Существует ли Бог? Окончание

Алексей Климентьевич Манеев
Об атрибутивной структуре Абсолюта и бессмертии человека

Применительно к истории воззрения на Троичность Абсолюта как Бога следует сказать, что Им семена этого воззрения были посеяны в глубинных пластах истории человечества эпохи Праотцев и древнейших времен устной ветхозаветной традиции, а всходы их расцвели в библейские времена Ветхого и Нового заветов. Из них мы узнаём, что еще до создания Вселенной (и, разумеется, до воплощения Иисуса как Богочеловека на Земле) Единый Бог вечно был Триипостасным. Естественно, что в Нем как в Самоактивной Реалии всегда имели место процессы внутреннего движения, активного перераспределения Его энергий как "Самовыявлений Бoгa" (Григорий Палама; 13 - 14 вв.) в виде различных локальных "концентраций" ее. И еще в вечности, до создания Вселенной, когда Бог-Слово принял на Себя Спасительную миссию относительно судьбы будущей Вселенной и человечества в ней, Один из таких "Концентратов" Божественной анергии, то есть специфический Божественный Континуально-полевой Макроквант (представлявший Триединого Бога как духа (ибо "Бог есть Дух")), был избран Святой Троицей для реализации (в созданной затем Вселенной) воплощения Бога-Слова именно на Земле, о чем в свое время человечество было оповещено через пророков Израиля. Как свидетельствует святой Апостол Павел, Бог сказал об этом: "Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном" (Послание к евреям, гл.1, ст.5). Здесь имелся в виду тогда еще не существовавший Иисус как Человек.
Но вот настало время воплощения Иисуса, Сына Божьего. В Назарет был послан Архангел Гавриил к Святой Деве Марии, который сообщил Ей, что на Нее найдет Дух Святой и сила Всевышнего осенит Ее и что Она зачнет во чреве, родит Сына и наречет Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего (Евангелие от Луки, гл.1, ст.26 - 27, 31 - 32, 35). С данным событием и связано последовав¬шее затем исполнение этого благовестия Архангела, то есть схождение с Небес Святого Духа и Всевышнего с осеняющей силой в их Единстве в упомянутом Божественном Континуально-полевом Макрокванте, нисшедшем на Святую Деву Марию со спасительной Миссией воплощения Богочеловека. Этот Макроквант как Божественная, Духовная Реальность явился конкретной формой, позволившей Бесконечному Богу предстать в конечном мире в виде, удобном для «туннелирования», погружения (с целью вочеловечения Бога-Слова) в организм Девы Марии, ставшей с того момента Матерью Иисуса Христа, не знавшей Мужа и оставшейся Святой Девой. Об этом моменте в Священном писании, как сообщает апостол Павел, сказано уже как о совершившемся факте: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя" (Послание к евреям, гл.1, ст.5).
Относительная локальность названного Божественного Макрокванта вполне соответствовала масштабам будущего Тела Иисуса. Но целостность Континуально-полевой, то есть Божественной .Духовной Субстанции как Бесконечной Реалии, запросто обеспечила и Ей, этой Реалии, присутствие в ограниченных рамках человеческого организма Христа Бога. Поясним сказанное на следующем   примере, конечно, при неизбежном огрублении сути проблемы, но все же помогающем уяснению ее.
Поместим на чашке весов слегка усеченный конус (из любого вещества). Вес его остается одинаковым, как бы мы ни размещали это тело, то есть либо боковой поверхностью, либо широким основанием, либо усеченной вершиной с диаметром окружности в сечении, к примеру, в полсантиметра. Получается так, что даже в этой "точке" как бы концентрируется вся масса взвешиваемого предмета, хотя подавляющая часть его непосредственно не находится в контакте с чашкой весов. Масса тела как его целостное свойство может воздействовать на чашку весов любой своей точкой, словно все оно присутствует в последней. Аналогичным образом и в посланном Святой Деве Марии Божественном Континуально-полевом Макрокванте вместился весь Бесконечный Бог, ибо Он Абсолютно целостен (не одискречен), то есть весь присутствует в любой точке Своей Беспредельности, а тем более - в объеме организма Матери Божьей или Иисуса Христа.
