Василий или беседы о смерти жука-древоточца с леви

Игорь Бурдонов
ВАСИЛИЙ или БЕСЕДЫ О СМЕРТИ ЖУКА-ДРЕВОТОЧЦА С ЛЕВИТАТОРОМ


1. БЕСЕДА О СТРАДАНИИ

Излучина реки. Излучина реки заросла камышом. Камыш шепчет свои камышовые слова. Словами высокими отвечают сосны. Сосны внизу видит ветер.

Жук-древоточец: – Вид смертных мук меня печалит. Неужели нельзя было создать все смерти мгновенными и безболезненными?
Левитатор, паря под облаком: – Разве можно не замечать смерти? Завершение жизни должно быть мощным. А что может быть мощнее страданий и боли?
Жук-древоточец: – И ты еще будешь говорить, что КТО-ТО любит нас?
Левитатор: – Я чувствую это, – поднимается над облаком.
Жук-древоточец: – А я нет, – скрывается.

Василий, вздохнув, выпил полстакана водки и закусил сыроежкой.
Завечерело.

2. БЕСЕДА О БЛИЗКИХ

Малиновый цветок. Цветок прячется среди травы. Трава стелется по ветру и убегает вдаль. Вдали темнеет роща. За рощей прячется река. За рекою высокий холм. На холме одинокое дерево. За деревом облако в небе.

Жук-древоточец: – Тяжело провожать в последних путь тех, кто был близок тебе. Неужели нельзя было сделать так, чтобы близкие умирали одновременно?
Левитатор, кружась над лугом: – У каждого есть близкий. У близкого есть ещё близкий. У третьего есть четвёртый. У четвёртого есть пятый. Если последовать твоему совету, все умрут в один день и земля опустеет.
Жук-древоточец: – В твоих словах есть логика. Но разве КТО-ТО не способен подняться выше логики?
Левитатор: – Нам не дано знать. Мы должны принимать жизнь и смерть такими, какие они есть. И быть благодарны, – улетает к вершине холма.
Жук-древоточец: – Я переполнен благодарностью. Сейчас лопну, – скрывается.

Василий вздохнув, выпил полстакана водки и закусил подберёзовиком.
Задождило.

3. БЕСЕДА О НАДЕЖДЕ

Зелёный папоротник. Папоротник на краю болота. На болоте стоят обглоданные стволы берёз. Берёзы по краю трясины ещё зелёные и живые. Живой лес обступает мёртвый.

Жук-древоточец: – Я не встречал никого, чья жизнь была бы прожита не напрасно. Мечты не осуществляются. Надежды рушатся.
Левитатор, зависнув над серединой болота: – Вот потому и нужна смерть. Жизнь тесна для бессмертной души. Лишь после смерти, в вечности...
Жук-древоточец: – Ещё одна мечта. Ещё одна надежда. Да ведь, если КТО-ТО создал мир и решил, что он хорош, то чего ждать после смерти? Ещё одно разочарование. Ещё один обман.
Левитатор: – Говоря так, ты обманываешь сам себя. Разочаровываешься в самом себе. Не сваливай свою вину на другого, – планирует к лесу и теряется среди деревьев.
Жук-древоточец: – Ну вот, нашли виноватого. Теперь все довольны, – скрывается.

Василий, вздохнув, выпил полстакана водки и закусил груздем.
Захолодало.

4. БЕСЕДА О ПАМЯТИ

Старый пень. Пень на обочине лесной дороги. Дорога скрывается за поворотом.

Жук-древоточец: – Я помню того, кто уже давно умер. Мысленно я могу с ним разговаривать. Но это нечестно. Это всё равно, что заниматься любовью со спящим.
Левитатор, паря над дорогой: – Души умерших внимательно наблюдают за теми, кто остался жить. Но они не могут говорить с нами, потому что мы для них – спящие.
Жук-древоточец: – КТО-ТО, кто всё это придумал, по-видимому, обладал изрядным чувством юмора. Но мне, почему-то, не смешно.
Левитатор: – Когда ты умрёшь, ты будешь думать иначе, – летит вдоль дороги и исчезает за поворотом.
Жук-древоточец: – Жду – не дождусь, – скрывается.

Василий, вздохнув, выпил полстакана водки и закусил свинушкой.
Заветрило.