Парад ветеранов в Иерусалиме как бы ремейк

Леонид Словин
            
Вместо предисловия. Сегодня 9 мая 2013 года я трагически опоздал на него. Желание увидеть московский парад, аптека, кардиограмма, колени... И вот! Когда я приехал на Кинг Джордж, площадь была пуста. Несколько столов, покрытых белым. Возвращающийся корреспондент Сергей Ауслендер. Он-то и сказал мне, чтог я опоздал. Где-то далеко еще слышались звуки духового оркестра...

  Возвращение к этой миниатюре - дань памяти ветеранам... 
          
            По  религиозному календарю, являющемуся официальным календарем, на 9 мая 2011 года пришелся  День памяти погибших воинов и жертв террора. С заходом солнца он плавно перетек в День Независимости – годовщину провозглашения государства Израиль.
         
 Парад ветеранов Великой отечественной войны состоялся 11 мая.

           В центре израильской столицы - на Кинг Джордж, улице Короля Георга V , в  небольшом сквере, отгороженном от остальной части пешеходного пространства,   с раннего утра  начали собираться ветераны Второй мировой. Металлоискатели  у входа не поставили, но несколько пограничников внешне благожелательно и  неназойливо привычно досматривали содержимое сумок и рюкзаков у подходивших.

День обещал быть умеренно жарким, тем не менее прямо у входа раздавали легкие бейсболки и бутылочки с минеральной водой, а заодно и бело-голубые  флажки -  уменьшенные копии государственного флага.  Тут же, чуть поодаль, на подхвате, уже дежурил амбуланс «скорой помощи» - « маген давид адом».

             Ветераны все прибывали –  мужчины и женщины - празднично одетые, отмеченные многоцветьем   орденов, значков и медалей  несуществующей страны, по призыву которой их поколение шестдесят пять лет назад принесло на алтарь отечества все, что у него было, в том числе свои молодые жизни.

Этим, сегодняшним, в сквере на Кинг Джордж, повезло, они остались живы и собрались здесь - из  Петах-Тиквы, Реховота, Тель-Авива… Входя в сквер сходу включались в поиски бывших земляков, друзей и знакомых по прошлой жизни, по прошлым парадам… Некоторые пришли со внуками и даже правнуками. Постепенно сквер заполнился, в нем находилось уже несколько сот человек.

Суетились фотокорреспонденты ,   создавали  впечатляющие сюжеты связи поколений. Щелкали затворы кинокамер,  просто мобильников. Особым успехом пользовались те, кто пришел в сохранившейся советской военной форме, в головных уборах отдельных родов войск – бескозырках, шлемах.

         К одиннадцати часам, когда стало припекать, началось построение. Худощавый  подполковник на правах командующего парадом несколько раз безуспешно предложил «разобраться по восемь в ряд». В конце концов удалось навести относительный порядок.

В первых рядах колонны заняли места наиболее именитые ветераны с министром абсорбции Израиля Софьей Ландвер во главе. Впереди появился духовой оркестр, сверкнули на солнце трубы. Дирижер взмахнул рукой!

           Знакомые с детства, щемящие звуки довоенных советских маршей взмыли над перекрестком Короля Георга Пятого и Гилель в самом центре Вечного Города! Пронзительные мелодии, за которыми из глубины памяти потянулись слова, тысячу раз повторенные, казенные,   дорогие до слез! 

        «Все выше и выше и выше стремим мы полет наших птиц …»

        И сразу  же вслед другие, тоже родные мелодии,  рожденные уже  во время войны. Волнующие до мурашек по коже… «Под этот вальс осенним днем ходи-и-ли мы на круг, под этот вальс осенним днем люби-и-ли мы подруг…»

         Колонна качнулась, под барабанную дробь  с оркестром во главе и амбулансом скорой помощи в арьергарде  медленно начала движение.

          Полиция перекрыла перекресток. Прохожие на тротуарах остановились, из офисов выбегали люди, чтобы увидеть необычное шествие.   

           Я представил себе нас их глазами.  Старички и старушки  - многим сильно за восемьдесят… Что за  металлические побрякушки у нас на одежде?! Да еще в таких количествах!

 В Израиле нет ничего подобного!  И, вообще, кто мы ? Что они знают о нас? О наших убитых, о наших попавших в плен, сгинувших в сталинских лагерях?! Что им наша скорбная оркестровая медь? Они бы еще что-то поняли, если бы мы шли  в День памяти павших воинов! Но сегодня?!         

         На тротуарах начали аплодировать.

        «Браво!» Кто-то улыбался, не понимая, что происходит.

        Я шел сбоку от колонны. Я не ветеран.  Когда началась война, мне было десять лет.

        На парад ветеранов я прихожу, чтобы выплакаться. Как и они. Помянуть светлой слезой то время, наши мечты, нашу молодость, которая уже никогда не вернется.…

       Тревожная барабанная дробь, Щемящая душу мелодия. Забытые  слова.

       « … И в каждом пропеллере дышит спокойствие наших границ!»

        Каких границ?! Где они сегодня и где мы?

        Старики на неверных ногах, медленно бредущие по Гилель, бренча заслуженными  наградами с четко отчеканенным профилем чудовища, чьи руки были по локоть в крови. Кем они чувствуют себя сегодня? Победителями могущественного третьего рейха? Героями, освободившими мир от коричневой сволочи? Репатриантами в новой для них стране? А может как раз об этом они  не задумываются?!

         Солнечный день. Щемящая медь оркестра.

         Воспоминания.

         Несведущие в наших делах, радующиеся, как дети, израильтяне на тротуарах…         

         Что нам осталось.