О сопине 2011

Галина Щекина
О подходе  Сопиной

В  оследнее время появились интересные  размышления о  Сопине  изпод пера Татьяны Петровны. Ее  поход свообразен, она  как  исключительный  систематизатор, всякий  раз избирает тнструментом триаду. например  Три правды о политруке, Три памяти поэта.. Каждый  раз  вбивает в голову  три гвоздя. Три основания - это стойкая  конструкция.

Три правды  олитруке - это различные толкования  смысла  сопинского текста. Сопина  пишет о трех - о своем и двух смолинских, но потом приъодит отклин от Беляевой  из Белгорода и получается снова ТРИ отзва от трех человек.  Кстати в восприятии Беляевой  мне  дорого то, что состояние борьбы -войны у Сопина осталось навсегда, и что он  не только без вести прапавшийна  войне политрук но и без вести пропавший  поэт. Представляете, ребенок, а  глаголет истину.

На мой  взгляд, разделять историческлго поитрука и художественного  ни к чему  хотя  реальный  мальик  Сопин  юыл отдельно. Но в поэтическгй  ткани что полтрук что  Сопин - нет различия, потому что оба они - великая жертва.

Нас война  чаще всего принуждает смотреть на Сопина как  на поэта  войны. Подтверждение - момументальная  книга Шрамы на сердце, как и  книга прошллых  лет Гордость и горечь.  Но в философском смысле он  как автор гораздо шире  этой  емы. Да и Сопина  подтверджает - его в Перми упорно и даже принципиально не замечали. Была глухая блокада. Как  будто в Вологде не так. Когда я  его  увидела на лито первый  раз - он был втом  же  сотоянии окруженца. И против  этого  хотелось бороться. Двже  когда Обугленные  веком  вышли - это  былло опять двадцать пять. История  книги  повторяла  историю жизни  автора.

 Но попытки  семантического толкования гораздоинтереснее в  статье  Сопиной "Из далей  харьковские  клены. или  Три памяти поэта  Сопина" - память трагедии рода, память трагедии войны, пмять гажданская, тоже  трагедия...Троичность подхода  логически выстроена, обоснована.И  выходит что они все  нразрывны, вес три памяти, она  перетекает в  другую.  И одна подверждает другую и эту  подспудно ужасающую мысль о  вечном окружении. На войне, не нвйне... Все одинаково.

О подходе Смолина

Выход книжки о Сопине  важен и как  попытка обьяснить, и как попытка понять наследие поэта. Начало - повествование в очень свободной  манере постепенного прочтения, прерываемого вопросами. Их становится все больше. Очень зримо оказано непонимание  и растерянность читателя. (Ну  это читателя, а перед нами же  критик).
Сравнение  поэтических стилей  интересно, но Смолин не стили  сравниает, а предполагает, что  Сопин  цитирует Рубцова. Это бездоказтельно и оскорбительно для  Сопина. Рубцовский  след ничего не проясняет, потому что этот след увидел не Сопин,  а  Смолин. Зачем что-то предполагать (о  судьбе  поэта) если  есть текст? Это самое  главное,  что мы  должны  видеть. А не искать синицу  в небе и  что-то предполагать. Автор книги к моменту ее  создания как  раз  уже  должен знать биографию  Сопина, даже искать не надо, не то что предполагать.
Задача критика не просто в прочтении, а в раскрытии основы - почему написано так, а не иначе.  Смолин этого не  знает. Его подход - просто перебирать стихи, и обозначать тему.  Но сводить их, как  -то обобщить он даже не пытается. Единственно, что я понла у Смолина о сопинской  ниге  "Предвестный  свет" -это что  41й  и  "Когда ветер пластается" -это два  основания  книги, а почему - неясно.
Уважаемый  автор останавливается на каждом шагу, на каждой строке. Вот он обнаруживает автономность лирического героя  Сопина, но тут без цитат.
Смолин решает, что Сопин плохо и слепо писал о  Родине, хуже Ножкина, Берггольц.... Что книжка "Предвестный  свет" вышла в момент десталинизациии,  когда из щелей повылезало всякое.  А книжка "Смещение" вообще неудачная. ВВот только доводов ни одного.  Кломпзиционная рыхловатость и тавтологичность образов! Да эти черты могут возникать в любой  книге  любого атвора. А Сопин не любой. и "Смещение"  одна  из лучших книг.
Смолин  даже не пытается понять ни поэта, ни человека  Сопина. Он его пристегивает то к  Рубцову, то к Есенину, то  Шааламову, то к  Жигулину. Цитирует посторонние тексты, а Сопина в упор не видит,  - просто обзывает. И ставит печать. Где же  собственно анализ стиха?  Нет его. Об "Агонии триумфа" ни слова, только общие слова о народной  совести. Разве  этому  учат на  литературных курсах?  Комментатор опирается не на  тексты поэта, а на избитые пословицы. И ни одной  своей  мысли все  отзывы других о других.Это просто провал, а не книга.

О походе Беляевой
Родрсловная слез

Прежде  чем сказать  несколько  слов о "Родословной  слез"  белгородских авторов  Беляевых, я напомню  уважаемой публике родословную  самой темы. Был городской  конкурс  школьных сочинений к 65-летию ВОВ и в рамках него  Елена  Разгонова тогда  ученица  студии Лист написала работу  Ребонок –воин. Обычное школьное  сочинение, но если учесть ее  юный возраст-   очень важная работа. Она натолкнула на дльнешие писки  других! Потом работа  Татьяны  и Петра Сопиных "Мальчик с Огненной  дуги".  И   уже продолжение – "Родословная слез". Н
это во-первых прекрасно, когда есть от чего  отталкиваться, во-вторых,  тема войны  будет востребована  всегда.
Оособеенность работы – ее привязка к месту и времени событий, которые отражены в стихах Слина. Авторы не только нашли в стихах конкретные  географические точки и  лексику  Белгородчины, но и  установили нарастржимую  связь с  поэзиией вообще...
Бережное отношение к  истоии к истоничам и документам, пристальный  анализ Сопинского слова – все это убеждает  читателя в серьезности этой  удивительной  работы.


***

Когда  люди  ищут потерянные  смыслы  у  Сопина,  то это наверно  сродни собиранию  камней. Чтобы  все разбросанное  соединить и  чтобы установить некую  гармонию  внутри себя  хотя бы. Это благодарная  работа, потому  что в этом  случае  комментарии - единствненый инструмент познания.