Смотрим. Обсуждаем. Касаясь пустоты

Виктория Любая
В очередном выпуске ток-шоу «Смотрим. Обсуждаем» демонстрировался и обсуждался новый документальный фильм. На этот раз это была лента об альпинистах. И хотя я не сторонник экстремальных видов спорта, тема, в частности, спортивного туризма, знакома мне не понаслышке. Поэтому (и не только поэтому) я решила посмотреть фильм и послушать последующие обсуждения.

На этот раз «смотреть и обсуждать» по эту сторону экрана я собиралась не одна. Но мое домашнее «ток-шоу» строилось несколько по иному принципу: ещё перед фильмом (содержание которого мне было известно в общих чертах) я высказала свое мнение по некоторым ключевым, часто затрагиваемым по теме альпинизма вопросам, как бы предваряя видеоряд. Такое «упреждение» казалось мне уместным хотя бы по той простой причине, что зритель, как правило, начинает отождествлять себя с действующими лицами картины, но никто из нас не был профессиональным альпинистом и для адекватного восприятия фильма необходимо было напомнить об этом. В том, что такой «ликбез» не помешал бы и участникам ТВ-программы, я убедилась сразу же, как только демонстрация фильма закончилась, и началось его «потустороннее» обсуждение…


Что смотрели и что обсуждали:
-------------------------------------------------

Фильм Кевина МакДональда «Touching the Void» («Касаясь пустоты», 2003 г.) – экранизация бестселлера известного альпиниста Джо Симпсона. Документальный рассказ о невероятной, но реально произошедшей  истории из жизни альпинистов, снятый в стиле «реконструкции».

В1985 году двое молодых и полных амбиций альпинистов, Джо Симпсон и Саймон Йетс (Джо было тогда 25, а  Саймону – 21 год), неразлучные друзья, для которых альпинизм – не просто увлечение, а смысл всей жизни – решают взобраться на неприступный пик одной из вершин перуанских Анд – Сиула Гранде, по самому опасному и ещё никем не пройденному западному склону, высотой  более 6 тысяч метров. И это им удаётся.

Восхождение было проведено в «альпийском стиле»  – без предварительной обработки маршрута, без перил, без забросок, когда вещи остаются у подножия горы, в базовом лагере, а с собой берется только самое необходимое. Это значительно экономит время, что в условиях часто меняющейся погоды существенно, однако и повышает риск и зависимость партнеров, идущих в связке без дополнительной страховки, друг от друга.

«В таких условиях очень важно доверять партнеру», – комментировал рассказ о способе восхождения Джо, из чего несложно предположить, что такое безусловное доверие между альпинистами, выбравшими этот рискованный способ (на и без того рискованном маршруте) – было.

Тем не менее, если восхождение было трудным, то спуск оказался – трагическим. Альпинистов накрыла снежная буря, и Джо попал в беду: сломал ногу…  Ситуация ухудшалась… Саймон оказался перед выбором: рисковать своей жизнью, пытаясь спасти раненого друга или спускаться дальше в одиночку, оставив Джо в горах на верную гибель. Выбившись из сил, он выбирает второе…

К великому счастью, Джо, ценой невероятных физических, волевых, интеллектуальных и духовных усилий, превозмогая невозможную боль, а также благодаря сцеплению ряда счастливых случайностей,  удаётся самостоятельно добраться до лагеря…

После Джо Симпсона и Саймона Йетса – Сиула Гранде больше покорить не удалось никому. 

Через много лет альпинисты Симпсон и Йетс «возвращаются на место событий», чтобы поведать свою историю перед объективом камеры. Как сказал поэт: «Бойцы вспоминают минувшие дни / И битвы, где вместе рубились они»*…

Такое, вкратце, кино.



Среди вопросов, вынесенных на обсуждение:

- Что такое пустота?
- Зачем люди сознательно подвергают себя опасности?
- Есть ли предел человеческим возможностям?
- Возможна ли «делимость» морали или это понятие неделимо и однозначно?...
и т.п.

В обсуждении принимали участие:
режиссёр-документалист, вице-президент Гильдии кинорежиссёров России Владимир Коновалов, кинокритик Диляра Тасбулатова, мастер спорта международного класса, организатор фестиваля документального кино «Вертикаль» Юрий Байковский, режиссер-документалист Евгений Григорьев, альпинисты, студенты ВГИКа и члены киноклуба МГУ. Ведущий: кинорежиссер Владимир Хотиненко.



