Рецензия на Похищение луны К. Гамсахурдия

Роман Асадуллаев
    Рецензия или почти детективная история поиска.

    К сожалению, ссылка, которую я размещал здесь ранее, перестала работать - в интернете порой жизнь сайтов довольно коротка. Поэтому, поиск книги К. Гамсахурдия возлагается на самого читателя (разумеется, если это будет ему интересно). Никакая рецензия не может заменить самой книги.


    Возможно, само понятие «рецензия» вызывает некоторый скепсис у читателя. Как же! Никому не известная личность пытается примазаться к чужой славе. Писатель создал роман, проделал огромную работу, и вот, какой-то выскочка рискует высказывать свои малоинтересные суждения и наивно надеется при этом, что отблеск славы упадет и на него. Но я все же рискну. Рискну потому, что книга произвела на меня громадное впечатление. Книга, замечу, малоизвестная, да и писатель не слишком популярен у нас в России. Речь идет о Константине Гамсахурдия. Или, как его имя звучит на грузинский лад – Константинэ. Фамилия, вероятно, многим знакомая. Да-да! Это отец того самого Звиада Гамсахурдия, фигуры одиозной, без сомнения известной даже людям, от политики более чем далеким. Но, в данном случае, речь об искусстве. Это искусство, не знающее границ, искусство, неподвластное окрикам правителей.
    А история моего знакомства с творчеством Константинэ Гамсахурдия началось ни много, ни мало 37 тому назад. Мне тогда было 6 лет, и я впервые посмотрел фильм «Похищение луны». Тогда я еще не знал, что фильм создан по мотивам книги. Что сам же Константин Гамсахурдия написал и сценарий.
    Притом большая часть фильма выпала из моей памяти. Помнились только некоторые эпизоды и имена. Вот джигиты схлестнулись в старинной опасной игре – бой на кинжалах с завязанными глазами. У одного глаза завязаны белым башлыком, у другого красным. Игра спровоцирована врагами главного героя, но ее прерывает колокольный звон. Безумный старец взобрался на колокольню. Страшноватые (особенно для 6-ти летнего мальчика) кадры – безумные глаза старца, бьющего в набат и что-то вещающего о войне, тучи за арками окон колокольни… Уже конец фильма. Тот же старец, каким-то чудом переправившийся через Ингури, и его слова, обращенные к одному из главных героев Тарашу: «Тамара умирает!» Тараш бросается в путь. Но Ингури, через которую он должен переправиться, поглощает его.
    Вот и все, что моя память сохранила.
    С некоторых пор я мучительно пытался вспомнить, в чем же смысл. Почему все так случилось??? Возможность выяснить это появилась совсем недавно. Безусловно, благодаря развитию Интернета. И первое, что я узнал, что в основе фильма, так поразившего детское воображение, лежит книга. Что написал ее автор, создавший и другие произведения, в т.ч. «Десницу великого мастера», намного более широко издаваемую и известную в России. Правда, попытки найти и посмотреть фильм не увенчались успехом. Многочисленные ссылки оказывались пустыми. А вот книгу (о чудо!) мне удалось найти. Я прочитал ее запоем. И, как будто частички пазла, все эпизоды, сохраненные в памяти, встали на свои места!
    Безусловно, я склоняю голову перед этим автором. События, описанные в книге, происходят в Грузии в 30-х годах прошлого века. Некоторые историки безусловно, увидят в книге акцент на событиях того времени. Революция, коллективизация, Сталин. Но на фоне этих событий, которые, в общем-то, уже подернулись пылью, особенно, для молодого поколения, прорисована история живых людей. История любви, история соперничества, ревности. История, замешанная на кавказских традициях, порой жестоких. И эта история выглядела для меня нетускнеющей. Намного более рельефной, чем перегибы коллективизации.
    Так вот, сюжет, вкратце, оказался таков.
    Молочные братья, бывший аристократ Тараш Эмхвари и крестьянин, комсомолец Арзакан Звамбая любят одну девушку. Девушка эта – Тамар Шервашидзе, дочь бывшего протоирея. Опального в эпоху социализма, но не утратившего своих амбиций. Тамар более склоняется к Тарашу. Между молочными братьями присутствует неприязнь, переходящая во вражду. Но в какой-то момент обстоятельства заставляют Тараша, Арзакана и отца Арзакана, Каца бросить все и скрыться в горы. Эти обстоятельства – убийство и боязнь кровной мести. Через какое-то время Тараш и Арзакан возвращаются в родные края. Арзакан берет в жены девушку Дзабули, с которой они дружили еще в детстве. А Тараш остается неприкаянным. Тамар, в общем-то, забыта. И вот развязка. К Тарашу добирается «гонец» - полубезумный старик, живший при доме Шервашидзе, со своим  трагическим известием: «Тамар умирает!» Конец известен.
    Самое главное, что я ни минуты не пожалел усилий и времени, затраченных на поиски. Книга оказалось написана мастерски. Она захватывает и поражает до глубины души. События показаны на четком историческом фоне, но, на мой взгляд, историческая линия в этом романе не выглядит более сильной, чем личная драма героев. Кроме того, человек, знакомый с культурой кавказских народов хотя бы отдаленно, сможет по-новому открыть для себя некоторые традиции. Погрузиться в атмосферу ежегодных скачек, или в атмосферу свадьбы, или хлебнуть вместе с персонажами суровых сельских будней. Особое место на мой взгляд занимают отступления на лошадиную тему. Это не случайно, ведь начало романа разворачивается как раз в период скачек, куда и едут Арзакан Звамбая со своим отцом Кац Звамбая. Я думаю, что эта тема обыгранная в романе может быть интересна любому, кто неравнодушен к лошадям.
    Некоторые критики считают этот роман как раз более историческим. В драме Тамар и Тараша они видят гибель аристократии, не нашедшей себе места в новом мире. В Арзакане Звамбая они видят отражение Сталина, который безжалостно расправлялся с врагами реальными и мнимыми. Но почему-то для меня личное выступило на первый план. Не задавая себе избитый вопрос: «А что же хотел сказать автор?» - я замечу, что каждый найдет в этой книге то, что ему ближе. Главное, что Константин Гамсахурдия завладевает вниманием читателя и не отпускает до самой развязки. И я думаю с некоторым сожалением: « История Ромео и Джульетты известна всем, а о Тамар и Тараше знают слишком мало людей».
    Замечу, что фильм я тоже посмотрел. На маленьком экранчике, без перевода. Просто, чтобы завершить это дело. Двухсерийный фильм можно считать кратким пересказом, к тому же, отличающимся в деталях. Извиняет то, что автор сам так распорядился. Смотреть его, пожалуй, необязательно, если нет ностальгии. Но вот книгу я хочу рекомендовать всем. Всем без исключения. (Найти текст в инете не составляет проблемы. В магазинах, возможно, сложней.) Прочитать, чтобы прожить всю эту историю от начала до конца, не довольствуясь краткой информацией о сюжете.
    Что касается автора, Константина Гамсахурдия, нет смысла сравнивать с мэтрами мировой литературы. Он не нуждается в сравнении. Он значителен сам по себе!