сказка о том, почему в якутии лето короткое

Любовь Винс
                Жил Чисхаан в своем стойбище. Жил не тужил.  Зима в права вступала – снежными делами занимался. Ледяные мосты строил, пушистые сугробы взбивал, деревья в голубой иней одевал..
                Зима – строгая, колючая, неприветливая.  Хотя придумали праздник для нее, а характер свой  вредный только  на малое время спрятала. Побудет недельку другую доброй, да ласковой, а потом, глядь, опять злиться. То с Морозом чаи гоняет, а в Тайге от мороза все застывает. То наперегонки с Ветром бегает, а от ветра деревья стонут, трещат, гнутся да не ломаются, а на Зиму все ж обижаются.  А больше всего любила снег в гости зазывать. Очень  уж она чистоту любила. Выйдет в тайгу погулять, махнет посохом волшебным, сразу из сизых туч снег идет. Землю матушку белым полотном накрывает. Под искристым снегом  ни травки, ни веточки, ни мха  серого ничего не видать.
        Так и жил Чисхан, с женой и  с красавицами сестренками.
                Сестренка Весна – девушка  непредсказуемая, характера переменчивого, то улыбается, к Солнцу в гости идет,  погулять зовет.  Выйдет с Солнышком лучистым, возьмет его под   бока пухлые:
                – Солнце, лентяй, хватит спать! Давай гулять! Свети ярко, пригревай жарко!
                Хлопает в ладоши, веселиться – сосульки плачут, на глазах тают. На реках лед ломается, в дорогу дальнюю к морю синему собирается. Почки на березках набухают, листочки расправляют.  Просыпается лесной народ от зимней спячки. А то вдруг губы надует, разобидится, с Солнцем поругается, да опять в юрту уходит. Солнце домой уйдет, спать ляжет, а  по Тайге Холод хозяйничать начинает. Выйдет на лесные опушки кричит:
                – Эй, Заморозки старушки! Ваше время, ваша власть, порезвитесь всласть!
                Быстро за ветром идите, пусть он балует, на тучи дует. Тучи прилетают,
                Солнце закрывают.  Ледок на речки встает, мороз деревьям цвести не дает.
Посидит Весна в юрте, поежится от холода, потоскует, да опять к Солнышку в гости идет:
                –  Прости меня, Солнышко! Не подумала я, что Зима загостилась, пора уже мне        по Тайге гулять, в свои права вступать. Выходи на простор, раздолье, будем Землю греть, на подснежники смотреть.
                Походит по Тайге, дождется молодой травки зеленой, перелива ручьев звонких, пересвиста птиц перелетных, да зовет- кличет сестренку среднюю, проказницу Лето.
              – Лето красное! Веселое, прекрасное! Хватит отдыхать, выходи в игры играть, ягоды собирать, монистами звенеть, над лугами петь.
                У Лета характер легкий, светлый, чуть проказливый. С дождями, ветрами шутки шутит, возьмет в ладошки ягод  – синих, голубых, зеленых, желтых, красных –перемешает, да бросит в небо, под дождик теплый. Глядь, в небе  коромыслом разноцветная радуга повисла.  Облачка белые пушистые, радугу охраняют, сизых  туч к ней не пускают. Всем поможет Лето, всех приветит, обогреет. Ребятишкам вволю даст на речках покупаться, на горячем песке – гальке под Солнышком поваляться. Лесное зверье Лету не нарадуется. Тепло, сытно, можно любыми делами заниматься. Медведь важный по лесу ходит, грибы ягоды ест, на деревьях свои метки оставляет – вдруг, кто чужой придет, чтобы знал, это его Мишкины владения. Волки, лисички, песцы, соболи летом родительскими хлопотами заняты:  детишек своих ростят, учат, как охотится, еду добывать, как от врага удирать, как в прятки играть, как норки рыть, как мордочку мыть, чтобы грязи не носить. Стерхи – журавли, в праздничный фрак одетые, над полями летят, Лето благодарят. Долго раньше Лето гуляла, природой управляла. Пока сестренка ее младшая Осень – плакса, за руку не возьмет, в юрту не отведет.
         –   Лето, хватит по лугам гулять, с Солнышком играть, дай и мне похозяйничать!
