Существует ли Бог?

Алексей Климентьевич Манеев
Проблема, пожалуй, самая старая из всех, которые когда-либо обсуждались: есть ли Бог и если есть, то что Это такое? Что такое религиозное чувство и в какой мере оно связано с церковью?
О том, что Бога нет, полагают очень многие и порой приводят те или иные доводы в обоснование своего неверия либо скепсиса. Известны и столь же различающиеся воззрения философского плана по данному вопросу.
Одним словом, налицо хотя и старая, но тем не менее актуальная проблема, обсуждение и определенное решение которой предлагается автором данной статьи.

Разномыслие - свидетельство реальности проблемы

Российский журналист Ярослав Голованов как-то признался, что он атеист, не крещен, в церковь не ходит, молитв не знает. «Нo, - продолжает он, - смотришь ночью на весь этот невероят¬ный звездный мир над твоей головой и невольно думаешь: ну откуда же это все взялось? Чем кончится? А главное, зачем все это, кому понадобилось? И что мы – люди – значим в этом мире? И возникает не образ Творца – бородатого деда верхом на облаке, а образ... нет, не образ, а ощущение недоступной нам Идеи, руководящей Вселенной».
Вот это интуитивное проникновение в область «недоступной нам Идеи», да еще «руководящей Вселенной», свидетельствует о реально существующем НЕЧТО, Которое именно обладает упомянутой Идеей и даже руководит Вселенной соответственно данной Идее.
По свидетельству академика Бориса Раушенбаха, и «наш великий современник Андрей Сахаров полагал, что в мире существует НЕЧТО, лежащее вне материи и не подчиняющееся ее законам, нечто, отепляющее мир. И добавлял: это чувство можно считать религиозным."
Сказанное вполне соответствует Библии, ибо, согласно этой Суперкниге, Бог, создавший Мир, не подчиняется законам последнего, не является его составной частью, но по Своему усмотрению может оказывать судьбоносные влияния на Вселенную.
Казалось бы, данная позиция вполне может удовлетворить противоборствующие стороны дискуссии. Но здесь содержится и приглашение к дальнейшему обсуждению проблемы.
Дело в том, что академик Борис Раушенбах непосредственно рассматривает лишь аспект бытия или небытия Бога именно во Вселенной, но не касается вопроса о Его бытии или небытии за ее пределами как Творца своеобразного Бесконечного ее Окружения (подобно тому, как любые тела в Космосе имеют окружающие их, например, гравитационные поля, уходящие в бесконечность…).
С анализом этого аспекта проблемы связано не менее острое продолжение дискуссии. Так, у Джека Мерфи читаем: "Есть ли на свете что-либо, за что не жалко отдать свои силы и жизнь? Почему я родился? Почему в мире такой хаос? К чему все это идет? Кто за Все в ответе? Если есть Бог и Он так любит нас, то почему мы не способны поладить друг с другом на этой помойке планеты? Нy разве это не так; идем по жизни, добиваемся чего-то, и вот приходит день, когда на твой гроб бросают грязь?" (Джек Ролланд Мерфи. Сокровище, взятое с собой в путь. М.: 1992).
Приведем суждения некоторых авторов в качестве предполагаемых ими ответов хотя бы на более существенные из поставленных вопросов. Позиции участников дискуссии, разумеется, принципиально отличны, и автор предлагаемой статьи не остается равнодушным к нам.
Наполеон Хилл в книге "Думай и богатей" пишет:"Весь мир сотворен из двух вещей - энергии и материи... Они видоизменяются, но не разрушаются. Жизнь - энергия, что же еще? И, как другие формы энергии, она претерпевает различные трансформации и изменения. И смерть - тоже только трансформация. Но если это так, то, стало быть, после смерти наступает длинный, вечный, мирный сон, а сна - чего бояться? Задавите в ceбe страх смерти!" (Мн.: Парадокс, - 1995).
