Леди в чёрном - кто вы, мадам подагра?

Оля Лой
В последнее время все чаще слышу от знакомых и родственников про подагру. У того подагра, у этого... И никогда особенно не задумывалась о сути этого недуга. Знаю медицинский аспект - нарушен обмен мочевой кислоты, проявляется интенсивными болях в суставах.

Пода;гра (др.-греч. ;;;;;;; — ножной капкан от ;;;; — нога и ;;;; — захват) — гетерогенное по происхождению заболевание, которое характеризуется отложением в различных тканях организма кристаллов уратов в форме моноурата натрия или мочевой кислоты. В основе возникновения лежит накопление мочевой кислоты и уменьшение ее выделения почками, что приводит к повышению концентрации последней в крови (гиперурикемия). Клинически подагра проявляется рецидивирующим острым артритом и образованием подагрических узлов — тофусов. Чаще заболевание встречается у мужчин, однако в последнее время возрастает распространённость заболевания среди женщин, с возрастом распространённость подагры увеличивается. (Википедия)

Такие люди вынуждены ограничивать себя в еде, питье, движении. Отказывать себе во многом, что любили, к чему привыкли. Из истории знаю, что это бич образованных, интеллигентных людей. Есть такое распространенное мнение, что подагра от большого количества шампанского и малой подвижности. Некоторые мои знакомые добавляют: «От хорошей жизни, мол. Мясо любим, вино хорошее попить любим». И это объяснение всех устраивает, и меня в принципе оно удовлетворяло до поры до времени.

И вдруг во мне заговорил психосоматический терапевт. Я стараюсь докопаться до психологических причин болезни, до сути, устранив которые устраняется и само заболевание. Я вспомнила всех знакомых людей, страдавших и страдающих подагрой, начиная с родного брата, и обнаружила у них ряд общих особенностей характера, поведения, привычек. И составила их обобщённый психологический портрет.

Это люди интеллектуального труда, высокой эрудиции, со средним достатком и выше, с большими способностями и амбициями, «им многое дано». У них с детства ярко выражена индивидуальность, они с детства «особенные». Их первая половина жизни  изобилует  удивительными историями. Они выделялись из общей массы сверстников, были «возмутителями спокойствия». 

Например, мой брат самостоятельно научился играть в большой теннис (70-е годы прошлого века). Выиграл первенство Удмуртской Республики, стал тренером.  Разработал метод и инструменты для перетягивания теннисных ракеток. Делал это виртуозно - ракетки были страшным дефицитом, привозил их из Прибалтики.

Но потом, по разным причинам на определённом этапе жизни каждый из них отказался от своих амбиций, стал вести жизнь «среднего, обычного человека», перестал развивать данные ему способности, используя лишь малую их часть.

Процесс перехода к «обыденной» жизни происходит постепенно, поэтому незаметен.  Решение отказаться от амбиций, от достижения мечты глубоко спрятано в сознании и практически недоступно осознанию в привычных условиях.

Причина и следствие меняются местами. Они думают, что болезнь  ограничивает их возможности, а все совсем наоборот — они отказались от развития своих способностей и возможностей и пришла болезнь. Как индульгенция. «Особенная».

Они становятся «домашними». А были неуемными искателями, неудовлетворенными обыденностью. Их стремление выходить за рамки, «изобретать велосипед», пренебрегать правилами, следуя своим желаниям, часто раздражала окружающих: «Ну чего им неймется?»

Обычно их «прибирают к рукам» жены или мамы, «одомашнивая» их под себя.  Со стороны это выглядит как героическая забота, безграничная любовь и внимательный уход. Они погружаются в комфорт обыденности, как в болото. Их «всё устраивает».  Больше они никуда не рвутся...

Породистые  многообещающие скакуны превращаются в меринов. В результате — нереализованность себя и глубокое разочарование в жизни, маскируемое под скепсис, цинизм, псевдовесёлость, псевдоблагополучие, как правило, сопровождаемые более или менее выраженной алкоголизацией, что  усугубляет течение недуга.

Такие люди считают, что они «всё знают», что они «всегда правы», жизнь их мало  учит. Главное - их собственное мнение и суждение, которое они ошибочно принимают за истину.  Они становятся заложниками своих собственных ограничений, но признавать и отказываться от них не хотят. О таких говорят: «им проще умереть, чем измениться». Выдающаяся способность к «инакомыслию» и «инакодействию» становится капканом.

«Как гром среди ясного неба» приходит болезнь. Внезапная, мучительная, ограничивающая, инвалидизирующая, буквально «останавливающая на скаку»,  пожизненная, но не смертельная. И при этом «социальноуважаемая» (в отличии от «стыдных» -туберкулёза, сифилиса, психических расстройств), свидетельствующая о «сытой» жизни, «особенная», «весомая», «статусная».

Болезнь, о которой можно поговорить в приличном обществе, собрав внимание и искреннее сочуствие окружающих. Сославшись на приступ подагры, не стыдно отказаться от любого важного дела, даже от визита к Президенту...

Теперь все силы уходят не на собственное развитие и движение к новому, а на лечение, воспоминания, рассуждения в категориях «если бы.....». На место былым подвигам и героичеким историям приходят скука, предсказуемость, обыденность, бесконечное повторение одних и тех же историй.

Теперь их исключительность  проявляется  в  «особенном» заболевании.
 
Много лет я занимаюсь связями сознания, желаний и мечт с состоянием тела, с его здоровым, радостным действием и чувствованием. И если тело ставит человека в тупик — болезнь, я ищу тупики в сознании.

Моё предложение, как эксперта в области психосоматики, следующее: вернитесь к моменту отказа от собственных амбиций, отмените раннее решение, примите новое - о возвращении на путь следования мечте и идите по нему. Болезнь отступит. Ей нечего больше делать. Ее услышали. Недуг, считающийся неизлечимым - поистине  реальный вызов для вас. А захватывающая история о том, как вы его преодолели — достойное воплощение вашего «инакомыслия» и «инакодействия».

«Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь».

P.S.
Вы можете мне не верить, ведь если поверите — рискуете остаться без подагры...

Ольга Лой, (г. Ижевск) 
психотерапевт Европейского реестра

Александр Мельников, (г. Санкт-Петербург)
психотерапевт Европейкого реестра
консультант по развитию