Прикоснуться к пустоте
-----------------------------

«Прикоснуться к пустоте» – так, кстати, звучит один из переводов названия фильма. Но мне думается, такой же подзаголовок могло бы носить и само ток-шоу: так, по крайней мере зрителю, впервые выбравшему для просмотра эту программу, было бы понятно, о чем (если в двух словах) здесь будет идти речь.   А речь здесь, в основном, упорно продолжает идти… не о чем. Убеждаюсь в третий раз (http://www.proza.ru/2010/10/17/177; http://www.proza.ru/2011/02/20/1847).

Итак, посмотрев фильм, уважаемая аудитория, понуждаемая ведущим программы, стала высказывать свои мнения.

Первый вопрос, разумеется, касался слова «пустота», его значения и –  не побоюсь этого слова –  «смысла». Молодежная аудитория бойко комментировала Пустоту как «неизвестность», «отсутствие опоры», и где-то даже пустоту, как духовную (то есть, антидуховную)  бездну, в которую шагнул один из альпинистов, оставивший на произвол судьбы своего друга в горах…

Второй вопрос, разумеется, был: «Зачееем?» - не больше, не меньше. Не зачем: бросать друга, цепляться за жизнь, мучиться угрызениями совести или никого не обвинять в случившемся, а  ЗАЧЕМ ТУДА ВООБЩЕ ХОДИТЬ? В горы, то есть. ЗАЧЕМ ДОБРОВОЛЬНО ПОДВЕРГАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ТАКОЙ ОПАСНОСТИ??

Одна барышня, из «зрителей», заявила, что она только что посмотрела фильм о… наркоманах: эгоистичных, одержимых людях, которым наплевать не только на своих близких, но и своей жизни не очень-то жалко, ради какой-то надуманной идеи.

Ну, что же, девушка, значит, такое кино посмотрела. Имеет право на личное «прочтение» данного мессиджа. Впрочем, она была не одинока.

С иной точкой зрения снова выступали, преимущественно, молоденькие  девушки, из которых, кажется, только одна вообще поднималась в горы (не на фуникулере, а с рюкзаком), и то, как оказалось, лишь затем, чтобы ПОТОМ с удовольствием ощущать под собой сиденье автобуса и с радостью читать, подряд, рекламные щиты на улице… Для встряски, иными словами.

Я, почему-то, за отсутствием в аудитории прожженных бардов-альпинистов, от барышень наивно ожидала ответов в стиле: «хожу в горы, чтобы прикоснуться к небу (вечности, мирозданию…)»; «чтобы восхититься нездешней, бесполезной красотой»…; «надышаться воздухом свободы»… В конце-концов, кто-нибудь мог и такую правду сказать: «поперлась за любимым мужчиной, думала – романтика, а оказалось...».

(Ох, но наши барышни-участницы разговорного шоу о таком сказать постеснялись. А жаль. Некоторые ТВ-зрители, слушая их восторженную чепуху, ведь так и будут считать, что и это тоже – альпинизм...).

В общем и целом, поскольку другие точки зрения звучали, как ни странно, не очень убедительно, даже от альпиниста Иванова, мнение об этой когорте людей как о самоубийцах или одержимых, увы, так и осталось доминирующим.
(Честно говоря, я рассчитывала, что «всё на свои места» расставит Юрий Байковский – альпинист, мастер спорта международного класса, много лет возглавляющий фестиваль экстремальных фильмов «Вертикаль». Но ему, похоже, было скучно дискутировать с данной аудиторией. (И я его понимаю… Как писал Николай Гумилев: «…И как я тебе расскажу про тропический сад/ Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…»?

Вот именно: никак. Только если ты и сам, грубо говоря,…«наркоман»).

Несколько раз тема вплотную подходила к теме Бога, к теме духовного в человеке, его  единстве с миром (что совсем не странно, когда разговор идет о горах, да ещё о таких горах). Но и её спустили на тормоза: очень «кстати» вспомнив (кинокритик Диляра Тасбулатова), что фашистские спецподразделения, например, ходили в горы совсем с противоположной целью…

С точки зрения документалистики – документальным здесь можно считать, как я понимаю, разве что саму историю, лежащую в основе фильма и лица непосредственных участников данной экспедиции. По факту – это игровое, постановочное кино.