Таинственный процесс воплощения Сына Божьего коротко проинтерпретируем так. Как микробиополя мужской и женской гамет при слиянии задают начало формированию эмбриона, а затем продолжается развитие плода под эгидой тогда же создаваемого Творцом человеческого   континуального биопсиполевого макрокванта как единства души и духа (обусловливающих и дальнейшее развитие организма человека), так и контакт сошедшего с Небес Божественного континуально-полевого Макрокванта с микробиополем гаметы Пресвятой Богородицы инициировал в ней таинственное осуществление всей системы процессов внутриутробного формирования и развития Благословенного Плода чрева Богоматери Марии. В этот же момент дарована зарождающемуся Плоду и Человеческая Душа Иисуса, т .е. созданный Творцом по Своему образу и подобию Биопсиполевой Макроквант, в неслиянное соединение с Божественным континуально-полевым макроквантом. Естественно, что тело Младенца Иисуса и формировалось в утробе Святой Матери и рождалось Ею вместе с находившимися с Ним в единстве обоими Макроквантами - Божественным и Человеческим. Под их эгидой осуществлялось и постнатальное дальнейшее развитие организма Иисуса Христа, воплотившегося на Земле Сына Божьего. В Единстве обоих Его макроквантов фокусировались все совершенства Святой Троицы, обеспечивая чрезвычайность возможностей и деяний Воплощенного Бога-Слова, то есть рожденного Богочеловека Иисуса Христа.
Углубляясь в тайну библейского представления о Святой Троице, Н.Ф.Федоров усматривает в нем черты "высокого учения о Триедином Боге, учения изумительного и по своему величию едва досягаемого для самых высоких умов, по чувствующейся же в нем сердечной теплоте доступного даже детскому пониманию" (Н.Ф.Федоров. Сочинения. – М.: 1982. –  с.139). Здесь невозможно удержаться, чтобы не сказать, что перед нами поистине изумительная (констатация. – Прим. Л.П.)  и оценка подлинно величественного учения. Она вдохновляет и увлекает читателя к дальнейшим размышлениям о глубокой Тайне Триединства Бога, о некоторых нюансах Его структуры.
Перейдем к более детальному обсуждению непосредственно вопросов структуры Абсолюта как Творца Вселенной. На этом пути мы сталкиваемся с аспектом, так сказать, и более тонкой структуры Триединого Бога, Его Единой Сущности, Ипостасей и Атрибутов. Б.Спиноза, как известно, считал доступными человеческому познанию лишь два атрибута пантеистически трактуемого им Бога - протяженность и мышление. Однако, согласно Библии, Бог как Вечная Духовно-Субстанциальная Реальность представлен Единством трех Вечно сосуществующих Его Ипостасей, или Лиц, каковыми предстают Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. У них единая, Вечно-существующая тончайшая, Континуально-полевая, то есть Духовная, или Божественная, Основа - Сущность, обладающая не двумя, а тремя Неотъемлемыми Свойствами, или Божественными Атрибутами, а именно: 1)Атрибутом Вечно-Бесконечной тончайшей, Континуально-полевой протяжённости (всюдубытие); 2) Универсальным отражательно-информационным Биопсиатрибутом (вечная Жизнь, Сверхразум, Всеведение); 3) Вечным Атрибутом Самоактивности как произвольного осуществления локальных переходов духовной, или Континуально-полевой, Субстанции от состояний движения к покою и наоборот.
Три только что названных Атрибута Единой Сущности Божественных Ипостасей, находясь во взаимосвязи и взаимопроникновении по принципу суперпозиций, обеспечивают состояние их общей взаимообогащенности, или статус Единой Синтезно-суперпозиционной сущности Триединого Бога, Ее Бесконечного богатства благ и полноты существования, сокровища Божественной Любви, Источника Жизни и Разума (С.Лавров. Яко с нами Бог. - М.: 1995. – с.67).
