"Девушка с кувшином" ("Молочница") - фото с работы (1817г.) скульптора П.П.Соколова (р. 1764 - 1835)
Цезарь Антонович КЮИ (р.1835 – 1918), - композитор, известный более как автор статей, исследований по вопросам музыкознания, хотя им написано около 250 романсов. На протяжении многих десятилетий Кюи был одним из самых строгих и непримиримых музыкальных критиков, и в 1896 году издал книгу о русском романсе.
Творчество же Кюи как композитора не получило широкого признания, и его многочисленные произведения, как крупные, так и романсы, не стали значительным явлением в истории русского музыкального искусства. Хотя его романсы «Сожженное письмо» и «Царскосельская статуя» исполняются до сих пор.
«СОЖЖЁННОЕ ПИСЬМО», сл. А. Пушкина - лирический романс - сцена драматического переживания, в передаче которого композитор следует принципам кучкистов, отдававших предпочтения речитативу. Мелодия фраз, точно следуя за смысловыми изгибами текста, последовательно передаёт все грани чувств героя:
Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Романс красив в передаче эмоций и выразительной мелодией. Вместе с текстом они достигают поразительной силы реальности происходящего, вызывают у слушателей чувство искреннего сопереживания:
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым
Виясь, теряется с молением моим.
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди...
«ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ СТАТУЯ» на сл. А.Пушкина - романс, являющийся образцом возвышенно-созерцательной лирики:
Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
«Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струёй, вечно печально сидит.
Очаровательна мелодия романса, а несовершенная каденция на квинтовом тоне в вокальной партии, поддерживаемая фортепианными пассажами, словно журчание неиссякаемого источника, удерживают наше внимание на прекрасном романтическом образе, созданном гением поэта и талантом композитора, ещё в течение нескольких тактов...
Продолжение: http://www.proza.ru/2011/05/22/315