Неопознанный летающий объект

Валерий Гудошников
 
      Это было 6 октября в  21 час 37 минут 2008 года на даче в районе аэропорта Уфы. Стояло изумительное, прекрасное бабье лето. В это время, как известно, уже темно, практически ночь, но ещё и не время для сна. Ещё бы, стандартное атмосферное давление, температура – плюс 16 градусов, полный штиль. Такая погода и летом ночью не всегда бывает. Ранняя луна только что закатилась за горизонт, и было довольно темно. Я вышел покурить во двор, и за мной увязалась пятилетняя внучка, не желающая спать. Была та редкая тишина, когда не садились и не взлетали самолёты.
     В безоблачном небе ярко вырисовывалось семизвездье Большой медведицы, игриво подмигивала Полярная звезда и другие созвездия. Внучка, прижавшись к моим ногам, считала звёзды ковша: один, два, три…  Высоко над горизонтом, где ещё царствовали лучи ушедшего солнца, ослепительно белый «Боинг» тащил за собой длинный хвост инверсионного следа. Он пролетал точку аэропорта и разворачивался на новый курс. Навстречу «Боингу», пересекая курс под углом градусов двадцать, шёл стремительный Ту-134, также волоча за собой длинный, но более тонкий, белый хвост. Над Уфой стоял центр тёплого антициклона. У земли тепло, но на высоте в этом районе аномальный холод и поэтому следы инверсии долго не пропадали.
     И в это время раздалось в ночном небе характерное кряканье. Не раз слышавший «кряк»  диких уток, я его определил не сразу, так как в плотном от высокого атмосферного давления и довольно влажном  воздухе звук ощутимо искажался. Он «двигался» со стороны города с южным курсом в сторону аэропорта. Самих уток конечно видно не было.
    -  Дед, что это? – спросила внучка.
    -  Это утки, - ответил я.
    -  А разве они летают ночью?
    Ответить я не успел. Сдвигая взгляд по направлению звука, я вдруг обнаружил… НЛО. Да, такое, какое не раз мы все видели на экранах телевизоров. И этих НЛО было два. Низко над горизонтом на высоте примерно пятьдесят метров над землёй в районе ближнего привода вдруг мгновенно «вспыхнули»  два ярких довольно больших (лётчики знают, как светится Сириус в утренние часы – эти были больше) огня. Они прошлись друг за другом над взлётной полосой и перроном, резко, почти мгновенно, меняя курс, двигаясь по сильно сплюснутому  эллипсу временами «выключаясь» и снова «включаясь».  Поразило то, что эти «НЛО»  в горизонтальных  вершинах эллипса меняли курс на противоположный практически мгновенно, исчезая при этом на несколько секунд и снова ярко «вспыхивая» и уже двигаясь в противоположном направлении. Длилась эта картина не больше 30-40 секунд.
    - Дед, что это было? – спросила видевшая всё это внучка.
   Я, пролетавший много лет на разных самолётах, никогда не видел НЛО и в первое мгновение не смог ей ответить. Ибо не знал, что сказать и почти готов был поверить в… НЛО.  Настолько ясно я их видел.
   - Дед, что за огоньки там летали? -  снова спросила девочка. – Это же не самолёты?
   - Это… утки, - наконец ответил я. – Две утки.
   - А почему они вспыхивали? Они сгорели?
   - Нет, конечно, - ответил я. – Они улетели.
   - Куда?
   - На юг, в тёплые края.
    Внучка про «НЛО» быстро забыла, а я нет. Чёрт возьми, на самом деле, что же это было? Впрочем, что это были утки, я не сомневался. Но вот всё остальное…
    Да простят меня те, кто видел «настоящие» НЛО. Я лично их не видел, однажды лишь в полёте над горами Урала, обходя грозовой очаг, видел шаровую молнию. Нет, она не попала в самолёт, искрясь и вращаясь, пролетела, слава богу, мимо в нескольких  десятках метров от самолёта. А величиной, как мне показалось, была с  небольшой арбуз. Но в наушниках радио был страшный треск. В таких случаях радиоаппаратуру нужно выключать, но мы этого сделать не успели, настолько быстро всё это произошло.
    Так что же это, чёрт возьми, всё-таки было? Да, утки. Но почему они светились? И почему так меняли направление? Даже птице это сделать мгновенно не под силу. Этого я внучке сразу объяснить не смог. Да и себе тоже. И лишь потом, выкурив не одну сигарету, что-то стал понимать.
    Не надо искать сложных объяснений, сказал я себе. Истину ищи в уже давно открытом, а не в неведомом.
    Итак, это были утки. Видели, вернее, слышали мы их с внучкой под углом 15 градусов к горизонту, то есть они пролетали не над нами, а в стороне от нас. На их пути возникла масса излучающих строго направленные электромагнитные волны приборов исходящих от радиолокаторов. И вот, в какой-то момент, неожиданно попав в зону излучения курсоглиссадных маяков, по которым самолёты заходят на посадку, птицы вдруг засветились. Засветились и, как мне показалось, потеряли ориентировку, попав в зону облучения. И заметались. Они, прежде чем сориентироваться, сделали несколько беспорядочных кругов, причём ведомая птица, тем не менее, строго повторяла все эволюции ведущей.
