Петербург с парадного подъезда

Юрий Фельдман
   Петербург с парадного подъезда.


 Бывают же такие приятные сюрпризы! Звонит мой шеф по объединению блокадников Ленинграда, у которого я в заместителях, и сходу ошарашивает.
-  Только что разговаривал с Российским консульством во Франкфурте, приглашают на праздник Победы в Питер, но ты знаешь мои обстоятельства, никак не могу, вот, рекомендовал тебя. Соглашайся. Я уже дал им твой телефон.

 Не успел рассказать жене, звонок. Молодой женский голос называет меня по имени-отчеству, отчего я за два десятка лет в Германии почти отвык. Оказывается Петербургская мэрия приглашает через посольства ленинградцев, воевавших, работавших и просто переживших детьми те страшные дни и месяцы блокады, на празднование дня Великой Победы в мае нынешнего, две тысячи одиннадцатого в Санкт Петербург. Сотрудница, назвавшаяся Анной Владимировной, спрашивает, поеду ли я? А я, разумеется, интересуюсь, сколько стоит это удовольствие. Нисколько, отвечает, - за всё платит принимающая сторона. Ого! А можно с женой? Пожалуйста, если она блокадница. Нет? Жаль. Что ж, на нет и суда нет. Могу перезвонить через полчасика? – Пожалуйста, хоть завтра.
Посоветовались,  решили - посетить родной наш город оба хотим и осилим.

 Последний раз, тем самым отметив моё семидесятилетие, мы навещали  Питер три года назад. Впечатление о городе осталось неоднозначным,  я писал об этом в очерке: Впечатление ленинградца о Петербурге 2008. Он помещён на моей странице в интернете /Proza.ru – Юрий Фельдман/. Время летит стрелой, и я обрадовался случаю повидать немногих близких живых и поклониться тем, кого уже нет. Ну и, конечно, снова взглянуть на город, где я рождён, пережил блокаду, учился, женился, где обе наши дочери родились, где работал и навсегда оставил часть сердца. Я жил в нём немалые пятьдесят четыре года. Не случайно пишу «взглянуть», ведь делать выводы за три с половинкой дня  - занятие нечестное. Визит  казался интересным ещё и тем, что я впервые буду там  приглашённым, гостем. А гостям принято показывать лучшее, значит, нам покажут город с Парадного подъезда. И это представлялось любопытным…

 За долгие годы жизни в Германии мы успели привыкнуть к тому, что задолго до очередной поездки знали программу путешествия в подробностях. На этот раз, что напрягало, было иначе. Консульство ничего сообщить не могло.
 Прилетели в Пулковский аэропорт, где жену встретил её племянник и увёз к себе. А меня ждал распорядитель, посадил в легковушку, сообщив, что размещение ветеранов в гостинице Октябрьская, в центре, у Московского вокзала. Это обрадовало, ждал худшего, где-либо на окраине. И в вестибюле мне, наконец, дали расписание мероприятий на все три дня.

 По дороге разговорились, а вёз меня подрабатывающий извозом на своей машине  подводник на пенсии. Из беседы я услышал интересную и повторяющуюся у многих, с кем привелось общаться, особенность. Бывший подводник отчаянно ругал российское и местное правительство. Возмущался маленькой пенсией, на которую жить почти невозможно, и  вместе с тем поведал, что недавно вернулся после двухнедельной поездки по Португалии. А ещё он бывал уже чуть не во всех странах Европы, не считая Турции, Таиланда и Египта. И такое несовпадение между стенаниями и реалиями довелось слышать не единожды…
 Кстати, гостиница, несмотря на мои опасения, оказалась весьма приличной и соответствовала своей четырёхзвёздности.

 В молодые годы посчастливилось попасть по студенческому обмену в Польшу, в Гданьск. Нас по несколько раз в день считали по головам, запрещали отлучаться от группы, пугали и угрожали карами за непослушание. Местные студенты потешались над нами. Почему-то решил, раз нас пригласили, за всё заплатили (помните поговорку: бесплатный сыр только в мышеловке), то в Петербурге будет нечто подобное. Ничуть не бывало!
 Несмотря на плотную программу, нам ничего не указывали и не запрещали!  Только просили сообщать, где мы гостим, чтоб не потерять.

