Астальцов. Художник - это человек, рвущий логику

Вячеслав Суханов
Всегда интересно пообщаться с людьми энергичными, увлеченными, успешными - что в бизнесе, что в политике, что в искусстве. Сегодня наш собеседник - один из таких людей. Это художник, член правления посадского отделения Союза художников России Михаил Астальцов. Мы встретились с ним в его мастерской на Клементьевском поселке...

АКАДЕМИЧКЕСКИЕ ПРАВИЛА - НЕ ДОГМА
- Михаил, вы местный?
- Нет, я калужский паренек. Родился в городе Юхнове Калужской губернии, в двухстах километрах от Москвы.
- Тяга к художественному творчеству - это наследственное?
- Первые художественные навыки я получил в Обнинской художественной школе и, конечно, от общения с отцом. Он у меня тоже художник. Поэтому для меня никогда не стоял вопрос кем быть. То, что моя жизнь будет связана с изобразительным творчеством - это я знал точно.
- То есть, одноклассники бегали во дворе, играли в футбол, а вы рисовали?
- Нет. Папа отвозил меня к бабушке и давал мне задание на неделю, требуя к концу недели неких творческих результатов. Всю эту неделю я играл с пацанами в футбол, ходил на рыбалку, а в последний день, в пятницу, судорожно выполнял отцовское задание. Вот тогда, наверное, я и впервые врать научился (смеется).
- А творчеству можно научиться или это врожденное?
- На мой взгляд, любой человек с активной жизненной позицией занимается творчеством, независимо от профессии. Даже бизнесмен.
- Как называются те стили, в которых вы работаете?
- Пусть об этом заботится Русский музей! Это шутка, но называть и классифицировать свою работу - это не мое. Я не успеваю преображать свои мысли, свои задумки в изобразительные формы, во что-то новое. А оно рождается из твоей творческой практики и человеческой искренности. А если думать о конъюнктуре рынка, о классификации, некогда будет рождать это новое...
- Вы с отличием окончили и Абрамцевское училище и Строгановское. Чем обогащает художника образование?
- Одно дело, когда ты пользуешься некими правилами академического рисования - другое дело, когда ты начинаешь сам соображать (пусть и с помощью педагогов, которые дают тебе этот импульс), что эти правила - они не есть догма, что диалектически их можно развивать. А художник - это тот человек, который где-то рвет логику и добивается в своих работах большей образности и большего пластического воплощения - посредством только ему присущего видения мира.
- Вы попали в Сергиев Посад по распределению после окончания Строгановки. Как вас приняли будущие коллеги?
- Так получилось, что я сразу попал за стол к большим художникам, один из которых при знакомстве со мной, сопляком, встал, протянул руку и представился: "Слава".
Я говорю: "Извините, а отчество ваше?"
- "У художника не может быть отчества. Мы - братство..." Это был один из старейших загорских художников, Владислав Васильевич Крылов. Так я познакомился со всеми теми людьми, с которыми дружу уже почти два десятка лет. Юрий Иванович Сенников, Вячеслав Евгеньевич Саблин - вот мой круг, это мои друзья, с которыми меня столкнула жизнь. И я благодарен ей за эту встречу.
- Ваше основное место творчества - Сергиев Посад?
- Скорее здесь пункт приписки. А творчество - оно настолько обширно, что приходится много ездить и по России, и по миру...

ХУДОЖНИК - ЧЕЛОВЕК МИРА
- Насколько я знаю, вы подолгу живете за границей...
- Западную Европу я проехал почти всю.
- Это, в первую очередь, заработок или желание новых впечатлений?
- Да, пожалуй, совокупность всех этих вещей. Первый мой выезд за границу был в 1979 году в ГДР, в Потсдам, а затем были поездки и в 80-е годы, и в 90-е. Я начал сотрудничать с различными художественными галереями в Австрии, в Германии, в Италии (Венеция), во Франции (Страсбург), в Чехии...
- Мне говорили знакомые художники, что иностранцы покупают преимущественно свои ландшафты. Им не нужны посадские пейзажи. Вы об этом знали?
- Конечно, я слышал нечто подобное от людей опытных, уже побывавших на Западе. Но я нашел выход. Еще в 80-х годах, будучи студентом, я приезжал туда совершенно без денег. И чтобы их заработать, где-то найти кров над головой и как-то обустроить свое пребывание за границей, я садился перед какой-нибудь респектабельной гостиницей и рисовал некий ландшафтный вид этого отеля. И обязательно выходил либо управляющий, либо хозяин этой гостиницы, тут же меня селили в номер и заказывали рисовать еще и еще (смеется). Это тот козырь, который всегда действует за границей.
- Отлично. А наши, русские, художники отличаются сегодня чем-то от австрийских, французских? Или художники не имеют национальных различий?
- Существует некий творческий космополитизм: художник - это человек Мира. Это раньше у меня было стойкое убеждение, что мы самобытны в творческом плане, но когда я увидел работы немецких и австрийских коллег, то понял, что широтой души они могут с нами посоревноваться.
- Да что вы?!
- Абсолютно. И количеством выпитого также. Все эти байки, что все они жадные, что мы их перепьем, не выдерживают в реальности никакой критики. Я это знаю. И на таком же высоком эмоциональном уровне они пишут и свои работы. Хотя каждый художник там, как и у нас, индивидуален.
- Я знаю, что вы плодотворно сотрудничаете с такими промышленными гигантами как LG и BMW. А в Австрии вы работали во благо наших братьев сербов, соорудив огромную картину из овощей и попав одновременно в рекорд Гиннеса. Чья это была идея?
- Идея принадлежала известным австрийским компаниям: пивной фирме "Гёссер" и штемпельной "Тродет". С одной стороны, они хотели сделать себе небанальную имиджевую рекламу, а с другой - помочь сербам в их борьбе за национальное единство.
- И что же вы для них сотворили?
- Из многих предложений и вариантов они выбрали мозаичный портрет из овощей и фруктов кайзера Максимилиана, последнего австрийского рыцаря, почитаемого там не менее Сергия Радонежского. Портрет был с трехэтажный дом...
- Ого!
- Порядка трех тонн весом, и в нем я использовал все: помидоры, огурцы, яблоки, картофель, цукини, баклажаны, редис и так далее.
- И каков был результат?
- Собралась толпа зевак. Были приглашены представители Книги рекордов Гиннеса и бизнесменов Верхней Австрии, которые тоже захотели поучаствовать в этой акции. В итоге этот портрет был по кусочкам распродан с аукциона, причем обладателям тут же выдавали сертификаты Книги рекордов Гиннеса, ну а собранные средства пошли на покупку целого поезда медикаментов, одежды и продовольствия для Сербии. Австрия тогда была единственной из нейтральных стран, которая помогала сербам. Ну и я тоже приложил к этому руку...

