Белый князь. Глава третья

Двое На Радуге
иллюстрация из интернета



   ГЛАВА III

   Перед тем, как выйти из автомобиля, Артузов приказал водителю – несмотря ни на что оставаться на своём месте, и с ни кем не говорить. Оглядываясь вокруг, он пошёл к зданию. В вихрях снежинок белый дворец Корнеева казался ему таинственным и пугающим, а путешествие из Москвы – подозрительно лёгким и гладким.
Артура Христиановича встретил Белисарий. Осведомившись о цели гостя, он пригласил его в гостиную:

   - Господин Артузов, в настоящее время хозяин не может принять Вас – теперь он принимает ванну. Прошу пройти в гостиную.  Позвольте предложить Вам чай, чтобы ожидание не показалось утомительным.

   Артуру оставалось лишь принять предложение. Угощаясь чаем, он осмотрел просто, но элегантно оборудованную гостиную с небольшим количеством лепнины и несколькими картинами на стенах. Вскоре пришёл белый кот, легко вскочил на подоконник и стал пристально всматриваться в гостя. Через час ожидания в дверях мелькнул Белисарий.

   - Эй! Извините! - крикнул Артузов. - Вы не знаете, скоро ли князь Корнеев сможет поговорить со мной?

   - Он уже в пути.

   - В пути?! Но куда?!

   - На встречу с Вами, господин, - ответил дворецкий и исчез в коридорах дома.

   Такой ответ весьма удивил гостя и принудил почувствовать себя огорошенным, как если бы он совершенно не понимал, что здесь происходит. Тем не менее, он принял решение немного подождать, по крайней мере, до следующего появление странного слуги. Время шло очень медленно, и постепенно Артура охватывало чувство неловкости и досады. И ещё кот, казалось, не отводил глаз ни на секунду. Наконец, примерно через четверть часа, снова показался Белисарий, и Артузов решил воспользоваться этим шансом и развеять путаницу:

   - Извините, но когда я смогу встретиться с князем Корнеевым? Более часа я сижу здесь и жду!

   - Хозяин беседует с одним человеком и ждёт встречи с Вами.

   - Могу ли я узнать, кто этот человек, с которым князь сейчас разговаривает? – сдерживаясь, но уже спокойней спросил Артур Христианович.

   - Лидия Дмитриевна Артузова.

   Услышав имя своей жены, Артузов моментально вскочил со стула. В гостиной прозвенел звук разбивавшейся чашки.

   - Вы смеётесь надо мной! Вы поплатитесь за это! Выродки! - воскликнул гость, схватил пальто и убежал.

    *    *    *

   Когда у своего дома Артур Христианович увидел белый, блестящий "Руссо-Балт", сердце его начало биться сильнее, чем когда-либо прежде. Не сказав ни слова водителю, он быстро пронёсся к своей квартире и, открыв двери одной из комнат, увидел спокойно беседующих за чаем свою жену и князя Корнеева.

   - Что с тобой, дорогой? Почему ты врываешься, как яростный зверь? - удивилась госпожа Артузова.

   - Доброе утро! - Давид Алексеевич привстал с кресла и поприветствовал хозяина дома.

   - Доброе утро! Позвольте представиться, я Артур Христианович Артузов, - медленно возвращая себе самообладание, подал руку гостю Артузов.

   - А я, как Вы, по-видимому, уже поняли, князь Давид Алексеевич Корнеев. Приятно познакомиться.

   - Мне также, - ответил Артур и сказал своей жене: - Лидия Дмитриевна, пожалуйста, позволь нам поговорить наедине.

   - Искренне благодарю Вас за приятную беседу, мадам, - элегантно кивнул головой Корнеев.

   Как только она вышла, Артузов заговорил:

   - Ну и Ваш слуга! Не мог сразу объяснить, что Вы уехали ко мне. И мне пришлось ждать целый час, а затем нестись обратно. По такой погоде! Ужас!

   - Я приношу искренние извинения за доставленные Вам неудобства, Артур Христианович. Я думаю, что Вас встретил Белисарий, а он – грек. И хотя он чисто говорит на русском, но выражения иногда путает, - спокойно объяснил князь. - Ещё раз, прошу прощения!

   - Хорошо. Я хотел бы поговорить с Вами о Вашем отношении к Советскому правительству и на другие темы, касающиеся сегодняшней ситуации. Но, прежде всего, позвольте мне задать несколько вопросов.