Некоторым пояснением явления суперпозиции как своеобразного синтеза может служить, скажем, взаимопроникновение гравитационного, электрического и магнитного полей в пространстве или же свойств в любом ином объекте (например, цвета, твердости, вкуса и т.д.). Каждое из них сохраняется в единстве и взаимопроникновении, простираясь без препятствий друг другу во всем объеме данного предмета. Нечто подобное имеет место и в недрах такой Реальности, как Невещественный Триединый Бог, все Атрибуты и Лица Которого совершенно свободно взаимопроникаемы. Названная духовная Реальность как Суперпозиционно-синтезная Единая Сущность Святой Троицы вечно остается Самотождественной Себе в качестве своего рода "стержня" Единства Ипостасей Абсолюта. А вышеупомянутые Атрибуты духовной Субстанции во взаимосвязи с Ее Единой суперпозиционно-синтезной Сущностью также бесконечно обогащены, благодаря чему и являются Ипостасями, или лицами, Святой Троицы. Значит, Они тождественны на уровне Их общей Единой Синтезно-суперпозиционной сущности, а отличаются присущим каждому из Них Атрибутом, то есть все Ипостаси Святой Троицы равнозначны по Своим достоинствам при указанных различиях по Атрибутам.
Первое Лицо, или Ипостась Бога-Отца, можно интерпретировать как Единство Первого Атрибута, или Атрибута Вечно-Бесконечной континуально-полевой протяженности, с синтезно-суперпозиционной Единой Сущностью Святой Троицы. Поэтому Бог-Отец Вечно остается духовным, Бесконечно-протяженным, то есть континуально-полевым "Остовом", своего рода "Опорой", "Носителем", то есть Вседержителем всего видимого и невидимого, всего созданного им, разумеется, в Единстве с двумя другими Ипостасями, соучастниками такого грандиозного созидания, как Вселенная.
Второе Лицо Святой Троицы, или Вторую Ее Ипостась, то есть Сына Божьего, Бога-Слова (Логоса), проинтерпретируем как Единство Синтезно-суперпозиционной Единой Сущности Святой Троицы со Вторым Атрибутом, то есть с Универсальным отражательно-информационным Биопсиатрибутом как комплексом Вечной жизни, Божественной Любви, Сверхразума (Всеведения). В Библии и Православном Символе Веры речь идет о Рождении Сына Божьего от Отца прежде всех веков, то есть в Вечности. Разумеется, такое Рождение отличается от Рождения как Воплощения Иисуса Христа на Земле более двух тысяч лет назад, и, следовательно, не могло быть актом, имеющим начало во времени; как вневременное явление Оно Вечно, словно исхождение Святого духа от Отца, на чем детальнее остановимся дальше. Отца же не бывает даже в человеческом плане без рождения ребенка, точнее до зачатия и рождения последнего. Тем более Вечное родство Сына Божьего и Бога-0тца не предполагает какого-нибудь запаздывания существования Сына в Отеческом недре относительно существования Отца. Здесь налицо выражение атрибутивного характера отношения между данными Ипостасями, то есть их Вечного, нерасторжимого Сосуществования, при котором Сын всегда есть "Сущий в недре Отчем" (Евангелие от Иоанна, гл.1, ст.18).
Третье лицо Святой Троицы, или Ипостась Святого Духа, можно проинтерпретировать как взаимопроникновение Единой Сущности Святой Троицы с Ее Третьим Атрибутом, то есть с Атрибутом Самоактивности, или Универсальной Вечной способности к совершению произвольных локальных переходов от движения к покою и наоборот путем соответствующих конечномасштабных перераспределений энергии в недрах Триединого Бога. Область выраженной активности Святого Духа представлена необозримым множеством разномасштабных квантов энергии на основе Атрибута Вечно-Бесконечной континуально-полевой протяженности Бога-Отца, выступающей "Носителем" этих квантов. Поэтому именно от Отца и исходит Дух Святой, принимаемый Сыном Божьим и конкретно адресуемый Им, поскольку с Ипостасью Сына Божьего связан и аспект отражательно-информационного управления Божественного Суперинтеллекта. Свободный же от таких форм активности остальной массив континуально-полевой протяженности Отца хотя и масштабно варьирует, однако вечно остается сохраняющейся Meга-областью потенциально-бесконечного запаса возможных новых форм проявления Самоактивности Святого Духа (как, например, схождение Его на крещаемого во Иордане Иисуса Христа, на святых Апостолов в День Святой пятидесятницы, либо же ежегодное схождение Небесного Благодатного Огня на Гроб Господень в Иерусалимском Храме в Великую Субботу именно перед православной Пасхой и т.д.).
