Школа, ПТУ, производство

Евгений Неизвестный
Х. Школа, ПТУ, производство

Огромное большинство воспитанников, направляемых в ВТК, было школьного возраста. Они обязаны продолжать свое образование. Для этого на территории колонии работала средняя школа-десятилетка классического типа, с хорошей материальной базой и оснащенными кабинетами.
Начальнику колонии школа подчинялась только в вопросах соблюдения режима. Директор и преподаватели назначались местным РОНО, но по согласованию с руководством колонии. Преподаватели шли работать сюда охотно, поскольку зарплата здесь была выше, чем в обычной школе. Классы не были переполненными. Ученики были дисциплинированны и внимательны, так как никто не хотел прослушивать повторный «курс лекций» у Баклана. Смею предположить, что отсутствие девочек в классе также благотворно влияло на микроклимат в мальчишечьем коллективе. Школа во время перемены скорее напоминала коридоры мужской гимназии, чем современную среднюю школу.
Если освобождение приходилось на середину учебного года, воспитанникам выдавался табель, в котором упоминалось название средней школы № 10 такого-то города, и стояла гербовая печать школы. Десятиклассникам, после успешной сдачи экзаменов, выдавался стандартный аттестат. Слово «колония» или ВТК-10 в этих документах нигде не упоминалось.
При умном дальнейшем поведении ребенок, попавший сюда еще до получения паспорта, мог не упоминать свое пребывание в колонии. Вернувшись к «свободной» жизни, он мог окончить обыкновенную школу, спрятав темное пятно в своей биографии. Не многим, конечно, это удавалось, поскольку наши бдительные внутренние органы свою статистику вели скрупулезно.
Но давайте не забывать, что до понятий "компьютер" и "база данных" было еще десятки лет.

Кроме средней школы на производственной территории колонии (на промзоне) успешно работало профессионально-техническое училище по профилю - столярное дело, деревообработка и деревообрабатывающие станки.
Те из воспитанников, кто проходил обучение в средней школе, после занятий (или до занятий - в зависимости от смены) следовали в мастерские и классы ПТУ, расположенного в промзоне. Под руководством квалифицированных мастеров производственного обучения они постигали азы столярного ремесла и технику деревообработки. Начинали воспитанники с изучения пород и свойств древесины. Осваивали деревообрабатывающие инструменты и технологию обработки. Затем практиковались, изготавливая штучные экземпляры продукции.
Именно из учебных классов и мастерских этого ПТУ попадали на прилавки магазинов удивительные образцы детского творчества. Всей стране были знакомы деревянные орлы, сидящие на скале, с размахом крыльев до метра и оленьи рога, неотличимые от настоящих.
Уникальные, ручной работы шахматные доски с резными фигурами. Многоцветные, наборные из ценных пород древесины, доски для игры в нарды и шашки. Резные трости, деревянные мундштуки и шкатулки. Портсигары и оклады для книг со вставками из натуральной кожи и перламутра. Настольные приборы из черного, красного дерева или карагача. Вот не полный перечень плодов детского творчества.
Изготовленные умелыми детским руками, в результате многочасовой увлеченной работы эти изделия становились прекрасными подарками и сувенирами из Западной Украины.
На занятия в ПТУ ребята шли с большей охотой, чем в школу. Они любили и уважали своих мастеров производственного обучения. По выходным мальчишки маялись, дожидаясь окончания выходного дня, что бы снова попасть в учебную мастерскую.
Это один из парадоксов специальной педагогики: для детей, нарушивших закон и лишенных за это свободы, творческий ручной труд в ограниченном пространстве мастерской был более предпочтителен, чем постижение основ знаний в ограниченном пространстве классной комнаты.

После изучения методов ручной обработки древесины, освоив работу стамеской, рубанком, фуганком, шпунтубелем, зензубелем, и научившись собирать табуретки в прямой шпунт и в «ласточкин хвост», мальчишки начинали изучать электромеханическую обработку. Ребята постарше переходили к изучению промышленных станков и оборудования.
После окончания курса обучения, сдав экзамены, ребята получали самый настоящий диплом об окончании профессионально-технического обучения. Некоторые, у кого заканчивался срок, даже просили их оставить в колонии до окончания обучения. Те же, кому свобода еще не светила, из мастерских ПТУ переходили в производственные цеха колонии. Промышленные цеха находились здесь же, рядом с учебным корпусом ПТУ.

Под высоченными потолками огромного цеха змеями вьются трубы и короба вытяжной вентиляции. Где то там, высоко, сияют киловаттные лампы освещения, пробиваясь сквозь дымку древесной пыли. На уши давит грохот цепной подачи и вой циркулярных пил. Десятки могучих станков вытянулись вдоль производственного конвейера. На операторах станков одеты комбинезоны, укрывающие их по самые уши. На лицах - прозрачные щитки или огромные очки-консервы.
Трудно поверить, что у станков стоят не зрелые мужики, а безусые мальчишки, которым едва исполнилось семнадцать лет. Они, лишь бросив мимолетный взгляд сквозь очки, больше не обращают внимания на экскурсию, идущую по проходу между станками. Отвлекаться нельзя. Прямо возле их рук с огромной скоростью вертятся фрезы, циркулярные диски и подающие валки рейсмусных станков.
Вечером, встретив в столовой или в ленинской комнате щуплого, с наивными глазами, белобрысого подростка трудно будет в нем узнать того самого оператора могучего станка.
В конце конвейера, на котором изготавливаются стандартные детали и заготовки, находится сборочный цех и склад. После шумного механического цеха совершенно не замечаешь перестук молотков. Словно в муравейнике, здесь суетно, но при этом наблюдается определенный порядок. Мальчишки возрастом помладше, увлеченно, словно конструктор «Лего», собирают из заготовок канцелярскую мебель – основную продукцию ВТК-10. Шкафы и канцелярские столы. Стулья и тумбы. Вешалки-рогульки и ряды клубных кресел. Ту самую продукцию, о которой читатель читал в первой части этого повествования.
Мальчишки работают увлеченно по нескольким причинам.
Во-первых, это прекрасный способ убить время, оставшееся «до звонка», то есть  до долгожданной свободы.
Во-вторых, и это главное - потому что здесь они зарабатывают деньги. Первые в жизни, настоящие взрослые заработки. Многие из них, выйдя на свободу, получат заработную плату в несколько тысяч рублей. Конечно, если решением суда не предусмотрена выплата денежной компенсации за какую ни будь детскую шалость, типа разбитой машины или сгоревшего соседского гаража. В любом случае, если у подростка есть родители, то заработанные сыном деньги передадут в руки родителям.
Находились и такие, которым работать или учиться было «за-падло». Побывав, пару – тройку раз, на лекциях у Баклана, эти «ребятишки» отправлялись Кумом в места более суровые, чем ВТК-10. Ну, хотя бы, в тот же «Красный Луч», где царили совсем другие порядки.