                А Осень мало кто любил. Осень приходит, холода приводит. С занудным дождем дружит, с ветрами злыми по тайге кружит. По лесу идет – зверье в норки прячется, лысые деревья с укором глядят. Осень по земле лужи разольет, слякоть разведет и довольная, Зиму зовет:
       –    Зима, иди за Чисханом, пусть посох заветный берет, на сон – отдых  природу ведет. Снежком укрывает, метели вьюги играть зазывает.
            Вот так и жил Чисхаан. Только однажды, когда Лето по лугам ходила, решил Чисхаан посмотреть, так ли летом хорошо, как звери рассказывают, птицы поют, цветы шепчут. Вышел из юрты, потянулся, плечи расправил, шапку меховую поправил, да закричал громко:
    – Лето! Ты где? К тебе иду, порезвиться хочу!
             Идет по тайге Снежный Дед и ничего не понимает. Все от него прячутся, листья на березках, осинах  чернеют, трава жухнет, птицы верещат, зверье заполошно к норкам бежит. Даже старый олень ворчит: « не ко времени, Чисхаан, гуляешь! Рано еще!». А тут и Лето к брату подбежала, кулаками машет, ножками топает, на Деда ругается;
    – Ты что, брат, делаешь? Совсем ум потерял? Или прокисшего молока обпился? Или строганиной отравился? Ты что, забыл, ты в Тайгу выходишь – холода морозы с собой приводишь. Посмотри, что ты натворил, старик глупый! Цветы завяли, травы упали, шишки не  созрели, реки обмелели! Иди обратно в юрту! Спи – отдыхай!
            Ох, как рассердился Чисхаан, что его младшая сестра так грубо с ним разговаривает, без почтения - уважения. Взял Лето за руку, в юрту ведет:
  – Все! Обидела ты меня, за грубость свою будешь дома сидеть. Бисер разбирать, одежду украшать. Не будет больше лета.
            Сидит Лето в юрте, гулять не выходит, косы не плетет, песен не поет. За Весною сразу Осень приходит, потом Зима. Голодно в тайге. Травка только зазеленеет, ягодки цвет наберут, шишки в завязь пойдут, как грязнуля Осень все заморозками губит. Дождями стылыми мочит, пронизывающими ветрами щекочет. А тут и Зима на порог. Посохом махнет, холода морозы зовет. Долго Зима  лютует, Тайгу губит.  Идут звери к Чисхаану, просят:
    – Верни, Лето, Снежный Дед! Никак без Лета нельзя, детки наши голодают, в норках замерзают. Очень тебя просим.
                Чисхаан и сам понял, что погорячился. Обидой заслонился, а что природе без Лета нельзя, забыл. Надо исправлять дела – да вот беда! В пылу обиды дважды посохом заветным о землю стукнул, половину силы своей  жене Зиме передал. Она теперь наравне с ним, главная. Захочет ли она свое время с Летом делить? Зима Лето не любит, Лето ее сугробы губит, следа не оставляет, жарой давит, таять заставляет. Позвал Снежный Дед Зиму.
   – Зима, женушка, неловко, однако вышло. Нужно Лету власть возвращать, разрешать гулять. Без нее все живое в Тайге пропадет, погибнет, заморозится. Давай, как раньше было, все сделаем. Декабрь, январь, февраль – моя и  твоя власть. Март, апрель, май – Весна править будет. Июнь, июль, август – Лету раздолье.  Сентябрь, октябрь, ноябрь – Осени пора. Хорошо?
               Зима и так  неприветливой, колючей была, а тут и вовсе заупрямилась.
  – Как это? Моя власть, моя сила! Не хочу!
                Уж и так и так, звери, птицы Зиму упрашивают, убеждают – нельзя без Лета жить, а она все противится. Дулась, дулась, капризничала, потом согласилась. Да только свои условия поставила:
 – Мы, Чисхаан, с тобой главные, значит и время наше долгое будет.  Пусть только май, июнь Весна гуляет, Осень любимица моя, пусть с середины августа по октябрь правит. С октября по апрель – мое время, а что осталось пусть, так и быть Лето забирает.. А иначе просить будете, совсем Лето из юрты не выпущу. Все в снега, льды одену, белую чистоту наведу.   
                Делать нечего, пришлось всем согласиться на каприз Зимы. Винит себя Чисхаан, Снежный Дед, а поздно. Ничего не исправишь, вот поэтому в Якутии и лето такое короткое. Короткое, да жаркое! Умница Лето за малый срок все успевает, не жалуется, не печалится, только иногда вздохнет с грустинкой « Эх, раньше лучше было»…….