Поскольку все Ипостаси Святой Троицы имеют Единую Сущность, то посредством Нее Каждая из Них может свободно воспользоваться необходимым содействием любой иной. В частности, Бог-Слово посредством активности Духа Святого, исходящего от Отца, может надлежащим образом влиять на протекание процессов в недрах Святой Троицы. Ведь в актах творения требуется целенаправленное перераспределение энергий, движений Святого Духа в недрах Бога-Отца, что и предполагает в данном случае участие и Второй Ипостаси Святой Троицы. Именно этой Ипостасью (обладающей аспектом отражательно-информационного управления Божественного Суперинтеллекта) конкретно адресуются, направляются действия Святого Духа, исходящего от Отца (как, скажем, свет, излучаемый раскаленными нитями электроламп в прожекторах, отражается и посылается на нужный объект не упомянутыми нитями, а соответствующей системой зеркал).
Согласно Православному Символу Веры, Дух Святой есть Господь Животворящий, то есть создающий как просто живые души (или континуальные биополевые кванты для телесных систем различных уровней более низкой организации), так и живые души, обладающие мыслящим духом (или континуальные биопсиполевые макрокванты для высокоорганизованных биосистем земного и внеземного типов). В этом смысле Святой Дух и есть "жизни податель", но сотворенной, в отличие от Вечной жизни, присущей Сыну Божьему, да и всем Ипостасям Святой Троицы в силу Их Сущностного Единства. Результатами Своей активности дух Святой и наполняет все созданное Богом для жизни на земле и в Космосе и, естественно, "обновляет лице земли", будучи посылаем для такой Миссии.
Таким образом, участие всех лиц Святой Троицы в актах творения, несомненно, равно как и в грядущем пpeобразовании Вселенной, а также землян (воскрешенных и живых) для определения их потенциально-бесконечной участи, хотя эти эсхатологические явления вселенского масштаба Триединым Богом отнесены ко времени Второго пришествия Иисуса Христа как Судии живых и бывших мертвых. Наука же призвана сыграть свою роль в познании Бога как Творца Вселенной через познание последней, а также и в благоустроении Земли, ибо Всевышний поручил человеку владеть ею и возделывать ее, то есть "поставил его над делами рук Твоих" (Послание к евреям Св. Апостола Павла, гл.2, ст.7). Нo полное покорение Вселенной человеку возможно будет только благодаря Сыну Божьему во Второе пришествие Его, ибо Бог именно Сына Своего "поставил наследником всего, через которого и веки сотворил" (там же, гл.1, ст.2). "Ныне же еще не видим, чтобы все было покорено ему" (там же, гл.2, ст.8), то есть человеку, как не видим еще и Второго пришествия Иисуса Христа; но всему свое время.
