Что такое киносценарий, или Страсти по прокладкам

Алексей Курганов
Одна из главных бед нашего сегодняшнего кинематографа – огромный дефицит, если не отсутствие,  профессиональных сценаристов и, соответственно, профессионально написанных сценариев. Приходится говорить прописные истины, но без этого, как вижу, не обойтись: сценарий – это вид драматургии ( в нашем случае –кинодраматургии), а драматургия, как и всякий литературный жанр, имеет свои законы построения, как то: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Кроме того, хочу уточнить, что профессионализм сценария включает в себя не только грамотный литературный язык и грамотное построение сюжета (с этим-то всё более-менее в порядке), а понятную зрителю ИДЕЮ замысла фильма. В свою очередь эта «понятность» означает доступность понимания, и вот здесь-то как раз сегодня огромные проблемы. Контрпример: сегодня по Пятому каналу показывали всем знакомый и не один десяток раз демонстрировавшийся сериал «Большая перемена». Да, наивно, да, местами смешно и даже надуманно, но зато есть главное, что всегда выгодно отличало и отличает фильмы советского производства от сегодняшних: НРАВСТВЕННАЯ ЧИСТОТА, ДОСТУПНОСТЬ (или, если хотите, ПОНИМАЕМОСТЬ) ТЕМЫ, отсутствие пошлости и «чернухи», которые всегда были чужды именно  н а ш е м у, российскому зрителю. И наоборот: кому сегодня нужны эти бесконечные, изготавливаемые чуть ли не конвеерным способом боевики, главной идеей которых являются показы бандитских разборок, гор трупов, вёдер крови и сцен случек, которые даже как-то и не хочется называть сценами физической близости между мужчиной и женщиной.
И вот какой парадокс: сегодняшние кинематографисты уже не пытаются наклеить на ту же «Перемену» ярлык «отстоя» (что толку наклеивать, если зритель всё равно смотрит?), и уже не пытается назвать шедевром ту же «Школу», снятую экстравагантной девицей с непонятной то ли древнеримской, то ли древнегерманской фамилией, и принадлежащую к московской «золотой молодёжи» (читай: никчемной, но зато очень много и совершенно необоснованно о себе понимающей). Нет, понятно, что сейчас совсем другие времена, но почему сегодняшние кинодеятели уверены, что изменились и нравственные ориентиры и моральные критерии? Может быть, потому, что они сами  - выходцы из этой самой, живущей в нравственном вакууме «золотой молодёжи»?
И что не только обидно, а просто-таки кощунственно, что немалая часть этих «кинотворений» ради проталкивания на кино- и телеэкраны «красится» (да-да, именно этот полууголовный термин здесь, пожалуй, наиболее уместен) под тему Великой Отечественной войны, и именно эти откровенно дешёвые «стрелялки» нам пытаются представить образцами сегодняшнего патриотического воспитания подрастающего поколения! Зато сколько здесь самонадеянности и веры в собственную непогрешимость! Словно о таких вот «кинотворцах» сказал один из моих любимых испанских поэтов 16 века Франсиско Гомес де Кеведо:

...Ты видишь, как венец его искрится,
Как, ослепляя, рдеет багряница?
Так знай, внутри он – только прах смердящий...

А после «Большой перемены» прошла реклама женских прокладок «Олвейс». Её сейчас усиленно крутят по всем телеканалам, так что вы наверняка видели: команда молодых, жизнерадостных девиц на шпильках и в экстравагантных одеяниях, подхватив под микитки (сиречь, подмышки) одну грустную девушку, пытается убедить её, что эти самые «олвейс» - это именно то самое, что ей сейчас жизненно необходимо.  Девица оказывается доверчивой, грусть с её лица исчезает, девица радостно хохочет, собирается немедленно эту затычку, пардон, прокладку примерить, и для этого  жизнерадостным  рывком сдёргивает через голову свою блузку. Нет, я прекрасно понимаю, что именно без этого сорта прокладок – жизнь не жизнь, хоть в петлю лезь,  но хоть убейте, никак не могу понять – при чём тут эта блузка? Зачем её снимать? Девица эту интимную часть женского туалета через голову собирается надевать? Хотя взрослая вроде бы барышня, уже должна и без мамки разбираться что, как , куда и на какое место… Вот так и живём. Всё через голову и мимо мозгов. Почему я вспомнил именно этот ролик? Да потому что его сценарист – вовсе не сценарист, а вот эта самая прокладка. На другую роль он, похоже, и не способен… И сколько таких…

И уж совсем под занавес. Раневская сказала: «Сняться в плохом фильме - все равно, что плюнуть в вечность.». На мой взгляд, СНЯТЬ плохой фильм – это ПЛЕВОК не менее смачный.