    Стало и ясно, почему они так резко, практически мгновенно, как многие описывают, меняли курс на противоположный. На самом деле они его меняли так, как меняют все птицы. Просто, двигаясь в вираже, они попадали в зону излучения маяка с одним курсом и выходили из него, прекращая на мгновение светиться, а входили снова через  мгновение, выполняя вираж, уже с другим курсом и снова начиная светиться. И со стороны казалось, что над аэропортом летает что-то неведомое, чудовищно резко меняя направление движения.
   Все видели, как пара птиц заходит на посадку на озеро. Они делают несколько кругов, прежде чем приводниться, причём ведомая птица в точности повторяет маневры ведущей. Именно так они себя и повели, попав в зону большой освещённости среди ночи. Они встали в круг. Поняв, что внизу не озеро, а просто ярко освещённый кусок земли (это были огни подхода), и выйдя из зоны облучения маяков -  полетели дальше. Сколько  мы с внучкой не смотрели в ту сторону, надеясь снова увидеть НЛО, так и не увидели.
   Устав ждать нового явления, она ушла спать. А я, разобравшись во всём этом неожиданном и быстротечном явлении, не мог понять одного: почему вдруг птицы «вспыхивали»?  И пришёл в итоге размышлений только к одному выводу: да, птицы действительно светились. Нет, они не горели, конечно, у них не повышалась температура. Просто они, летая, и попадая в зону излучения маяков, вступили во взаимодействие с пучком электромагнитных волн, излучаемых посадочными системами. Но ведь для этого нужен противоположный заряд. А у птиц он должен быть. Ведь в полёте от трения перьев друг о друга и окружающий воздух должен возникать какой-то электродинамический заряд вокруг их корпуса. И он явно был. Вот такое взаимодействие полей мы с внучкой и видели. В дневное время его не видно, а вот ночью…
   Другого объяснения, я, сколько ни размышлял, найти не мог. Возможно, не всякая частота излучения даёт подобный эффект, а только какая-то определенная. А возможно, думал я, птицы поплавали в каком-то заводском отстойнике, где много сбросов всевозможных химических отходов, в том числе и светящихся в невидимых электромагнитных лучах. Это значит, что не всякая птица может светиться, попав в подобные условия. А что птицы садятся на такие водоёмы, я видел не раз. Боже мой, да в этих отстойниках вся таблица Менделеева. Тут и не захочешь - засветишься.
      А ведь так вот можно принять за НЛО и низко летящую цаплю или клин журавлей. Ну а атмосферный воздух, известно, при определённых условиях (температура, влажность, прозрачность, время суток и пр.) довольно ощутимо искажает формы и размеры.
  Однажды при полёте на 3600 метрах ночью сверху облаков в районе Ижевска  в кабину из затемнённого салона вошёл (в советские времена двери в кабину часто не закрывали) не пожелавший спать пассажир и объявил, что внизу уже полминуты наблюдает большое НЛО, которое движется параллельно нашему курсу, но медленнее самолёта.  Из кабины его не было видно и тогда мы с пассажиром вышли в салон.
  - Вот оно! – ткнул пассажир в иллюминатор. – Никогда такого не видел!
  Я тоже сразу не определил, что это такое. Внизу действительно было внушительных размеров световое пятно. Зато сразу понял, что оно не движется, а спустя мгновение сообразил, что это. Внизу был какой-то населённый пункт, в центре которого, вероятно, было несколько мощных фонарей. Вот их-то свет и пробивался сквозь морозные облака тонкой инверсии. Экипаж, сидя в затемнённой кабине, не увидел этого пятна, просто не смотрел вниз, будучи уверенным, что ничего интересного там не увидит. Да и за приборами нужно следить.
  Я знал, что через 3-4 минуты мы будем проходить Ижевск и сказал пассажиру, что скоро увидим ещё одно НЛО, но уже больших размеров. Каково же было его удивление, когда он увидел такое НЛО. Оно было очень большим и расплывчатым. Перебулгачив половину салона, пассажир довольно возбуждённый, снова вошёл в кабину. А когда ему объяснили, что такое хоть и очень редко, но бывает, он пришёл в разочарование.
   - Лучше бы не рассказывали, - огорчённо произнёс, - так всё просто оказывается, а я думал, приеду домой расскажу жене и детям, что видел корабль инопланетян. 
   - Так и расскажите, - посоветовал я, - ведь никто из них не узнает, что было на самом деле.
   - Э-э, это уже будет обман, - разочарованно махнул рукой мужчина. – Вот если бы я был уверен, что это НЛО – тогда другое дело.
   Разочарование пассажира мне было понятно. Может быть, он увидел это явление первый и последний раз в жизни. Кстати, я пролетавший больше 30 лет, не припомню, чтобы видел что-то подобное. Так причудливо преломлялся свет через тонкие морозные облака инверсии.
   Утром внучка вспомнила про «НЛО» и сказала:
   - Дед, а ведь это были не утки.
   - Это были утки, - возразил я.
   - Ага! – с сарказмом произнесло дитя. – Разве у них на крыльях бывают фонарики?
   - Нет, конечно.
   - Тогда почему они светились?
   Ну что я мог ответить пятилетнему ребёнку не знающему ни один закон физики? И я промолчал. Внучка решила, что я с ней согласился, и подвела итог:
   - Эх, ты, дед! Я же говорю, что это были не утки.
  -----------------------------------------------         
                2009 г