Преобразование бренного человеческого тела в нетленную реальность полевого типа, как и аналогичное преобразование всей Вселенной, несомненно, относится к компетенции Триединого Бога. Ведь Кто без консультаций с кем бы то ни было создал Небо и Землю, Вселенную и жизнь и разум в ней, Тот, конечно же, справится и с проблемой преобразования их. А физика нашего времени, преобразуя в процессах аннигиляции вещественные микрообъекты в полевые кванты, свидетельствует о принципиальной возможности и радикального преобразования всей Вселенной ее Творцом. Еще ярче данная возможность продемонстрирована в таких явлениях, как Преображение Иисуса Христа на Фаворе, а также воскрешение Им четверодневного, уже смердевшего Своего друга Лазаря и особенно Воскресение погребенного Самого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего. Ведь именно для Воскрешения погребенного Христова Тела возвратился в Него Божественный континуально-полевой Макроквант, покинувший, как свидетельствует Апостол Матфей, нашего Спасителя, когда Он был еще жив, но находился в муках уже на пике крестных страданий в состоянии Богооставленности и потому возгласил: "Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" (Евангелие от Матфея, гл.27, ст.46). Благо, что это жуткое состояние Великого Страдальца длилось недолго, ибо вскоре Тело Господа разлучилось и с Его Человеческой Душой, то есть и с Человеческим Его Макробиопсиполевым Квантом. А с "излучением" этого Кванта Тело распятого Иисуса вошло в освободившее Его от мук состояние биологической смерти. Последнее длилось до Воскресения Господа Иисуса из мертвых.
Воскресение Христово явилось Величайшим событием в Истории человечества, ибо последнее именно тогда смогло убедиться в действительной Победе Бога над смертью. Он, возвращенный в виде выше рассмотренного Континуально-полевого Макрокванта в погребенное Тело Сына Божьего, реанимировал и радикальным образом преобразовал Его, чем и под¬готовил в Нем вечное жилище и для возвращаемой в Него же также бессмертной Человеческой Души Богочеловека. Преобразованное к Вечной Жизни Воскресшее Тело нашего Спасителя стало новым, нетленным, без плоти и крови (которые, как свидетельствует Апостол Павел, не наследуют Царства Небесного), то есть Телом полевого типа, или Духовным, вполне адекватным и Божественному континуально-полевому Макрокванту (Божественной Душе Иисуса), и Человеческому Его биопсиполевому Макрокванту (Человеческой Душе Христа). Такое состояние Богочеловека уже абсолютно неподвластно смерти.
О факте Воскресения Иисуса Христа высказался Ф.Энгельс в конце своей жизни в нескольких строках из статьи о Штраусе, которые оставались неизвестными у нас, ибо ни разу не были переведены на русский язык в изданиях Маркса и Энгельса. Вот эти строки.
"Новейшие Каппадокийские открытия обязывают изменить наш взгляд на некоторые немногие, но важнейшие события мировой истории. И то, что казалось раньше достойным только мифологии, должно будет отныне привлечь внимание историков. Новые документы, покоряющие скептиков своей убедительностью, говорят в пользу наибольшего из чудес истории - о возвращении к жизни того, кто был лишен ее на Голгофе" (А.В.Мартынов. Исповедимый путь. – Л.: Прометей, 1990. – с.131).
Бог, воскрешающий для абсолютного бессмертия, предлагает этот бесценный дар любому человеку, приемлющему Господа Иисуса Христа как своего Спасителя, Судию живущих и воскрешаемых Им из мертвых, преобразующего их в бес-смертные существа во Второе Свое Пришествие для вечного блаженства с Ним. Не это ли Высочайший Ориентир выхода на верный путь для тщетно блуждающих в поисках смысла жизни? Его действительно нет вне Бога! Бог не только нужен человечеству вопреки беспочвенным нигилистическим отрицаниям этого, но и реально существует. Человеческому разуму многое известно о Боге, но несравненно больше еще неизвестного, остающегося предметом веры. И смысл земной жизни человека состоит прежде всего в том, чтобы и разумом познавать Творца Мира и веру в Него возгревать в душе, трудясь на избранном в жизни поприще с любовью к своему Создателю, Его Святым, ко всем людям и природе и надеясь на Вечное сосуществование с Ним в грядущем Небесном Царстве. Для достижения этой Величественной Цели человеку, разумеется, и должно прежде родиться как телесно, так и духовно.
С данным обстоятельством связан и ответ на вопрос: почему я родился? Коротко ответ таков.
