О законах пионеров и временах нынешних

Ирина Кузина-Анащенкова
На днях в одном из эстонских учебных заведений, где я преподаю, проходили предзащиты дипломных проектов. Темой одного из них был анализ деятельности некоммерческой организации, занимающейся работой с молодёжью. В том числе, проведением различных мероприятий, например, дискотек, ставящих своей целью, ни много ни мало,  повышение культурного уровня поколения подрастающего.
Не вполне ясно представляя себе, каким образом могут быть увязаны друг с другом дискотека и повышение уровня культурного, я попросила студента, возглавляющего данную организацию, растолковать мне это. Он пояснил, что приглашая ребят на танцы, он и его коллеги обращаются к подросткам с просьбой, ознакомиться с правилами поведения, которые те обязаны соблюдать в порядке неукоснительном. Девочкам и мальчикам запрещено приходить на дискотеку в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, им рассказывают о том, что они должны мыться, идя в люди, стараться не то чтобы быть вежливыми, но хотя бы матом не разговаривать слишком громко и много другое.
Слушая студента, я мысленно перенеслась в год 1982, когда вместе со своими одноклассниками ходила на экскурсию в музей Николая Островского в Москве, часть экспозиции которого тогда была посвящена пионерскому движению. Среди множества экспонатов, рассказывающих о рождении Всесоюзной пионерской организации, были и черновики, написанные рукой Надежды Константиновны Крупской, будущих законов юных пионеров. Помню, как мы хохотали, читая, чему надо было научиться, чтобы стать достойным высокого звания пионера. И стоять ровно, не горбясь, и руки в карманах не держать, и зубы по утрам чистить, и много, много ещё чего. Нам, советским детям, жившим в конце столетия двадцатого, всё это казалось веком пещерным, дикостью и сущим анекдотом.
И вот на дворе век двадцать первый… Почти сто лет прошло с того момента, когда писались законы для пионеров юных … Но, как выясняется, правила, разработанные тогда, и, казалось бы безнадёжно устаревшие, вновь актуальны. И снова надо объяснять девочкам и мальчикам истины прописные.
Колесо истории не повернулось, а провернулось вхолостую. Всё надо начинать вновь, заново. Страшно – хоть криком кричи.