Думы о старости

Рита Форд
                Я уже скромнее стал в желаньях.
                Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
                Словно я весенней гулкой ранью
                Проскакал на розовом коне.
                Сергей Есенин



Завтра мне исполнится сорок девять лет. По этому поводу достала посмотреть из ящика кухонного стола две маленькие свечки в виде цифр «4» и «6», оставшиеся от празднования моего сорока шестилетия. Переверну «6» получится «9» и опять можно загадывать желание и задувать свечки на торте. Это удачная задумка. Эх! И всё- таки жаль, что мне сорок девять, а не сорок шесть…

На днях мне довелось побывать в непривычной для меня обстановке потому, что до этого момента я ничегошеньки не знала о таких местах здесь в Америке. На русский манер сказать, это как бы место встреч, клуб, центр досуга для пожилых людей. В отличие от дома для престарелых, там старички не живут постоянно, а приходят утром и проводят дневное время вместе с такими же людьми – преклонного возраста, зачастую одинокими так, как супруги уже ушли из жизни. Я увидела там людей и за шестьдесят, и за семьдесят, и за восемьдесят лет. Мужчины и женщины. Позади любимая или нелюбимая работа, дети больше не нуждаются в них, всё самое главное в жизни уже сделано. Впереди тихая спокойная старость. Так мне показалось после того, что я увидела в этом клубе.

Зал клуба огромный, при желании могло бы разместиться порядка ста человек. Присутствовало человек двадцать пять. Моя знакомая, завсегдатай этого клуба, показала мне всё, что имеется здесь в наличии и чем можно при желании заняться. Мы прошлись с ней посмотрели на стенах картины местных художников. Меня, в принципе, тоже попросили выставить что-нибудь из моей коллекции флористических коллажей на недельку  и прочитать небольшую лекцию о том, как делаются картины из засушенных растений. Женщина, социальный работник из этого клуба, видела мои работы в другом месте и они ей очень понравились. Поэтому она любезно попросила меня устроить небольшое мероприятие для членов этого клуба, делая акцент на то, если у меня будет желание. Конечно, я согласилась. Когда я буду в возрасте этих людей, я бы очень хотела чтобы кто-то, как я сейчас показал и рассказал бы мне что-нибудь интересное и совершенно бесплатно. Просто так, от души.

К тому же в первый же мой приход в клуб я подумала: «Ну вот разнюнилась – уже сорок девять, старость не за горами. А тут в одном месте я увидела много людей, которым уже далеко за.., а они живут и ничего. Все следят за своей внешностью, у женщин причёски, маникюр. Мужчины в чистой опрятной одежде – всё-таки поход в этот клуб для них это своего рода выход в свет.

 Одна женщина самозабвенно что-то играет на пианино. Группка из пяти женщин заняты рукоделием – делают лоскутные одеяла (очень популярное хобби в Америке). Помню, у моей бабушки, простой крестьянской женщины, были лоскутные одеяла. Я всегда думала, что лоскутные одеяла – это предметы обихода для бедных людей. И была несказанно удивлена, когда почти в каждом доме у американцев увидела лоскутные одеяла. Китайцы, зная про любовь американцев к лоскутным одеялам, поставляют для них именно такие одеяла.  Женщины время от времени переговариваются о каких-то милых пустячках.

Я посмотрела на зал для любителей телевизора, на большую библиотеку видеокассет. Мебель красивая, добротная, уютная. Заглянула в зал для любителей игр в карты. Помимо карт всевозможные настольные игры ожидают своих игроков. Я многие названия игр даже слышала впервые, не то, что когда-либо играла. Потому что мне сейчас некогда, ещё дети нуждаются во мне, ещё не сделано самое главное в жизни. Потом, позже я, быть может, узнаю все эти игры.
 
Поделки, сделанные руками женщин клуба, представлены на общее обозрение, с любовью, как нечто очень ценное. Их, возможно, некому дарить, кроме, как этому клубу. Очень даже может быть. Так, что очень хорошо, что такой клуб есть в их жизни.

Около здания клуба  разбиты небольшие клумбочки для желающих что-либо посадить - цветы или овощи. Это, конечно, для самых молодых, кто ещё способен заботиться об огородике. Но места для огородиков заботливо подготовлены, уже разбиты грядки, завезена плодородная земля. Только сажай, поливай, в общем ухаживай. И я увидела, что немного, но всё-таки нашлись любители огородничества – несколько кустиков помидор, перцев были увешаны плодами нового урожая.
 
Мне сказали, что одна женщина - профессиональная танцовщица даёт уроки танцев в этом клубе тоже на благотворительных началах.
 
Есть библиотека книг, которые можно брать читать совершенно бесплатно.

Наступил полдень – время для ланча. Все уселись за обеденные столы, прочитали молитву перед едой. Затем социальный работник прочитала всем собравшимся небольшую лекцию о том, сколько кофе можно пить в день    людям пожилого возраста без вреда для здоровья. А на тот случай, если кто-то забудет, она раздала всем распечатанную на листочке информацию о том, сколько же кофе можно выпить в день, чтобы давление не подскочило. Я пока ещё помню без заглядывания в листочек – не больше трёх чашек в день. Затем всем был розданы ланчи. Мне сразу бросилось в глаза, что порции небольшие по объёму, но мне сказали, что каждый день в меню что-то новое и питание сбалансировано по объёму и составу с учётом возраста людей. Кто-то из присутствующих наверняка уже не в состоянии готовить сам, так что этот горячий обед в клубе просто палочка-выручалочка для них. А стоит обед всего один доллар. К тому же в приятной компании, а не дома в одиночестве.

Здание клуба, мебель, всё оборудование интерьера, зарплата повару, социальному работнику - всё  из местного бюджета на деньги налогоплательщиков. А нам твердили всё время, что у капитализма не человеческое лицо. Да, теперь я могу согласиться, что порой у капитализма не человеческое лицо, а… ангельское.

Спасибо Вам, милые старички. Глядя на Вас, я поняла, что мне не уже сорок девять, а всего каких-то сорок девять лет. Я обязательно расскажу Вам, как делать картины из засушенных цветов, я даже подарю Вам на память обо мне одну из них. И, может быть, когда-нибудь, когда я приду в этот клуб уже не как гость, а полноправный член клуба, моя картина напомнит мне о той прошедшей жизни, когда мои дети ещё нуждались во мне, когда ещё не было сделано самое главное.

Луизиана, США
2011