Бабка Тамара

Вячеслав Суханов
Немудреная жизнь старой женщины, которой в мае этого года исполнилось 83 года, думаю, никого не сможет оставить равнодушным. На фоне ее бед и радостей наши современные заботы кажутся убогими, далекими от той жизни, которой жил и живет простой народ. Который за нас воевал, который растил детей, строил, пахал и в итоге получил в благодарность от государства  пенсию в четыре с половиной тысячи рублей...
Историю женщины из обычной русской деревни Бревново, пережившей войну, родившей и вырастившей восемь детей, я и хочу здесь рассказать. Зовут ее Тамара Васильевна Закревская...

ДО КОЛХОЗА МЫ ЖИЛИ ЛУЧШЕ...
- Тамара Васильевна, в каком году вы родились?
- В 1925-м.
- В какой деревне?
- В Бревнове.
- А семья большая была?
- Семья была четыре человека: брат мой, Василий, погибший потом на фронте, я, мама, Ирина Семеновна, и отец, Василий Иванович. А фамилия наша была Елизаровы.
- Кем были ваши родители?
- До коллективизации были частниками. У нас была своя усадьба, а в 1932 году организовался колхоз. А за год - в 1931 году - мы сгорели. Четыре соседних дома сгорело. Начисто. Ничего не спасли, мама вынесла утюг, а отец - самовар. И все. А тут коллективизация, и мы вошли в колхоз.
- А до колхоза лучше жили или хуже?
- Да неужели?! Было две коровы, лошадь, овец было много, а потом все сдали в колхоз...
- То есть, родители в колхоз не очень хотели идти?
- Ну как же, они сами колхоз организовывали!
- Так отец был коммунистом?!
- Отец был коммунистом, а потом и мать затащил в КОММУНИЗМ. Мама была партейная до конца, она заслуженный председатель колхоза.
- А отец председателем не был...
- Отец не был. Он был лесником, волков по лесу стрелял. Очень много волков ходило.
- А Красноармейского артиллерийского полигона тогда еще не было?
- Он только начинался, а ничего не было - ни стрельбы, ничего. Только слухи шли, что будет полигон. А строить его начали году в 35-м году, а уж в 41-м попали в кобылинский дом, к Виктору Михееву. 
- В какую школу вы ходили и где?
- Школа сельская, четыре класса. На краю деревни - там, где егерь сейчас живет. Тут и ясли были, тут и школа.
- То есть деревня была большая, раз школа была?
- 19 или 20 домов. А школу эту выстроили всем миром - деревнями Новоселки, Кобылино, Бревново. И молочный завод был - тоже построенный тремя деревнями. Я даже шесть месяцев там отработала - в войну. И в санатории им. Загорского успела девчонкой поработать за паспорт. С колхозным-то паспортом никуда не принимали.
- Это где же такой санаторий был?
- А в МООСО. Какая красота была, какие веранды! Какие туберкулезные лежали! Здесь туберкулезные лежали ходячие, бродячие, гулящие, а вот там, где сейчас лагерь "Экран", там лежали тяжелобольные, там умирали.
- Начальники лечились или всякий народ?
- Путевка туда стоила 900 рублей на месяц. Это очень дорого.
- Ваша учеба, как я понимаю, не завершилась четырьмя классами?
- В пятый класс мы пошли учиться уже в Загорск, с Дусей Кузнецовой. Царство ей Небесное, три года как она уже умерла (Тамара Васильевна крестится). Все подруги умерли, одна я только осталась со всей округи...
- Как проходили ваши детство и юность?
- Да какая юность?! В бедноте, в нищете и хуже быть нельзя.
- То есть в колхозе было плохо. А батю своего не ругали, что он затащил семью в колхоз?
- А тогда всех организовали... А вот в войну мы жили - горя не видели. Мать председателем колхоза была. В 42-м году взяли у нас председателя-мужчину на фронт, так до 45-го года она и была, а в феврале-месяце умерла.
- А отчего?
- В колхозный птичник залезли солдаты пленные, кур искали. Она приняла все близко к сердцу и умерла.
- Это немцы пленные что ли были?
- Нет, не немцы, а наши - те, которых из плена немецкого вызволили. Их тут расселяли, а есть не давали. Их здесь много жило - в Алексееве. Лазали, бегали, воровали. Да как воровали-то - в дома залезали!
- Семьи в те годы большие были? Сколько детей?
- Семьи были большие у всех, но они все повымерли - и дети умирали. А так и по десять человек детей было, и по двенадцать, и по тринадцать.
- А почему умирали?
- А чем лечить-то?! Раньше только бабки лечили. А сколько от тифа-то погибло!
- Это в какие же годы было?
- Вот все в 30-е... Ой, как тиф-то валил. Я хоть маленькая была, а помню.
- А где располагалась ближайшая к вам больница?
- В Загорске, по Кировской улице. Я там 56 дней отлежала с желтухой. Инфекционная желтуха затяжного характера...

