Мой счастливый 33-й номер...

Вячеслав Суханов
Мы приготовили нашим читателям приятный сюрприз. Сегодня в гостях у журнала "КСТАТИ" легендарный  танцовщик, народный артист СССР, а ныне депутат Московской областной думы, куратор Сергиево-Посадского района от фракции "Единая Россия" Вячеслав Гордеев.

Училище для особо одаренных детей
- Вячеслав Михайлович, вы - москвич?
- Да, я родился в 1948 году в Москве. И живу здесь до сих пор, чем и счастлив. Хотя довелось мне проехать практически все страны мира и побывать во множестве городов, больше всех мне нравится Москва. Я - патриот своего города и страны.
- А как начался ваш путь в балет?
- Пошел в среднюю школу, закончил пять классов, и тут моей маме захотелось отправить меня в Суворовское музыкальное училище. Быть военным тогда было модно. А так как учился я хорошо (у меня была всего одна четверка), был достаточно спортивным мальчишкой, к тому же занимался на аккордеоне, то меня туда приняли. Но так неудачно для этого Суворовского училища сложилось, что однажды я шел по Пушечной улице, на которой в то время находилось старое хореографическое училище, и увидел объявление, что осуществляется набор особо одаренных детей на 6-летние хореографические курсы. А я как раз до Суворовского училища занимался в хореографической студии при клубе "Красный Октябрь", и мне все это нравилось. Я стал просить маму разрешить мне попробовать туда поступить, потому что военная служба, говоря откровенно, меня не привлекала. Мама разрешила.
Из шестисот желающих было принято всего трое, и одним из этих троих был я.
- А дальше?
- А дальше все пошло по нарастающей. Так как я человек амбициозный, то всегда хотел быть лучше всех. Не в смысле карьеры и зарабатывания денег, а в творческом плане. И те цели, которые я ставил перед собой, я их всегда добивался.
- В каком году вы пришли в Большой театр?
- В 1968-м, в двадцатилетнем возрасте. Хотя у меня были  и другие "завлекательные" в материальном плане и творческом плане предложения. Вы помните, что средняя зарплата в те годы была рублей 120-150, а в кардибалете Большого театра платили всего 98 рублей. А вот в театре Станиславского и Немировича-Данченко мне предложили сразу 250 рублей. В группе солистов "Молодой балет", возглавляемой легендарным Игорем Моисеевым, мне посулили еще больше - 275 рублей. Но я хотел попасть в Большой театр. И даже, зная, что у меня целых три предложения, когда пришел на распределение при выпуске из училища, то чуть не потерял сознание - так волновался...

Я станцевал весь репертуар Большого театра
- Характер у вас, пишут, был сложный...
- У нас в театре выпускалась многотиражка, которая так и называлась "Большой театр". И молодые, которые приходят в театр, обязаны разносить ее артистам по комнатам. Ну, и когда очередь дошла до меня, а я был молодой, наглый, амбициозный (смеется) - и человеку, который мне приказал ее разнести - председателю месткома театра - заявил: "Я в Большой театр пришел не затем, чтобы газеты разносить!" Тем самым сразу испортил отношения с месткомом, от которого, КСТАТИ, зависело получение жилья, а я был бесквартирный и к тому моменту сменил уже 18 частных квартир, где приходилось соседствовать с бомжами, проститутками и тараканами.
Затем у меня возник конфликт и с художественным руководителем театра Григоровичем...
- У вас в двадцать лет мог быть конфликт с самим Григоровичем?!
- Мог. Потому что в 1968-м году я вместе с выпускниками училища съездил на гастроли в Париж и Лондон, где был огромный успех, после чего нас снова пригласили во Францию, и об этом было известно всем, в том числе и Григоровичу. И вдруг, когда пришло время выезжать, он говорит мне: "А вы куда едете?!"
Я отвечаю: "Вы же знаете, что меня в составе группы солистов Большого театра пригласили во Францию".
"Я знал, но я забыл". - Тогда, конечно, ему нельзя было сказать "нет", так как поездки утверждались на уровне Госконцерта  и Правительства СССР, - и он отпустил меня, но злость против меня затаил. И когда я вернулся после этих гастролей, он меня месяца два в упор не видел...
- И как же вы разрулили такую ситуацию?
- Вскоре случилось так, что надо было танцевать балет "Знамя Парижа", который в театре ставили специально ко Дню Парижской коммуны, а танцевать было некому. И тогда дали станцевать мне. После того, как я станцевал эту партию, всем стало ясно, кто к ним пришел работать.
После этого я станцевал весь репертуар Большого театра, а затем получил золото и на нескольких престижных балетных конкурсах.
- Когда образовался ваш известный дуэт с Павловой?
- С ней мы выступали с 1973 года и очень много гастролировали по Союзу. Тогда была установлена квота: самым-самым известным народным артистам СССР разрешалось ездить максимум три месяца. Таким, как Образцова, Нестеренко, Атлантов, Максимова. Но мы с Павловой ездили гораздо больше, что вызывало, конечно, со всех сторон страшную зависть.