   - Да, пожалуйста.

   - У Вас недавно побывали четверо красноармейцев?

   - Нет. Но если Вам не столь важно количество, то с тремя солдатами мне приходилось общаться. Должен заметить, что им не очень хватает хороших манер и вежливости.

   - Да, да, я знаю, - пробормотал Артур Христианович. - Можете ли Вы рассказать мне, о чём Вы с ними говорили?

   - Они выразили Ваше желание немедленно встретиться и предложили пойти вместе.

   - Согласились ли Вы?

   - Согласился, поскольку просьба казалось искренней. Однако пока я вышел, чтобы забрать пальто, и вернулся в кабинет, их там уже не было. Правда, я ещё поговорил с женой,  на это ушло около десяти минут.

   - Они вышли?

   - Ну, да. Я не видел их больше.

   - А слуги не заметили, как они исчезли?

   - Как я понимаю – они вышли и всё.

   - Ясно ... Спасибо... - Артузов немного растерялся после ответов князя, так как все его версии о событиях в Сухарёвке рухнули. - Хорошо, поговорим на темы, ради которых и состоялась наша встреча.

   Артур Христианович удобно устроился в кресле и осмотрел князя Корнеева, как следователь смотрит на подозреваемого. Перед ним сидел подлинный аристократ: безупречная одежда, элегантная и достойная осанка, изысканные манеры и лицо, которое не давало ни малейшей возможности предсказать, что же происходит внутри этого человека. Артузов подбодрил себя мыслью: "Ничего, и не с такими справлялись".

   - Давид Алексеевич, участвуете ли Вы в политической деятельности? - прозвучал первый вопрос.

   - На мой взгляд, наступило время, когда каждый гражданин России, по крайней мере теоретически, имеет ту или иную политическую позицию, - прозвучавший ответ не мог не вызвать удивления…

   - А какова Ваша политическая позиция?

   - Я бы определил её как пассивную.

   - Почему Вы называете свою политическую позицию пассивной? - продолжал Артузов.

   - В настоящее время я не занимаю никаких политических постов, а также не участвую в деятельности политических организаций.

   Такое начало разговора выбило из колеи Артура Христиановича, слегка растерявшего свою уверенность. Нет более неблагоприятной ситуации для следователя, чем та, когда человек на допросе умными, широкими ответами отбивает вопросы, а его выдержка и тон не позволяют более агрессивно и нагло требовать желаемых ответов.

   - Что вы думаете о нынешней ситуации в России? - Артузов начал вторую атаку вопросов.

   - Нет ничего хуже, когда воюет брат против брата, Артур Христианович.

   - Какую сторону – Советское правительство или белых – Вы поддерживаете?

   - Я предпочитаю выжидать. Ни те, ни другие не имели нормальных условий, чтобы продемонстрировать способности управлять страной. Поэтому разумнее подождать до того момента, когда будут более благоприятные условия. Кроме того я, как гражданин России, приму такое правительство, которое выберет народ, - ответ Корнеева был весьма запутан и дипломатичен.

   Нет, он не отказался от белых. Во-первых, в то время белые были военно-идеологическим движением с формирующейся политической структурой, поэтому сравнивать их с Советским правительством князю казалось неправильным. Во-вторых, по его мнению, белые были только средством, чтобы достичь благоприятных условий для всенародного избрания правительства. И, в-третьих, в словах Давида прозвучала скрытая критика большевиков – ведь они в начале 1918 года распустили Учредительное собрание, которое и должно было определить политическое будущее России.

   - Как Вы думаете, чем должен кончиться этот конфликт? - продолжал Артузов.

   - К сожалению, я не ясновидящий и не могу сказать, что произойдёт в будущем. Разумное решение для обеих сторон – немедленно сесть за стол переговоров и, следовательно, остановить убийства. Но, по-видимому, у вождей отсутствуют желание, решительность или ум. Ими постоянно управляют амбиции и гнев. А когда гнев омрачает разум, лучше всего в этот момент ничего не делать. К сожалению, не каждый это понимает, - тихо объяснил Давид Алексеевич.

   - Вы считаете, что Советское правительство является некомпетентным? Вы не удовлетворены Советской властью? - пытался спровоцировать собеседника Артузов.

   - Необходимы переговоры и взаимные решения. Только так возможно прийти к компромиссу. И отвечая на Ваш второй вопрос – если бы мне было очень плохо, жил ли я на этой части России? - вместо ответа князь задал риторический вопрос.

