Престольные праздники русской глубинки

Нина Вакулова
Престольные праздники в русской глубинке ; это  что- то!  Словами передать, трудно ! Это надо видеть ! Я попробую рассказать…
К праздникам, хозяйки начинают готовиться  задолго до их начала. В- первую очередь готовят- солод. Рожь  размачивают и рассыпают в тёплом  месте  на ткань, сверху накрывают также влажной тканью. Там она лежит, до тех пор, пока не прорастёт ; при этом  её надо всё время перемешивать. Не дай бог задохнётся или появится плесень ! Как рожь прорастёт, её начинают сушить и  перемалывают на жерновах. Получается  тёмно – коричневая сладкая, крупного помола мука. Из неё варят сусло.  Получается  по цвету как кофе, густой, тягучий и сладкий. Теперь его отцеживают от гущи и переливают в бочонок, литров так на сорок. В бочонке в верхней крышке отверстие  для пробки.                Сусло слили в бочонок, положили нужное количество хмеля и деревянную пробку забивают накрепко, чтоб  не сорвало ; ставят выхаживаться.                Пиво считай готово ! Такого пива, ни в каких,  магазинах и ресторанах не купишь. Так же его ещё приготавливают из ячменя.
Из оставшейся гущи приготавливают квас.                Квасник- это бочка ведер так на десять, на ножках. С боку бочки, у самого днища, отверстие с деревянной пробкой. На дно квасника стелют ржаную солому, по кругу всей бочки,  тоже устанавливается солома. Гуща  оставшаяся  от сусла, выкладывается в квасник, сверху закрывается соломой.  Заливают горячей водой, ведра два, закрывают сверху тканью и оставляют на несколько дней. Как квас готов, открывают пробку, и оттуда льётся квас, густой, ядрёный. Это всё готовит хозяйка.                А хозяин  готовит самогон!
В нашей местности самогон делали  из мороженого картофеля. Не из   зерна, где ж его взять!?            Что- бы получилось ведро самогона, надо поставить барду ведер так двадцать. Барду растворяют в дощане, это род деревянной бочки….                Однажды Василий  затворил самогон в бане, а тут опер – уполномоченный и нагрянул перед праздниками с проверкой.  Василий взял несколько дубовых веников и листвой засыпал, поверх барды. Опер спрашивает :-«  Что у тебя в этой бочке ? Так кожи вот поставил дубить ». Опер закатал рукава и в бочку полез :-«  Какие кожи, они у тебя, что с платок!? Кого провести захотел!? Выливай , давай!»Тебе надо, ты и выливай :- отвечает Василий. Опер сначала ведром вычерпывал, а затем  поднатужился и опрокинул бочку..                По бане пошёл крепкий дух ещё не выходившего  самогона. Сердце у Василия не выдержало !              Он схватил трубу и погнал милиционера по картофельному полю. Тот бежит и кричит :-«  Брось трубу Василий, заработаешь себе пятнадцать суток . » Василий враз одумался, трубу бросил, плюнул и ушёл в дом. Думал, и правда накажут, но ничего обошлось.                Если всех наказывать, то тут, все деревни за самогоноварение нужно привлекать.                Кто в колхозе работать будет !? После этого случая Василий всё думал ;как же сделать так, что- бы  впредь такого больше не случалось, тут и до греха не далеко.                Наконец придумал !                Снял в бане полы. Выкопал глубокую яму, в неё поставил  большую бочку. Полы настелил с наклоном и вырезал отверстие как раз, посредине, где бочка.  Затворил барду  к престольному празднованию « Казанской божьей матери» и стал ждать..                Опер тут как тут, приехал, и прямиком в баню : -«  Ага, снова закон нарушаешь!? Снова барду поставил!? Конечно  поставил! Праздник скоро, сам знаешь!   Негоже от народа отрываться. Ну, извини дорогой, придётся тебе и в этот раз праздновать его на сухую. »       И , зная, что Василий сам выливать не будет ; принялся вёдрами лить барду на пол, а потом опрокинул и всю бочку. Сел на свой велосипед и довольный собой укатил. Василий подождал , вдруг вернётся, побежал в баню, поднял полы, ага, всё было так – как он и задумал, барда была на месте !                Праздник у Василия удался, самогон был лучше прежнего!!
