи раздеваются в нём донага-доголА.

Зимняя одежда чукчей - обычного полярного типа.
ЕЁ шьют из меха пыжиков (подросшего осеннего олёнка)
и состоит у мужчин -
из двойной меховой рубахи
(нижней мехом к телу и верхней мехом наружу),
таких же двойных штанов,
коротких меховых чулок с такими же сапогами
и шапки в виде женского капора.

Совершенно своеобразна женская одежда -
тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов
вместе с низко вырезанным корсажем,
стягиваемым в талии, с разрезом на груди
и широкими рукавами, благодаря которым
чукчанки во время работы легко высвобождают руки.
Летней верхней одеждой служат балахоны из оленьей замши
или из пёстрых покупных материй,
а также камлейки из тонкошёрстной шкуры оленя
с разными обрядовыми нашивками.

Костюм грудного ребёнка состоит из
оленьего мешка с глухими разветвлениями для рук и ног.
Вместо пелёнок подкладывают слой мха с оленьей шерстью,
впитывающий в себя испражнения,
которые ежедневно выбирают через особый клапан,
пристегиваемый к отверстию мешка.
 
Большая часть украшений чукчей - подвески, повязки, ожерелья
(в виде ремешков с бусами и фигурками и т. п.) -
имеют религиозное значение;
но есть и настоящие украшения в виде металлических браслетов, серёжек и т.п.
Вышивки у оленных чукчей очень грубы.
Обрядовое значение имеет
и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-
родового знака - тотема.
Самый любимый рисунок - ряд небольших дырочек.
Оригинальный узор на колчанах и одеждах чукчей приморских -
эскимосского происхождения.
От чукчей он перешёл ко многим полярным народам Азии.
Убор волос различен у мужчин и у женщин.
Женщины заплетают две косы по обеим сторонам головы,
украшая их бусами и пуговицами, выпуская иногда передние пряди на лоб
(замужние женщины).
Мужчины выстригают волосы очень гладко,
оставляя спереди широкую бахрому и на темени два пучка волос
в виде звериных ушей.

Утварь, орудия и оружие в настоящее время употребляются главным образом
европейские (металлические котлы, чайники, железные ножи, ружья и т.д.).

Пища чукчей - преимущественно мясная, в варёном и сыром виде
(мозг, почка, печень, глаза, сухожилья).
Охотно употребляют и дикие коренья, стебли, листья,
которые варят вместе с кровью и жиром.
Своеобразное блюдо представляет так называемое моняло -
полупереварившийся мох, извлечённый из большого оленьего желудка;
из моняла приготовляют различные консервы и свежие блюда.
Полужидкая похлёбка из моняла, крови, жира и мелко покрошенного мяса
ещё очень недавно была самым распространенным видом горячей пищи.

Очень пристрастны чукчи к мухоморам, табаку, водке.
Но это - особая тема!

     Владимир Крыленко  1 Февраля 2011