   В первый же вечер мы знакомились и узнали, что Петербургская мэрия пригласила более 150 человек, участников войны и жителей блокадного  Ленинграда чуть не со всего мира! Удивительно нам, бывшим гражданам единого СССР, что проживающие в Прибалтике, Украине, Белоруссии, Армении теперь зовутся гражданами ближнего зарубежья, а мы из Германии, Франции, Швеции, США зовёмся ленинградцами дальнего зарубежья.
Самым молодым из гостей было семь десятков, а самым продвинутым перевалило за девяносто! Но ничего, хватило сил приехать повидаться с однополчанами, со своим Городом, отпраздновать самый почитаемый из нерелигиозных праздников – день Великой Победы. Вот уже шестьдесят шестой раз! Чем старше участник, тем больше наград на груди. Особо отличалась делегация из Армении. Четыре бравых полковника, от восьмидесяти пяти до девяноста трёх. На военных мундирах – по пять-шесть рядов из орденов и медалей! У «молодых», вроде меня, сиротливый значок жителя блокадного Ленинграда, да пару памятных медалек.
 
 За промелькнувшие дни удалось посетить не только три семьи близких, но и почти всё официальное. И даже успел прогуляться по Невскому, полюбовался просторной Невой и порадоваться золотому шпилю Петропавловки!
 А повозили нас немало! Побывали на грандиозной панораме прорыва блокады в 1943году, где я впервые узнал, что во время тех боёв погибло более 150 000 наших воинов. А всего в блокадном городе за 900 дней от голода, бомбёжек и болезней умерло миллион двести тысяч. Страшно представить! Ужас! Это же два Штутгарта, где мы сейчас живём…
 Приехали на Пискарёвское, самое большое в мире кладбище. Там лежит миллион… Участвовали в возложении венков у памятника Матери - Родины. Торжественно и печально. Мы побывали на двух праздничных концертах в Филармонии и дворце Октябрьском. А 9 мая - торжественное шествие по Невскому проспекту, и, конечно, праздничный салют! Нам повезло – Город встретил нас солнечной погодой, и синева Невы казалась ослепительной! На оживлённых улицах чувствовалась праздничная атмосфера.

  За годы, что я не был в Питере, город, в целом, похорошел. Много новых домов, кафе, ресторанов. Почему-то масса аптек. Везде -  в центре, на окраинах, в Колпино отремонтированы дороги. Я видел, что и в праздничные дни, рабочие, по виду таджики или узбеки, занимались дорожными работами. Обновились трамвайчики. Приятный голос объявляет остановки, вежливо просит уступать места беременным и старикам и не брать беспризорные сумки и пакеты. Центр, Невский – в полном порядке. Чуть в сторону – пыльные старые дома. Кажется, косметический ремонт фасадов – понятие ещё необжитое. В сберкассе нет злой толчеи. Отрывные талончики, просят по нему подойти к такому-то окошку.
 
  На улицах машины самые разнообразные. Много старых развалюшных жигулей, но немало пузатых мерседесов и других дорогих новомодных машин. Как-то вечером проходил мимо ресторана «Рыбная лавка». У входа с десяток мерсов и столько же крепких охранников в одинаковых черных костюмах, приглядывающих за прохожими…   
  Пешеходы тоже очень разные. На Невском модницы и красавицы, не по-европейски, на высоченных «шпильках». Почти все жгучие брюнетки, видно блондинки нынче менее популярны. Сильно накрашены, все прелести в обтяжку. Тут же молодые, плохо одетые, бледные. Сильно пьяных, как прежде, не видел, но с бутылкой пива в руке чуть ни каждый третий. Прислушивался к разговорам на улице. Одни обсуждают в каких странах пляжи лучше, другие – как легче бороться с «отходняком» после наркотиков.

  Нас, стариков, во время всех мероприятий постоянно сопровождали молодые распорядители. Они помогали преодолевать ступеньки, поддерживали тех, кого ноги уже подводят. Были неизменно внимательны и доброжелательны. Неуважительного, или как прежде, хамского отношения не встретил ни разу! Заботились, чтобы в автобусах у всех была вода. Не торопили. Постоянно сопровождавший фотограф в последний день вручил всем диски с массой фотографий. Мне в гостинице диска не хватило, так фотограф привёз его прямо в аэропорт!
  Что можно сказать в заключение. Мы слышали от родных и друзей,  что жизнь в Петербурге нелегка, цены растут, услуги дорожают, опасно, взятничество. И у нас нет оснований им не верить.
 Но Петербург с парадного подъезда прекрасен, наша благодарность организаторам безмерна, поездка удалась на славу, и мы готовы приехать снова!

                Май 2011. Штутгарт