ВОЙНА, ТРУДФРОНТ, ЗАМУЖЕСТВО...
- Как вы женились?
- Мы в 45-м году с дедом сошлись.
- А он откуда?
- Из Томска. ЗОМЗ эвакуировался в Томск, а потом обратно.
- А муж ваш как попал на ЗОМЗ?
- Он был парашютистом, его с самолета скидывали. Тут оказалось, что у него больной желудок, и его комиссовали. Шесть месяцев он лечился, и потом его взяли в Томске пожарником на ЗОМЗ, а после с заводом он и приехал в Загорск. Вместе с ним приехала и его сестра, мать ей сказала: "Клава, поезжай с Шуриком, иначе он погибнет - умрет. Ему нужна диета, его нужно кормить". Вот так они вдвоем и приехали. Обратно Клава уехала только в 47-м году, когда у меня уже Галя и Таня родились.
- И как же вы познакомились с Шуриком, вашим будущим мужем?
- А у ЗОМЗА рядом с нашей деревней было подсобное хозяйство. Начальник заводской пожарной охраны приехал в райисполком: "Где б нам взять земельки?" А там ему сказали: "Езжайте в Бревново, там бабий колхоз, и земли там много". Он и приехал, высокий хохол. Мама свела его на поле и сказала: "Вот ваша земля. Сколько надо, столько и берите".
Приехало их четыре человека. На Анне Тихоновне один женился, другой вот на мне женился, третий был кривой - уехал. Вот так Александр Петрович узрел, увидел меня и стал ходить, стал похаживать. Потом женились, дом отстроили. А в 54-м году я уже была заведующей фермой. У нас было тридцать коров, меня даже наградили шифоном немецким, отрезом. Только открылся Гагаринский дворец в Загорске. Там нам с Лариской Фокиной из Лозы и вручали эти подарки. Мы с ней рядом на награждении стояли. Ей первой вручили, мне - второй.
- А во время войны вас, говорят, забирали на трудовой фронт, окопы копать...
- Ой, сказать даже не знаю, где мы были! Где-то под Дмитровом. Канал Москва-Волга. Ничего выкопать мы не успели. Самолеты летят, танки едут. Отступает пехота. Как только отступят, взорвут мост. И их начальники нас спрашивают: "Девчонки, куда вы едете?" "Мы едем окопы рыть". А нас пять человек девчонок. И еще с нами лошадь, мы сами на ней едем и корм для нее везем. Нас в пехоту впихнули, и мы с ними поехали и доехали до Талдома.
- А где же ночевали?
- Нигде. 41-й год-то холодный был, ужас, но по дороге домой нас нигде не принимали: "Вы коммунисты, вы враги народа, мы немца ждем, мы голодные сидим". Вот так-то...
- И на этом фронт для вас закончился...
- Нет. Мы только приехали оттуда, и нас сразу отправили за Смену, деревня Слабнево, лес валить. Мы его не пилили, только валили, чтобы немец не прошел на танках. Немец-то к Москве идет, уже к Зеленограду подходит. Две с половиной недели мы там были ...
Восемнадцатого декабря немца отогнали от Москвы, и нас сразу отпустили домой. Приехали, а в дом нас родители не пустили. Баню натопили - и всех в баню. Мы приехали вот с такими вшами (Тамара Васильевна показала, с какими).
А было мне тогда всего шестнадцать лет...
- А после войны где вы работали?
- В колхозе. У меня 13 лет колхозного стажа, а после нас передали в Птицеград, в совхоз. 
У меня 10 медалей - пять за войну, одна  - "Ветеран труда", а остальные - за детей. Еще две почетные грамоты за два срока в депутатах сельсовета.
- А муж где работал?
- Он как пришел, его попросили бригадиром работать в нашем колхозе. С бабами работал. Парники строили, капусту сеяли. А в 48-м году собрание собрали и выбрали его председателем колхоза. Он в том же году нам первым из окрестных деревень провел свет, зажег лампочку Ильича. А в Кобылине три года электричество не давали, вот они мучились...