То есть, снова не очень понятно: о какой документалистике идет речь,  если реальных альпинистов «изображают» другие люди и горы, за исключением панорамных съемок, совсем не те?…   

Но фильм, по-своему, замечательный и операторская работа впечатляет не меньше самого повествования. Впрочем, кроме ряда достоинств, кто-то из аудитории подметил, что в фильме явно  перевешивает часть, где показаны физические мучения и преодоления себя (физическое и душевное) Джо, но почти ничего не говорится о мучениях второго альпиниста – Саймона, а ведь они у него тоже были...  Но это, на самом деле, очень даже понятно: это же «игровое» кино…

Короче говоря, снова ничего я не поняла: Что в очередной раз обсуждалось и… вот именно: Зачем?

Чтобы ответить на вопрос, почему люди идут в альпинисты? А почему они идут, скажем, в гонщики «Формулы-1» или добровольно идут служить в армию, летают в космос, спускаются в шахты добывать уголь, в пожарники идут… (и среди них не только мужчины, но и женщины, между прочим). Зачем?? Это же опасно! А жена (муж, родители), а дети?... Адреналина хочется?.. Жизнь пресной кажется?..

Или у гонщиков или других спортсменов идея менее надуманная, чем у альпинистов?.. Или умирать в подлодке не так страшно, как провалившись под лед в горах?..

Что же касается поступка Саймона, бросившего погибать своего друга, то чем это предательство отличается от любого другого предательства? Или, если оно происходит на фоне горной гряды, почти у самых облаков, то и выглядит ужасней?



у подножия Пустоты
------------------------------

Так вот, я думаю, что фильм Кевина МакДональда «Touching the Void» («Касаясь пустоты») – не об альпинизме. Показывая его широкой аудитории, а не на специализированном фестивале, только так его и можно «смотреть и обсуждать». И это – принципиально. Тогда на первый план будут выходить не вопросы «кислородного опьянения» и, как следствие, «измененного сознания альпинистов» и тому подобное (ради чего, выходит, копят деньги и тренируются годами те, кто «болен горами»); не вопросы о поломке какого-то гена у любителей экстрима (что, кстати, имеет место быть и это научно-установленный факт, но только не у любителей, а, скорее фанатиков); не поиски извращенных способов «познания себя» через надуманные, специальные трудности, граничащие с риском для жизни, поскольку свои возможности человек познает на границе, на пределе своих возможностей… а, как очень точную Метафору человеческой Жизни вообще.

Нет, ну в самом деле, какой смысл на полном серьёзе обсуждать, к примеру, «мышечную радость» с теми, кто, вряд ли делает даже утреннюю зарядку?

А переместите увиденное в контекст своей собственной повседневности и можно уже беседовать на равных: просто, как человек с таким же человеком (а не сверхчеловеком). 

Юрий Байковский во время обсуждения высказал очень сильную и интересную мысль, которая также метафорична и символична: ещё несколько лет назад в отечественном альпинизме был силен дух коллективного начала: каждый нес ответственность за идущего с ним в связке. С приходом в спорт вездесущего индивидуализма и прагматизма, там вообще многое изменилось. Став коммерческим, он как-то быстро и незаметно подменил одни ценности другими. Например: затративший большие деньги на визу, билеты, снаряжение, проводников и т.п. «покоритель гор» новой формации действительно может пройти мимо, не оказав помощи таким же «восходителям», попавшим в беду. Впрочем, как уже было сказано ранее, решающими могут оказаться и личные амбиции: «Столько тренировался, мечтал и видел как сфотографируюсь с воткнутым мною флагом на вершине, а из-за каких-то растяп – поворачивать назад?! Ну, уж нет»…

Но, разве не то же самое происходит в нашей сегодняшней жизни? Здесь, у подножия Пустоты?
   
Типичный случай: бывший партнер, достигший своей мечты благодаря тому, что самый тяжелый участок Пути продвигался в «одной связке», попеременно страхуя друг друга, безжалостно перерезает веревку. Напарник,  ему больше не нужен: теперь к своей долгожданной Победе он и один дойдет...