Худрук "Русского балета"
- А как вы стали художественным руководителем коллектива "Русский балет"?
- У меня была знакомая балерина Большого театра И.В. Тихомирнова, которая работала вместе с Игорем Моисеевым в ансамбле "Молодой балет". После того, как из труппы  убежало на Запад много народу - а тогда это был огромный криминал, который не прощался - они оба ушли из коллектива. И Ирина Викторовна организовала при Московской областной филармонии свой собственный маленький коллектив и назвала его "Классический балет". Когда же она тяжело заболела, то попросила именно меня возглавить этот коллектив и не дать ему умереть.
Я очень долго сомневался, поскольку у нас с Павловой была очень активная гастрольная деятельность - и это предложение мне могло помешать. Как исполнителю. Но один мой приятель сказал мне: "Представь себе, ни у кого нет своего коллектива, а у тебя есть". И это явилось решающим аргументом. Потому что таких получастных (потому что вкладываться в коллектив пришлось, в том числе, и финансово) ансамблей больше не было.
Так я и определился - и первый концерт провел на свои деньги в зале им. Чайковского, тем самым как бы застолбив свое поле. Был 1984-й год, и у нас тогда через Дом дружбы установились хорошие отношения с теми странами, где были коммунистические партии, в частности, с Италией. И мы сразу стали очень много выезжать. Этот момент, возможно,  явился определяющим - ко мне сразу потянулся народ. К тому же, если раньше, выезжая с Большим, мы посещали в любой стране всего один-два города, то теперь в Америке мы гастролировали в шестидесяти городах!
Далее я все время как бы увеличивал амплитуду - не только в географии поездок, но и в уровне театра - он тогда стал называться "Русский балет". Когда я пришел, в театре было всего 16 человек, а нужно было ставить концертные номера, создавать репертуар. Я начал набирать штат...
- Вам в это время было уже за сорок. А в этом возрасте танцевать еще можно?
- Каждому отпущено свое. Существует такая научная гипотеза, что каждому человеку отведено свое время на земле, и когда приходит время умирать, то вступает в дело ген разрушения, сидящий в каждом из нас. И человек теряет сначала энергетику, а затем и умирает.
- И когда вступил Ваш ген заканчивать выступать?
- Мой ген пришел в этом году. До декабря 2006-го года я еще занимался и в 55 лет провел свой юбилейный вечер в концертном зале "Россия", причем танцевал больше, чем все молодые вокруг меня.
- И все-таки вы ушли в политику...
- Травмы, полученные в молодости, дают о себе знать... Поэтому, когда в декабре мне позвонила министр культуры Московской области Г.К. Ратникова и сказала, что Б.В. Громов хочет, чтобы я стал его доверенным лицом на выборах, я от этого предложения отказаться не смог. Нужно было думать, как жить дальше - вот я и поставил на свою судьбу.