КОГДА В СТРАНЕ НАЧАЛОСЬ БЕШЕНСТВО...
- Жили вы хорошо, родили много детей. КСТАТИ, сколько их у вас?
- Восемь, пять дочерей и трое сыновей. Самая старшая Галя родилась в 45-м году,  Татьяна - в 46-м году,  Саша родился в Егорьев день в 50-м году, Валя - в 51-м году,  Юра - в 54-м году, Ира - в 55-м году, Володька - в 56-м году, а Наталья, самая молодая из моих детей, родилась в 59-м году.
- Как же ваши дети устроились в жизни?
- Галина работала в Лозе, на подшипниковом заводе, затем в гараже в КРЭПе. Татьяна сначала работала вместе с Галей, затем вышла замуж и уехала в Казахстан. Саша отслужил в армии и работает строителем в Москве. Валентина работает на заводе в Долгопрудном. Юрий - тоже строитель всю жизнь. Ира работает кассиром в банке "Возрождение". Володя служил в охране в Загорском следственном изоляторе. Наталья работает на авиационном заводе в Жуковском. И у  всех семьи и дети.
- Тяжело было прокормить такую ораву ребятишек?
- Ну а как же! По двадцать литров молока налью и пять рублей в руки и иду до Загорска пешком. На рынок торговать.
- Мне тут посчитали, что родственников у вас с детьми, женами, мужьями, внуками и правнуками набирается 54 человека. Это правда?
- У меня одиннадцать внуков и тринадцать правнуков.
- Часто ли собираетесь вместе?
- Каждый выходной.
- Хватает ли стола, чтобы всех усадить?
- Надставляем, приносим.
- Хорошо иметь много родни?
- Сейчас уж наша родня вся умерла. Раньше-то, знаешь, как на Троицу-то шли. Весь город шел в Кобылино гулять.
- У вас там тоже родня была?
- А как же, у меня же мама родом из Кобылина.
- А отец откуда?
- А отец бревновский.
- Тамара Васильевна, а почему сейчас молодые меньше рожают?
- Почему? Так детей надо кормить, поить...
- Выходит, что раньше люди лучше жили?
- А тогда, знаешь, все было как-то вместе - жили, друг дружку кормили. Вот сейчас родился один ребенок - ходят вокруг него, бродят, ищут. Сто человек подле него. Даже бабки приезжают на помощь, за дитем ходить! А раньше чугун картошки наварил, кусок хлеба нарезал - и все наелись. Родила я Галю - немножко отец мой с ней посидел, он в 57-м умер. Татьяна родилась - уж они как-то две вместе играли. А потом Сашка родился. Так они друг друга и растили...
- А одежды нужно было сколько - восьмерых-то одеть...
- В школе мне никогда никто не помог. Только говорили: "Отец пьет, а дети ходят как у директора школы". Дети у меня ходили чистенькие, опрятненькие - всех я одевала, обувала.
- Так что же надо сделать, чтобы русских становилось все больше?
- Подумай. Вот Оля сейчас родила и Лена родила (это внучки Тамары Васильевны - прим. автора) - все, они завязали на этом. Потому что тяжело растить.
- Денег не хватает?
- Денег хватает, но в детский садик не попадешь. Вот Люба сейчас (жена Александра, сына Тамары Васильевны - прим. автора) ушла с основной работы, пошла в садик работать поваром, только потому, что внука три года в садик не брали. Три года!
- Помогают ли вам власти?
- Мне сроду не помогали. Никогда. Правда, один раз учительница Тане пальто купила.
- В собес тоже ни разу не ходили?
- Ходила один раз, но не в собес, а в дом напротив ресторана (задумалась, вспоминая название)...
- "Золотое кольцо"?
- Да. Я пошла. У меня пенсия была 76 рублей, а потом у меня отрезали, оставили 52 рубля...
- Это какие годы?
- Да когда началось БЕШЕНСТВО. Я и пошла туда, присела, рассказала, что живу в деревне, денег не хватает.
- А сколько у вас детей? - спрашивают.
- Восемь, - отвечаю.
- Пусть вам дети и помогают! А сюда можете приходить завтракать и обедать. У нас музыка играет.
Я встала и говорю: "Тьфу ты, старый черт, я за 12 километров еще к тебе пойду за тарелкой супа?!" И никогда я там больше не была и двери не открывала...


- В какие годы жилось лучше?
- Лучшие для меня вот эти года. Пенсию мне прибавили. У меня она сейчас четыре пятьсот.
- То есть, лучше стало?
- Ну неужели?!  Громов мне прибавил пенсию, за 80 лет мне два раза прибавили. Спасибо им.
- А дети помогают?
- Конечно.
- А какие времена и вспоминать не хочется?
- Вот 30-е годы. Самые тяжелые. Это не придумать, какие тяжелые! Хлеба досыта не ели. Соли не было...
- И последний вопрос. Тамара Васильевна, вы прожили долгую жизнь - целых 83 года, родили восьмерых детей. У вас куча внуков, правнуков. Как вы считаете, свои годы вы прожили не хуже других?
- Все в ровном счете...