Чапаев и Пустота**
---------------------------

Наиболее полно учение о Пустоте разработано в буддизме, где одним из его ключевых понятий является антитеза – Наполненность.
Нельзя в себя поместить что-то, если ты уже полон доверху. Поэтому нужно время от времени осознанно освобождать себя, предуготовляя к восприятию (приятию) того, что снова и снова преподносит жизнь (а это – не всегда что-то приятное, в общепринятом смысле).

Нельзя выйти на контакт с самим собой, а через себя – с Сущим, если не освободить для этого места в своём сердце через медитации и молитвы. То есть, Пустота – это не только «пустой сосуд», но ещё и синоним «не ума» – Состояние, в котором только и возможен такой контакт.

Издревле, занимавшиеся духовными практиками искали уединения, чтобы не отвлекаться, не засорять свой мозг и душу рутиной человеческой деятельности и суетой. Уходили в лес, в пустыню, в горы заметив, что в чрезвычайных и угрожающих жизни ситуациях сдвиг сознания из времени в «присутствие» (или это состояние ещё называют «осознанность» – в противоположность анализирующему, оценивающему состоянию ума) происходит естественным образом. Многоликие (то есть, приобретенные в социуме, а не от рождения) поверхностные, наслоившиеся на личность качества, претендующие на прошлое и будущее человека, моментально отступают и заменяются этим удивительным состоянием, о котором так много говорится в духовных учениях: состоянием, казалось бы, парадоксального (в такой момент!) спокойствия и высочайшей бдительности. Тот отклик Сущего, которого жаждет человеческая душа, чтобы почувствовать свою нужность и принадлежность к Смыслу, возникает именно из этого состояния сознания. И в этом, на самом деле, истинная причина, по которой людей притягивает экстрим, хотя, в большинстве случаев, сами они могут этого и не осознавать. 

Разгадка состоит в том, что только в таких условиях человека перестают сдавливать рамки уже минувшего прошлого и столь же иллюзорного будущего, и остается лишь самый ценный Настоящий момент «здесь и сейчас»,  насыщенно проживаемое каждое мгновение (которые, обычно, как в песне: «летят, как пули у виска»); момент, когда человек начинает чувствовать себя действительно живым,  начинает, наконец-то, видеть мир и себя –  настоящими. Это происходит потому, что сознание в такое мгновение вынуждено экстренно освободиться от «времени», от надуманных проблем, ярлыков личных характеристик и даже от мыслей (не всех, разумеется, но их направленность, по понятным причинам, резко сужается). Выскользни оно из этого состояния бдительного  п р и с у т с т в и я, хоть на секунду, отвлекись на несущественное  в   д а н н ы й   м о м е н т, и это может привести к гибели.

Приходится признать: люди, не понимающие причину происходящего с ними, пережив, прочувствовав в определенных обстоятельствах  состояние благости (а с ним – посетивший их необычайный душевный подъем), действительно, порой, попадают в зависимость от конкретного рода деятельности, будучи уверенны, что только ТАК можно вновь его прочувствовать.  Однако это не верно. Поэтому те, кто достиг «просветления», то есть понимания, осознания (иными словами: «что», «как» и «почему» происходит), как правило, «снисходят с заоблачных вершин» своего понимания обратно, «к подножию», к непросвещенным в этом вопросе людям, чтобы не спеша, шаг за шагом, «в одной связке» вести их из измерения «горизонтального» – в измерение «вертикали». (Короче говоря, сам по себе экстрим тут не при чем).

И в этом контексте, опять же, очень символичен «личный подвиг» альпиниста Джо: ведь он не только продемонстрировал своим примером заложенный в нас физический потенциал, но и беспредельные духовные возможности обычного человека, далеко не монаха (я имею в виду, что герой, как говорит он сам, намеренно не посвящал свою жизнь поискам духовности и т.п.).

После того, как Саймон перерезал веревку, его напарник пролетел метров сорок и чудом задержался на ледяном карнизе. Очнувшись, он обнаружил, что лежит  на наклонной поверхности. С помощью крюка и веревки ему удалось закрепился, чтобы окончательно не съехать вниз. Джо попеременно охватывала то паника, то страх, то пронзительная боль, с которыми он боролся до рассвета, периодически впадая в забытье. Некоторое время он надеялся на то, что Саймон спустится за ним, но к утру ему стало понятно, что никто не придет: скорее всего, его напарник решил, что Джо – погиб.