   - А каково Ваше мнение о Советской власти, Давид Алексеевич? - Артур продолжал эту тему.

   - Интересный эксперимент. Более века назад во Франции была похожая модель, но это не удалось. Теперь страны – другие, идеи – также другие. В самом деле, даже любопытно посмотреть, что выйдет из этого.

   - А что Вы думаете о белых, об их лидерах? Знаете ли Вы Александра Васильевича Колчака?

   - Они превосходные, неоднократно показавшие свои способности полководцы, но никто из них не подходит для управления страной. Они – солдаты. А с Александром Васильевичем несколько раз приходилось общаться. Последний раз... – Корнеев попытался вспомнить, - Последний раз мы встречались, возможно, еще до начала войны с Германией. Наши пути пересекались довольно редко. Одним словом – мы не друзья, даже и знакомыми трудно назвать.

   Артузов почувствовал, как иссякает резерв вопросов. Так как, результата в принципе не было, он начал думать – продолжать ли разговор и попытаться за что-нибудь зацепится, или закончить длительный допрос и думать, что делать дальше…

Князь Корнеев использовал паузу, чтобы пробежать глазами по комнате. Лидия Дмитриевна показалась более интересным собеседником, чем ее муж и, беседуя с ней, не хватило времени, чтобы хорошо оценить дом Артузовых. Комната была просторная, но темновата. Хозяева создали интерьер из того, что оставили во время революции, уехавшие или трагически погибшие аристократы и промышленники. Каждый элемент в отдельности можно было бы назвать красивым, но общий вид казался перегруженным, томящим глаза хаосом.

   - Вы – верующий? - наконец прервал тишину Артур.

   - Вера помогает поддерживать внутреннее спокойствие, а я считаю его одним из самых важных ценностей, - объяснил князь.

   - Вы – православный или принадлежите к другой религиозной общине?

   - С детства я был воспитан в соответствии с православными традициями, поэтому и сейчас стараюсь им следовать.

   - Вы – действительно умный и образованный человек, и верите в Бога? Ведь его нет, это лишь выдумка церкви, чтобы покорить народ! – в голосе Артузова зазвучали ноты энтузиазма.

   - Как пишет в своих произведениях Карл Маркс? - улыбнулся Давид.

   - Вы читали Карла Маркса? - искренне удивился Артур.

   - Я много читаю. Знание является ключом ко всему. Я считаю, что человек должен интересоваться многими вещами. Только не надо слепо верить всему, несмотря на то, что это – Библия, Коран или, в конце концов, "Капитал". Каждую мысль стоит внимательно рассмотреть собственным разумом, - дружеским тоном выразил своё мнение Корнеев и спросил собеседника: - Кстати, Артур Христианович, чем Вы занимались до революции?

   - Я работал инженером-проектировщиком в металлургическом бюро.

   - Почему же Вы оставили эту профессию?

   - Приближалась революция, и я должен был вступить в ряды рабочего народа в борьбе против угнетателей.

   - Вы спонтанно присоединились к большевикам, или в прошлом принимали участие в деятельности революционеров?

   - Ещё подростком я распространял запрещённую царским правительством прессу. Так что, я участвую в революционной борьбе с самого раннего возраста, - с гордостью говорил Артур.

   - Вы ещё достаточно молоды, - тихо сказал князь и спросил: - У Вас есть ещё вопросы?

   - Более нет... - Артузов почувствовал себя в глубоком цейтноте и решил, что на этот день действительно довольно: - Спасибо, Давид Алексеевич, за ответы и высказанное мнение. Извините меня за напрасно потраченное время!

   - Самое главное, что разговор был Вам полезен, - ответил Корнеев.

   Поднявшись с кресла, князь надел пальто, взял шляпу, ещё раз поблагодарил Лидию Дмитриевну за приятную беседу и вкусный чай, и, попрощавшись с хозяевами, вышел. Сразу после ухода гостя Артур Христианович бросился к телефону, но услышал в трубке абсолютную тишину.

   - Лидия, что с нашим телефоном? - воскликнул Артузов.

   - Я не знаю, милый, он не работает с утра. Я спрашивала у Оли и Светы, у них то же самое. По-видимому, во всём районе нет связи.

   - Вот чёрт! - прозвучал крик.

   - Кто? - удивилась госпожа Артузова.

   - Он, - проворчал Артур.