Кроме Праотцев, созданных Творцом Вселенной, каждый человек имеет родителей. Их свободное решение и естественное желание иметь ребенка являются основной причиной телесного рождения человека. Биопсиполевая его компонента как единство живой, чувствующей души и мыслящего духа создается Богом и даруется будущему человеку с момента зачатия его в акте слияния здоровых разнополых гамет. Это вторая, разумеется, не менее важная часть ответа на обсуждаемый вопрос.
Как видим, в данном случае Всемогущий Триединый Бог принимает непосредственное участив в самом начале человеческой судьбы, благосклонно откликаясь преподношением ей биопсиполевого макрокванта в ответ на информационно-энергетический сигнал, исходящий от только что образовавшейся зиготы к Источнику жизни как свидетельство о зачатии телесной компоненты человека, нуждающейся в упомянутом биопсиполевом континуальном Макрокванте. Рождение же человека есть способ обретения им смертного тела (в наследие от согрешивших Праотцев человечества), а также создаваемого Творцом биопсиполевого Макрокванта как бессмертного единства живой души и мыслящего духа - этих стартовых условий и последующего прогрессивного развития субъекта на Началах Ветхого, а затем Нового заветов, то есть в движении по пути к Вечному блаженству с Богом. Об этом и поныне возвещает основанная Иисусом Христом и Его Апостолами Единая Святая Соборная Церковь, призывающая всех ко спасению и возносящая молитвы "О всех и за вся!".
Что касается причин того, почему в мире такой хаос и почему мы не способны поладить друг с другом "на этой помойке планеты", то о них коротко можно сказать так. Причина здесь одна – отступление от Бога злоупотребляющих своей свободной волей, дарованной человеку его Творцом. Сначала отпали сатана и его внеземные единомышленники по своей воле, а затем – и растущее множество землян. Когда человек, даже не подозревая о том, добровольно соглашается с лукавыми замыслами обольстителей, то есть диавола или его слуг, этого оказывается достаточно, чтобы стать затем и орудием исполнения их, то есть творцом зла. Бог здесь ни при чем. Он - Творец именно свободной воли всех разумных существ, а не зла как негативного действия под диктат добровольно избираемого дурного умысла. Свобода выбора, предоставленная воле субъекта, не есть ни причина зла, ни тем более зло, то есть свобода воли как атрибут субъекта не ограничивает его возможностей выбора любой из альтернатив. Поэтому именно те, кто по инициативе дракона или его слуг, из солидарности с ними по собственной воле совершают конкретные злодеяния, и ответственны за неурядицы на "помойке планеты". Бог же никого не принуждает творить ни добро, ни тем более зло, то есть никого не лишает свободного волеизъявления, хотя может ограничивать пределы последнего у темных сил (например, однажды бесы, изгнанные Иисусом из одержимого ими человека лишь с разрешения Господа смогли, по их просьбе, войти в свиное стадо, которое затем бросилось с крутизны в море). Но зло, действуя, в конечном счете приближает себя и этот мир к концу.
Грядущая радикальная перестройка Вселенной для Вечности и будет концом этого мира. Такое грандиозное событие приведет к тому, что, как свидетельствует Святой Апостол Иоанн, времени уже не будет, а также буйства зла и смерти, тиранящих повсеместно живые существа. Поэтому при оценке дилеммы о существовании Бога, представленной двумя альтернативами в данной статье, не стоит рисковать, выбирая ту из них, которая чревата отнюдь не завидной судьбой для легко отвергающих Творца Вселенной. Эти люди произвольно сами себя обрекают на ужасный союз с диаволом и его слугами, то есть навсегда уходят к источнику зла, тирании и тьмы, в люциферовский стан врагов Триединого Бога и Его Святых. Однако лишь Он, Всевышний, Непобедим, и только Он есть Источник Вечной Жизни, Света и Блаженства для всех, кто с верой в Нeгo во дни земной жизни стремится сеять "разумное, доброе, вечное" на благо своей Родины и всего человечества.

г. Минск (Публикуется по рукописному журналу "Человечество" № 7,8) Примечания Льва Полыковско и Вячеслава Милковского)