И тогда он  стал пытаться выбираться самостоятельно. Со сломанной ногой, окоченевшими руками, имея минимум снаряжения, выбраться наверх – было вообще нереально. Но, преодолевая приступы жесточайшего отчаянья, страха, паники, злости на самого себя, этот человек сумел найти в себе мужество мыслить, принимать решения и, несмотря ни на что,  действовать. Он стал спускаться вниз. И он нашел выход не только из ледяного туннеля: за несколько дней он сумел самостоятельно спуститься с горы.   

Невозможно представить, что пришлось испытать этому человеку. Однако первые слова, которые он произнес, обнявшему его Саймону, и которые тот запомнил на всю жизнь, были вовсе не вопли проклятий и обвинений (что было бы, кажется, вполне понятно). Джо сказал ему, что Саймон не виноват, что он и сам в такой ситуации поступил бы точно также. И я не уверена, что это слова прежде одержимого покорением вершин амбициозного молодого мужчины, который именно за этим и отправился с другом в труднодоступный район Анд, но –  человека, глубоко заглянувшего в себя и сделавшего соответствующие выводы. Именно поэтому, когда английское альпинистское сообщество осудило Саймона, Джо яростно защищал друга от нападок... 

За время спуска Джо потерял треть своего веса – из чего нетрудно предположить, каким суровым  испытаниям подвергся его организм. Кажется невероятным, но, несмотря на всё это, перенеся за два года шесть операций, – он снова вернулся к занятиям альпинизмом и снова стал ходить в горы.

Написав книгу, сняв фильм, Джо сумел рассказать тысячам людей не столько об альпинизме, сколько о том, кто мы такие на самом деле.

Пьер Безухов, герой романа Л.Толстого «Война и мир», ведя свои собственные поиски смысла жизни, как-то вспоминает, что ему рассказывали: солдаты перед сражением, чтобы не думать о предстоящем бое, всячески отвлекают себя, начищая оружие или амуницию, или занимаясь какими-то другими делами. Вот так и все мы, думает Пьер, отвлекаем себя политикой, картами, скачками, женитьбой… лишь бы не начать чувствовать настоящую жизнь.

Можно ведь ходить в горы, преодолевать себя, чтобы, как раз, и не задумываться над тем, кто ты. Таких людей (и это не секрет) среди альпинистов – предостаточно. Но много их и, прячущихся за другими профессиями, увлечениями, псевдо обязательствами...

В тоже время, различные духовные учения говорят нам о том, что очень многое может открыться человеку не обязательно тогда, когда он занимается чем-то рискованным, возвышенным, особенным. Совсем наоборот. Главное, чтобы делал он это – осознанно. (И в этом смысле, например то, чем занимались солдаты в «Войне и мире», тоже могло бы быть реальной духовной практикой: начищая амуницию и т.п. – быть самими собой, наполнять эти мгновения энергией жизни, сосредотачивая своё внимание на себе и на том, чем ты занят в данный момент, на «здесь и сейчас», в то время как на поле боя – физически и мыслями – осознанно присутствовать только в текущем моменте).

Горы – очевидная, видимая вертикаль… Как часто мы стремимся именно к таким, зримым, признанным всеми или непокоренным  вершинам, отождествляя с их покорением собственную значимость и значительность, не подозревая, что настоящей вертикалью, истинным Восхождением для человека, может оказаться вовсе и не Подъем, а… Спуск.


PS:
Show me your motion, tra la-la la-la// из уроков контакта с Пустотой от Джо Симпсона


И напоследок, мне бы хотелось сказать вот ещё о чем. Поскольку свое «обсуждение» фильма об альпинистском восхождении я намеренно свела к его метафоричности прохождения человеческой жизни вообще, –  постольку же предлагаю обратить внимание (тех, кто уже посмотрел фильм и тех, кто его захочет посмотреть) на те уроки выживания, тактику и стратегию, благодаря которым Джо удалось сохранить свою жизнь. Думаю, они ни один раз могут оказать вам ценную услугу.

1) Поддержание себя в хорошей физической и психологической форме.
--------------------------------------
Где бы вы ни были, чем бы вы не занимались, в какую бы ситуацию не попали, послушное вам тело и умение взять себя в руки, значительно повышают шансы на выживание.

2) Стараться не поддаваться панике, поняв, что ситуация вышла из-под контроля.
---------------------------------------------
Успокоиться. Трезво оценить ситуацию. Постараться увидеть, что максимально можно сделать в сложившихся обстоятельствах.