Пиво готово ! Квас получился на славу ! Наступил праздничный день.                К обеду стали собираться гости…                В те времена семьи были большие, гостей собиралось много.  Столы ломятся от закусок, закусочек. Чего тут только нет!? Высятся горкой румяные пироги, расстегаи, рыбники. Белыми звёздочками жира стынет холодец. Дымится тушёная говядина, переложенная хреном. Рядом примостилась щука под соусом. Посередине стола, на большом блюде жареный гусь. Тут же рыжики солёные в сметане. Белые грузди, пересыпанные луком кольцами и с постным маслом. Исходит жиром и переливается перламутровым блеском селёдочка, со сметаной и яблоками. Всего не перечесть. К таким праздникам люди готовились, чуть ли не целый год.
Гости расселись за столом. Подали суп из гусиных  потрохов. Затем рассыпчатый  картофель с маслом и укропом. Гости едят и пьют, так же, как работают.                У каждого на коленях полотенце вышитое красными петухами, гости то и дело вытирают ими раскрасневшиеся лица. Наконец - то насытившись, выходят на улицу.                Слышно как где- то заливисто играет гармоника. Хозяин тоже принёс свою любимую «тальянку» и началось веселье. Сначала спели всеми любимую «По диким степям Забайкалья».                Затем «Каким ты был, таким остался». Кто - то закричал, давай, «Семёновну»!  И зазвучал перепляс :- «Ой Семёновна, тебя поют везде, а молодой Семён, да утонул, в воде. Ой Семёновна, с горы катилася, а юбка в клеточку, заворотилася». Напелись, наплясались, снова за стол.                После пятого захода, решили пойти на «пятачок». Это в центре деревни, участок земли огорожен по квадрату лавками. Народу там собралось почти вся деревня. Кто успел  сидят на лавках, гармонист посередине. Остальные толпятся позади. Ребятня  вертится под ногами. Подвыпившие , как следует мужички, кто стоять уж не может  прилегли тут же под забором.                Народ веселится, танцует ! Девушки по двое – трое и больше, ходят по деревне взад и  вперёд, за ними ребята, они гуляют с гармониками. Иногда парни и девушки, собираются у чьего – то  крыльца и здесь начинаются различные танцы. Большей частью ребята пляшут «русского», под частушки :- «Пойду плясать, дома нечего кусать, сухари да корки, на ногах опорки»                Частушек поют много  разнообразных. А на « пятачке», веселье идёт полным ходом. Вот в круг выходит лучшая в деревне плясунья и песеница .. Топнула ногой ; давай «страдание», гармонист раздвинул мехи гармошки  и ноги у всех сами пустились в пляс. Так могут играть, только в деревнях!! «Какой сюртук, какие брюки у милого моего. Он возьмёт гармошку в руки, всё б смотрела на него»- запела частушку  плясунья. К ней вышла не менее известная в переплясе подруга и запела :- «Супостатка нарядилась, в беленьком платочке. Перед  дролей вертится, как змея на кочке». И пошло! Бабы не выдерживают, бегут в круг и вот пляшут все. Одного гармониста мало, в сторонке играет ещё и ещё. Веселится народ! Вот уж все порядком подустали.                Не пора ли по домам!? В углу у забора, наконец-то пришёл в себя, сильно подвыпивший мужичок, решил показать свою удаль.  Выломал кол из забора и с криками «убью», пошёл на толпу. Размахнулся колом, но тут- же потерял равновесие, упал и снова заснул..                Народ стал расходиться по домам. У каждого дома ещё долго шло веселье. Пели любимые песни, плясали.
Наконец- то в деревне все успокоились. Наступила тишина. Изредка её нарушали крики, всеми позабытого, пьяненького мужика, который в темноте, не мог отыскать свой дом и ломился , ко всем подряд.                На второй день празднества заканчивались. Гости расходились по домам. Хозяева измучившись, приходили в себя.                И снова на поля, Работа в деревне ждать не будет !