Политику делают люди
- И какой же номер был у вас в списке кандидатов в депутаты облдумы от "Единой России"?
- 33-й, и прошло 33 номера (оба хохочем)!
Это судьба. Число 33 всегда было моим счастливым номером. Я даже код на чемодане почему-то ставлю "33".
А если серьезно, то это определенный знак судьбы. Для артиста балета прощание с любимым делом - всегда стресс. Нужно начинать новую жизнь - и в моем случае переход в политику - это удача.
- А вам не кажется, что политика достаточно лживый вид человеческой деятельности, и вам, как, безусловно, порядочному и совестливому человеку, придется в ней нелегко?
- Я вам отвечу так: лживой политику делают люди. И надо смотреть на то, кто что делает.
Что же касается политики вообще, то это увлекательная вещь. Вообще всякая творческая работа дает возможность человеку проявиться - что-то сделать, создать. Я политику рассматриваю именно с этих позиций. Как говорит председатель областной думы Аксаков: "Мы работаем на благо жителей области". И я с этим согласен.
- Сейчас в Мособлдуме заседают три партии. Кураторы по нашему району будут от каждой партии или один от думы в целом?
- Кураторы будут от каждой партии. В частности, фракцию партии "Единая Россия" (33 мандата в думе) в Сергиево-Посадском районе буду представлять я. Коммунисты тоже будут иметь здесь своего куратора, но только им приходится делить все районы области на 12 человек. "Справедливая Россия" - только на 5 человек. Поэтому вы будете видеть их реже, чем меня.
- Чем вы заняты сейчас, как депутат?
- На данный момент я пытаюсь объехать весь район, все поселения, встретиться со всеми главами поселений, обсудить существующие проблемы. И эта работа уже близится к завершению. После этого я займусь лоббированием интересов района в думе. А как мне это удастся, покажет время.
- У вас свежий глаз. Какие проблемы вы у нас уже увидели?
- Во-первых, ситуация в ЖКХ. Но здесь должна помочь специальная областная программа переселения людей из аварийного жилья - из тех бараков и домов, в которых жить просто нельзя.
Во-вторых, все клубы и дома культуры - в ужасном состоянии. То же самое со спортивными сооружениями. Мало детских спортивных площадок, нет кинотеатра. И всем этим я тоже буду заниматься. Сейчас я изучаю ситуацию, затем мы расставим приоритеты и составим программу действий на несколько лет. И все, о чем было заявлено нашей партией перед выборами, надо будет постараться выполнить.

Мы культурнее Запада и интереснее
- Чем вы увлекаетесь, кроме балета?
- Всеми видами спорта. Играю в футбол, волейбол, в большой теннис, в пинг-понг. У меня дома бильярд - в него неплохо играю. Раньше занимался боксом и каратэ. Любил охоту, но последние лет десять, кроме балета я ничем не занимался. Нет времени.
- Провокационный вопрос. Вам приходилось сталкиваться с коррупцией?
- Я всю жизнь так прожил, что никогда не брал и никогда не давал.
- А так можно прожить?
- Вот я живу.
- Что вас раздражает в людях?
- Необязательность и неискренность. И, конечно, такое самое мерзкое качество, как предательство.
- Вы умеете ругаться матом?
- Уметь-то я умею, но я не ругаюсь. Хотя признаю, что есть такие ситуации, когда по-другому не понимают.
- Вы умеете готовить?
- Умею. Как говорит моя жена: "Когда мы женихались, он мне готовил, а вот сейчас... " Но, в принципе, я умею делать все - и шить, и готовить.
- Что предпочитаете - домашнюю еду или ресторанную?
- Домашнюю. У меня жена очень хорошо готовит.
- Вы сказали, что проехали много стран. Можете сравнивать. Мы культурнее европейцев и американцев - по образованию, по менталитету, по развитию культуры в стране?
- Это даже не вопрос. Безусловно, да.
- А в чем это проявляется?
- Во всем. Даже в образе жизни. Наши мужчины, например, - это самые культурные люди в мире. Они хотя бы знают, что, выходя из автобуса, надо даме руку подать, женщину пропустить вперед в дверях. А на Западе таких элементарных вещей не знают порой даже политики. Я уж не говорю, что в наших людях есть чувство стиля, чего уже нет ни в Америке, ни во многих европейских странах. Стиля в одежде, в ощущении себя в пространстве. А об образовании я даже говорить не буду -  у нас человек получает широкий спектр знаний, а у них - оно, как правило, узкоспециальное. Поэтому у них в жизни всего несколько тем для разговора, за рамками которых они беспомощны и неинтересны.
- Что такое счастье?
- Для меня счастье - это та жизнь, которую я прожил. А вообще этим процессом нельзя руководить - оно приходит и уходит само, а не когда ты его хочешь сделать...