Как видим, призыв краток и прост: думай и богатей. Однако в мире, состоящем только из энергии и материи (изменяющихся и превращающих¬ся, возникающих и исчезающих форм), как свидетельствуют все кладбища мира, никакое богатство не избавляет его владельца от смерти, равно кaк и не может помочь в реализации стоического призыва побороть в себе страх смерти, даже внимая суждениям о ней как якобы о вечном, мирном сне... Ведь даже после весьма продолжительного сна (как, например, в случае летаргии) обычно наступает пробуждение, то есть действительно спящий организм все же сохраняется. А за биологической смертью, как известно, следует не трансформация тела умершего для вечного сна, а полное разрушение, уничтожение даже безжизненного трупа в стихийном хаосе энтропийных процессов. Умирающий на предсмертном ложе, в состоянии агонии вряд ли вспомнит о призыве думать и богатеть, да еще гнать от себя страх смерти. Тут уж поистине не до жиру - быть бы живу... И кто не признает в живом человеке наличия единства живой души и мыслящего духа, своеобразного бессмертного биопсиполя, покидающего в момент биологической смерти cвой «телесный храм», тот тщетно будет даже намереваться "задавить в себе страх смерти", предстоя перед угрозой неотвратимого исчезновения (да еще в муках агонии).
Подчеркнем, однако, что «жизнь отнюдь не сводится к неизвестно какой форме энергии тела. Она – атрибут именно внутренне-непрерывной (континуальной) биопсиполевой формации, обладающей единством чувствующей, воспринимающей души и более тонкого мыслящего духа. Различие этих компонентов обусловлено разницей их тонкой структуры, зависящей от свойств квантов их внутреннего движения как функции души и духа. Упомянутые кванты движения лишь относительным образом структурируют континуальное биопсиполе как единство души и духа, сохраняющее свою непрерывность, то есть статус образа и подобия Божественной, Духовной Субстанции континуально-полевого типа. Континуальность биопсиполя не нарушается и при погружении в него всего многообразия уровней структурной организации телесной подсистемы организма с момента его зарождения, в течение дальнейшего внутриутробного развития, рождения и последующей жизни.
Биопсиполевая формация несет в себе голограмму всей информации организма, по которой он в принципе может быть посмертно восстановлен. Воскрешение умерших было посильно библейским пророкам, а в высшей степени - Иисусу Христу, Его Апостолам и другим ревностным последователям Богочеловека. Сходную задачу перед наукою и человечеством ставил русский мыслитель Николай Федоров, считавший величайшим событием в жизни Христа воскресение Им Лазаря.
К сожалению, мировоззрение многих ныне покоится на вере в фундамент из "трех катов": 1) существует лишь материя, состоящая только из веществ и полей, изменяющихся, движущихся, возникающих и исчезающих в пространстве и во времени; 2) Бог как Творец Вселенной не существует; 3) человек - случайный "выродок" в животном мире, обреченный на смерть, то есть неизбежно погибающий, как и любой иной объект в природе, и поэтому следует ловить мгновения счастья любы¬ми путями... Очень многим такие постулаты весьма импонируют.
А что на сей счет говорит большая наука? К сожалению, она сама оказалась у истоков комплексной причины упомянутых бед. Именно с непомерными претензиями науки на истину в последней инстанции (да еще в союзе с официальной пропагандой атеизма в целях борьбы с религией под девизом: религия - враг науки!) и связана потеря людьми веры в Бога как Творца Вселенной, в овеянное религией понимание светлого будущего человечества именно в союзе с Богом, в оптимистическое христианское представление о смысле жизни, смерти и бессмертии человека. Изложенное позволяет перейти к более детальному обсуждению намеченных вопросов темы.

К доказательству идеи существования Бога

В истории религии и атеизма было немало попыток доказательства идей как существования Бога, так и Его отрицания.
Решительное отрицание существования Бога как Создателя Вселенной характерно именно для материалистической традиции в философии (атеизм), пропагандирующей существование лишь различных материальных форм как носителей соответствующих форм движения в пространстве и во времени, возникающих, изменяющихся, превращающихся, исчезающих и т.д.
В рамках теологии как религиозно-философского учения выдвигались специальные доказательства существования Бога. Так, космологическое доказательство рассматривало Мир как Следствие, а Бога как конечную Причину, основу и движущее начало всех вещей (Аристотель, Вольф, Лейбниц и др.). Теологическое доказательство трактовало именно целесообразность в природе как свидетельство существования ее Разумного Устроителя (Сократ, Платон, Цицерон и др.). В онтологическом доказательстве Бог рассматривается исхода из принципа совершенства, как Совершенное Существо, чем и предполагается Его существование, ибо невозможно быть совершенным, но не существовать (Филон Александрийский, Боэций, Августин, Ансельм Александрийский и др.).