3) Искать внутреннюю опору в самом себе.
--------------------------------------------------------
Для верующих людей – это Бог, живущий в их сердце, для атеистов – воля к жизни, которую нужно стимулировать даже тогда, когда ситуация кажется совершенно безнадежной. Вера и воля помогают человеку искать выход и изыскивать резервы организма на осуществление этого плана.

4) Разбивать Цель на меньшие цели, которые вы наверняка сможете достичь и обязательно стараться их достичь, а после достижения – похвалить и подбодрить себя за это.
----------------------------------------------------------
(В частности, Джо сумел преодолеть путь с горы,  ставя перед собой цель: дойти, до выбранного им камня, за 20 минут).

5) Когда боль, усталость и отчаянье берут верх над всякими осознанными стимулами, переходить на «животный ресурс», цепляться за всё, что может помочь выжить.
----------------------------------------------------------
Так,  Джо Симпсон, выросший в католической семье, честно признается, что какое-то время он передвигался под песню группы Boney M «Brown girl in the ring», которая беспрестанно крутилась у него в голове, и поклонником которой он не был. («Show me your motion! tra la-la la-la..» – равносильно, если вдуматься, «Вставай и иди!» И так ли уж важно, какими словами подается в мозг эта команда)…

Вот, тоже, по-моему, интересная мысль. Пусть ни о чем таком, напрямую, в фильме сказано не было, но из контекста, на мой взгляд, оно явно проглядывало. Думаю, неплохо бы и её взять себе на заметку, ведь в жизни случается всякое.

«...Вообще-то истинное бессилие не несет с собой никакого разочарования. Разочарование приносит чувство  КАЖУЩЕЙСЯ силы. Мысль о том, что ваша сила ограничена, и вызывает разочарование. Убежденность, что вы действительно не можете ничего сделать, приносит с собой чувство неизмеримого покоя и удовлетворения, если понимание истинно. Вы легко и комфортно отдыхаете в знании того, что все происходит именно так, как и должно происходить, и не может происходить никак иначе. Но если нет истинного понимания, тогда есть чувство, что то, что происходит, неправильно, и вы должны с  ЭТИМ  ЧТО-ТО  СДЕЛАТЬ. И если вы сами недостаточно сильны, вы обращаетесь за помощью к более могущественному источнику. И вот вы говорите: «Боже, помоги мне в этом, ибо это выше моих сил!  Да будет воля твоя». Это движение к признанию воли Бога хорошо в той мере, что оно позволяет вам признать некоторую ограниченность ваших сил. Но чтобы возник покой, вы должны сделать следующий шаг в признании того, что Богу принадлежит вся власть. Вы должны понять, что даже ВАША МОЛИТВА  Богу – это всего лишь молитва Бога к Самому Себе. Это движение в Сознании, благодаря которому происходит  ЧТО-ТО, а вы просто инструмент этой деятельности.

Итак, В КАЖДОЙ КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ ДЕЛАЙТЕ ТО, ЧТО ДЕЛАЕТЕ… Если приходит внутренняя потребность в молитве –  молитесь, а что до результата этой молитвы, то кто знает?»... ***

Иными словами, помните: искренняя молитва – не способ «извлечения» чудес, а, прежде всего, смиренная просьба: об умиротворении (надпонимании), единении с миром, с реальностью, а не бессмысленное противоборство с ней.

Но, конечно, самое Главное, что необходимо принять к сведению из этой истории – это Искреннее приятие Джо случившегося с ним, гениальная переплавка трагического опыта в опыт позитивный, и, как следствие, – Искренняя Благодарность за Жизнь и Неосуждение друга.

Уверенна: его дальнейшая наполненная жизнь – прямое следствие этого пройденного Главного УРОКА. И было бы чрезвычайно глупо, если бы, посмотревшие этот фильм, проигнорировали эти выводы.


А пожарники ли они, кормящие матери, альпинисты или студенты ВГИКа… на мой взгляд, абсолютно без разницы.






*) А. С. Пушкин («Песнь о вещем Олеге»)
**) «Чапаев и Пустота» - одноименный роман В. Пелевина, где учение о Пустоте популяризируется, чуть ли, не в игровой форме.
***) Уэйн Ликермэн « Приятие того, что есть»


в тексте использована информация сайта:

Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/