ХУДОЖНИКИ И ВЕЛИКИЕ ПИАРЩИКИ
- В творчестве художника должна присутствовать идеология?
- Сейчас по ряду причин в изобразительном искусстве упадок. На выставках и вернисажах очень много беззубых работ. Есть салонно-коммерческие работы, а есть абсолютно беззубые, где непонятно, что хочет сказать человек. Как акын, что вижу - про то пою, куда еду - не знаю, что хочу - еще не придумал. 
А мне бы хотелось выражать свои мысли, эмоции посредством метафоричного языка...
- Но вы чему-то хотите научить зрителя?
- На мой взгляд, учить искусство не должно. Оно должно заставить тебя думать, сопереживать - в этом должна быть цель искусства. 
- Кто из классиков или современников вам близок по духу?
- Из классиков - Рембрандт, а из современников - академик, народный художник России Коржев, бывший преподаватель Строгановки.
- В стране есть ряд деятелей искусств, которые все время на слуху - это Шилов, Глазунов, Шемякин, скульпторы Эрнст Неизвестный и друг мэра Москвы Зураб Церетели. Как вы относитесь к их творчеству? Их популярность - дань таланту или их пробивной силе, пиару?
- Отношусь диференцированно. Из этой когорты я выделю Шемякина, так как его я, субъективно, считаю художником. Всех остальных (к ним я бы еще добавил Никоса Сафронова) я бы назвал великими пиарщиками, которые, обладая довольно средними художественными способностями,  ставят перед собой другие, часто коммерческие, цели - и успешно их достигают.
- А вообще в среде художников присутствует какая-то зависть?
- Очень-очень много тщеславия и зависти! Нигде нет больше такого биения себя в грудь с криком "Я - гений!" как у живописцев!.. Не знаю, с чем это связано, но вот у скульпторов этого гораздо меньше...
- Интересно. А вам лично нравится творчество кого-нибудь из ваших сергиево-посадских коллег?
- Да! Евгения Захарова, Валерия Секрета, графика Татьяны Киселевой...
- Кого из известных людей вы рисовали?
- Были такие, но мне бы не хотелось заострять на этом внимание...
- Но все же?
- Я рисовал семью испанского короля Хуана Карлоса, германского канцлера Гельмута Коля, президента Ингушетии Аушева...
- Круто! А в Сергиевом Посаде?
- Депутата Московской областной думы Валерия Липатова, директора сети ювелирных салонов Виталия Макрушина, директора фирмы "Спорт СП" Валентина Новикова и многих других. Но для меня портрет деревенской бабушки не менее ценен, чем изображение любой VIP-персоны.
- И это правильно. А теперь ответьте, пожалуйста, на вопросы наших постоянных читательниц:
- Светлана: А зачем вы вообще занимаетесь тем, чем занимаетесь?
- Мне трудно представить, как можно жить, не занимаясь живописью, творчеством. Я просто чувствую удовлетворение от своей работы.
- Наталья: В чем вы черпаете свое вдохновение?
- В жизни. В людях.
- Олеся: Рисуете ли вы обнаженных женщин? И вообще находит ли отражение в вашем творчестве секс?
- Да, рисую. Без этого я не мыслю жизнь художника, ибо то, что создано Богом - это совершенно. А женское тело во все века давало и дает людям искусства и силы, и вдохновение, и возможность посредством искусства выразить свое стремление к радости и совершенству жизни.
- Ирина: Как вы относитесь к компьютерной графике? Считаете ли ее искусством?
- Да. Но пока только прикладным искусством. Но за авторами, работающими в этом жанре, огромное будущее.
- Трудно ли вам расставаться с вашими работами?
- Нет. Пока я работаю над картиной, пока она не завершена, пока не произошло ее рождение, это мое детище. А как только она закончена и подписана, у нее наступает своя жизнь, и подчас я не могу повлиять на ее дальнейшую судьбу.
- И последний вопрос. Скажите честно, художнику живется легко?
- Кому сейчас легко?!.