Немецкий философ Иммануил Кант выступал против любых попыток теоретического доказательства идей как существования, так и не существования Бога, полагая, что таковое вообще невозможно относительно столь необычного внеопытного Объекта. Философ допускал лишь нравственное обоснование тезиса, предполагающего существование Бога как своего рода базиса такого постулата, весьма значимого для практического разума. Последний должен руководствоваться этим принципом в повседневной жизни, помня о неизбежности воздаяния от Бога за все содеянное. Здесь, конечно, налицо предпочтение вере без какой бы то ни было опоры на знание именно о существовании Бога. А между тем такое знание представляется все же возможным (и притом не вопреки вере). Ведь разумом человек наделен не зря. Попытаемся рассмотреть это.
Известно, что в православном христианском богословии существует традиция, согласно которой хотя Евангелие есть высшая ступень Богооткровения и основной источник Богопознания, но вместе с тем не исключается и возможность умозрительного Богопознания, в принципе ориентированного на соответствие с Божественным откровением. Хорошо известен по существу богословско-философский призыв святого Апостола Павла к исследованию сотворенного Богом Мира в целях более глубокого постижения невидимой Силы, Могущества и Премудрости Творца. В этом плане, в частности, представляют несомненный интерес воззрения преподобного Максима Исповедника (VI – VII вв.), который использовал в своем творчестве как личный духовный опыт, так и глубокие познания в философии.
Преподобный Максим Исповедник на основе своих интуиций относительно Творения Мира (в дискуссии с Оригеном) отмечал, что многообразие сотворенного мира и являет собой образ Триединого Бога, а именно: "На основании бытия сущего мы убеждаемся в том, что есть действительно Сущий Бог (Отец); на основании различия видов сущего познаём всё содержащую Самосущную Премудрость (Сын); на основании движения видов постигаем дополняющую сущее Самосущую Жизнь (Святой Дух)" (Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалласию. -Богословский вестник. - 1917). А приобретая знания о Боге и по¬тому относительно "зная Бога, человек начинает Его любить".
Исходя из сказанного, сформулируем основную проблему в виде дизъюнкции: Бог либо существует, либо не существует (третье, разумеется, исключено). Ясно, что без должного выяснения фактуальной истинности одной из альтернатив проблема останется нерешенной.
Итак, допустим, что Бог как Творец Вселенной никогда не существовал и не существует. Если так, то Вселенная, воплощающая в себе всю бесконечно-протяженную материю, существует сама по себе как грандиозная суперсистема взаимосвязанных различных ее подсистем, их элементов и всевозможных процессов в ней. Но все эти реалии в составе Вселенной трактуются и наукой и в Библии как возникшие , непременно имеющие начало, то есть начавшие быть. Значит, Вселенная, насквозь состоящая только из таких образований, то есть не имеющая в себе ни одного безначального, или подлинно вечного, элемента, и сама не является и в принципе не может оказаться подлинно Вечной. Нe существует таких лабораторий, в которых, например, возникшие либо искусственно созданные химические элементы превращались бы в безначально существующие. Это невозможно и для всей Вселенной так же, как из истлевшей ткани нельзя сшить новый добротный костюм. Следовательно, и наша уже подветшавшая Вселенная, несомненно, имеет начало, а до него, естественно, не существовала как реальность.
Имея в виду чрезвычайную методологическую нагрузку идеи возникновения всего существующего в бытии, еще раз обратим внимание на то, что из возникших и только из возникших элементов в принципе невозможен синтез такого целого, которое оказалось бы не возникшим, но наличным Бытием, или подлинно Вечным.
Таковым не только может быть, но и действительно является лишь НЕЧТО как Тончайшая Объективная Реальность Духовно-Субстанциального, Континуально-полевого типа. Она Абсолютно Целостна (внутренне не одискречена), Абсолютно Самоактивна, обладает Абсолютно-Универсальным Отражением (Сверхинтеллектом), существуя Безначально и будучи пространственно Абсолютно-Бесконечной. Здесь, бесспорно, усматривается атрибутика именно Библейского   Триединого Бога, а не абсолюта теософов, который мыслится "насквозь" одискреченным, то есть состоящим из возникших и только из возникших образований, или начавшим быть. Фактически таков и "лептонный бог", интегрирующий множество возникших лептонов и оказывающийся производным этой их интеграции. Длительность и протяженность как формы существования таких "Богов" могли бы быть лишь сугубо условно охарактеризованы посредством терминов "квазивечность" и "квазибесконечность", или как относительная (лишь практическая) вечность и относительная (практическая) бес¬конечность. Ясно, что Абсолютно Бесконечен и Вечен лишь Тот Объект, у которого действительно нет ни начала, ни конца существования. Таков лишь Бог Библии, о чем детальнее речь пойдет дальше.
Но если Бога именно никогда не было, в Вселенная, начавшая быть, хотя бы до начала своего существования тоже еще отсутствовала как реальность, значит до ее возникновения вообще ничего не было! Вместо хоть какой-нибудь реальности – совершенное отсутствие чего бы то ни было! Абсолютная пустота! Однако в такой пустоте ничто и никогда не смогло бы возникнуть само собою, а потому не возникли бы ни микрообъекты, ни макротела, ни мегаобразования, ни интегрирующая их Вселенная, а следовательно – и никакие формы жизни и разума! Тeм не менее каждый из живущих является свидетелем того, что не только он, но и все прочие объекты в мире существуют! Значит, возникли? Но как? Ответ единственный – только на некотором Базисе, исключающем даже на мгновение какую бы то ни было пустоту (как полное отсутствие бытия). Лишь такое НЕЧТО, лишь эта Целостная Удивительная Реалия, или Наличное Бесконечное, Абсолютно Вечное Бытие, всегда и существует, а потому предшествовало и предшествует возникновению чего угодно, некоторым образом обеспечивая начало существования всех конечных образований и форм их движения. Данное НЕЧТО как тончайшая формация Духовного типа, то есть Континуально-полевого типа, обладает бесконечными запасами энергии, Самоактивностью (самодвижением), Универсальным отражением, то есть Абсолютной рефлексией (сверхинтеллектом и бесконечной мудростью). Эта Личностная Божественная, или духовная, Субстанция, то есть Творящий Бог, объемлет Собою созданную Им Вселенную, или Космический вакуум и его наполнение. А вакуум (он же - Небо во Вселенной) ограждает, изолирует недра Творца от заключенной в Нем Вселенной по ее периферии, а также и от непосредственного контакта с прочими сотворенными реалиями в ней. Но, разумеется, Создатель имеет достойные Его способы и каналы связи с соответствующими областями и "точками" Вселенной (в том числе и на планете Земля), осуществляемой по Собственному усмотрению.
Однако Сам Бог как Творец Вселенной, как Тончайшая, Континуально-полевая, Живая и Суперинтеллектуальная, то есть Духовная Субстанция, Абсолютно Вечен, Безначален и потому не есть составная часть чего бы то ни было начавшего быть. В этом смысле понятие Бога как Базиса существования всего начавшего быть мыслится именно в функционально-созидательном аспекте, ориентировано на отражение именно Самоактивного Божественного Всемогущества (без которого ничто не начало бы быть, что начало быть), а не включенности Бога в состав любых объектов природы, как полагает пантеизм. Да, Вечный Бог создает не за счет собственных ресурсов, не из Себя и тем более не из чего-то внешнего Ему (ибо такового не существует для Вездесущего, Всеобъемлющего Творца). Потенциал Своей творческой самоактивности Он использует, в частности, путем перераспределения собственных ресурсов движения и энергии, осуществляемого посредством изменения структуры их носителей. В науке это хорошо известная зависимость свойств объектов от их строения или структуры. Например, на основе соответствующих структур из определенных количеств атомов водорода Н, кислорода О и углерода С можно получить, скажем, этиловый, или винный спирт CН3-СН2-ОН, либо совсем иное химическое соединение CН3-О-СН3, то есть эфир. Таким образом, изменяя строение этилового (винного) спирта, можно получить эфир и наоборот. Но если принципом изменения структуры воспользоваться и в подсистеме процессов внутреннего движения объекта, то естественно ожидать и здесь изменения свойств. А так как свойства движения представлены параметрами массы, энергии и импульса, то изменение таковых будет выражаться либо в росте, либо в убыли их (соответственно характеру итоговой структуры).
Применительно к простейшим процессам в механике рассмотрим, например, следующую модель опыта. Пусть на тележке (платформе) покоится жестко связанное с ней игрушечное "орудие", "заряженное" сжатой пружиной, к которой вплотную приложен "снаряд" (металлический стержень). При срабатывании пружины он вылетает в заданном направлении, а орудие, благодаря тележке, легко на ней откатывается в противоположную сторону. Потенциальная энергия распрямляющейся пружины, превращаясь в кинетическую энергию, перераспределяется между орудием и снарядом, а центр массы системы этих тел остается прежним, так как импульсы обоих тел равны. Но не равны кинетические энергии орудия и снаряда из-за различия их масс и скоростей. Данным обстоятельством можно воспользоваться в некотором устройстве и убедиться в том, что опытная модель как система тел смещается (с по¬мощью специального приспособления) вместе с центром ее массы за счет работы именно внутренних сил.
 Приведем характерный пример из области явлений микромира. Воспользуемся данными релятивистской кинематики в современной ускоритель¬ной технике. «Так, два ускорителя на встречных пучках по 25 ГэВ каждый по своим возможностям (по величине той энергии, которая может быть израсходована на создание новых частиц) эквивалентны обычному линейному ускорителю не на 50, а на 1330 ГэВ» (Г.И. Копылов. Всего лишь кинематика. – М.: 1969). На¬лицо, таким образом, не динамическое, а именно кинематическое увеличение энергии в 26,5 раза, поскольку частицы в пучках направлены на соударение, рож¬дающее избыток энергии, влекущий множественное возникновение частиц.
Подобным образом созданными формами бытия как элементарно-по¬левого, так и усложненно-вещественного типов (различными по масштабам и уровням организации) Зодчий Вселенной и заполнил отведенную ей в Своих недрах Мегаобласть, предварительно высвободив для этого соответствующий Собственный массив, "рассеяв" его посредством перераспределения вечно имеющихся в Нем запасов движения и энергии; данная Область вместила В себе все созданное Им с соответствующими законами существования и развития включая многообразие живых (в том числе разумных) систем как земного, так и внеземного типов. Среди них все континуально-полевые образования (в силу их неодискреченности) суть суперустойчивые реалии, сохраняющиеся потенциально-бесконечно. Это и биопсиполя нуклеино-белковых систем, а также иные разумные бесплотные существа в Космосе, известные в теологии как служебные духи. Назовем здесь и темные силы, то есть бывшие служебные духи Бога, некогда произвольно вышедшие из повиновения своему Творцу (диавол и слуги его). Шокирующим образом эти существа заяви¬ли о себе всему миру в последние годы в многообразии демонстрируемых ими чрезвычайных явлений типа НЛО, полтергейста ("шумные духи") и др., а также в распространяющемся бесновании юнцов под влиянием демонов и земных верных слуг сатаны, усердствующих в организации преступных сект.
Итак, существующее за пределами Вселенной НЕЧТО как подлинный Абсолют, как Триединый Бог обладает адекватными Ему Абсолютными формами существования – Вечной, то есть Безначальной, длительностью и Бесконечной Континуально-полевой протяженностью (всюдубытием), ибо Он – не результат какого-то синтеза возникших отдельностей, а Вечноналичная Целостность. Всегда, без возникновения, вечно существуя, Бог остается Одним и Тем же. Созидательная же деятельность Абсолюта лишь выражает Вечное состояние Его творческой активности, отнюдь не изменяющей Его Духовно-Субстанциальной Сущности. Бог остается Единственным действительно Абсолютно полным, Самодовлеющим Личностным Бытием, преисполненным Любви ко всему Им созданному и созидаемому для потенциально-вечного существования в преображенной в будущем Вселенной. Но этого, к сожалению, не воспринял Денница, сочтя себя выше всех; в гордыне он воспротивился своему Создателю, а также увлек за собой многих ангелов, ставших падшими существами, или демонами. Впрочем, к сожалению, и поныне ослепляемые ими весьма многие жители и нашей планеты постепенно пополняют ряды противников Бога по своему выбору.
Существованием реальностей полевого типа обусловливается и возможность "познания и принятия тонкого мира не только через религию и гуманитарные пути культуры, но и через естественные науки, которым лапласовское отрицание Бога теперь совершенно не подходит" (В.Н.Волченко, В.И. Солнцев. Естественно-эзотерические модели "тонкого" мира // Человек как космический феномен. Выпуск 2-й. – Ижевск: 1994). А видный ученый Беларуси А.И. Вейник подчеркивает, что "истинная Религия и истинная Наука – это два русла, закономерно ведущие к познанию и прославлению Творца… Наука никак не может противоречить религии, но, наоборот, она призвана гармонично дополнять ее" (А.И.Вейник. Религия и наука. – Там же).
Исходя из данных позиций, в последующем рассмотрим ряд вопросов относительно сути глубочайшей Богооткровенной Тайны – Тайны Святой Троицы и бессмертия, используя в единстве соответствующие теолого-философские, системноструктурные и иные идеи и подходы в интерпретационных целях.
(Окончание следует)
                г. Минск