Забытые страницы 001 Анамнез 17-й

Сергей Бурмистров
АНАМНЕЗ 17-й.
Никто не знает, был ли он сыном фараона.  Далеко в песках, в заброшенной гробнице, были найдены его записи, высеченные на камне. В коротких, но выразительных строках показана судьба четырёх людей, пытавшихся оставить о себе долгую посмертную память.
Каждый из них верил, что когда-нибудь боги оживят их и заберут к себе, если как-нибудь узнают об их существовании.   
Первый из персонажей Анамнеза 17-го был поэтом. Работая писцом, он смог своровать несколько папирусов, на которых изложил в стихотворной форме свои взгляды на жизнь и просьбу к богам взять его на небо, в цветущие сады, где всегда есть вода и никогда не бывает жарко. Он жаловался на жизнь, на то, что живёт немногим лучше обыкновенного крестьянина, на жестокость начальства и однообразие жизни. 
Перед смертью он спрятал свои стихи среди других папирусов, на которых была зафиксирована хозяйственная жизнь государства. Вскоре произошло восстание крестьян и рабов, окончательно замученных фараоном. Среди прочего, восставшие сожгли хозяйственные списки, а вместе с ними сгорела и поэма, которая должна была быть памятью о жизни нашего героя.
В этом месте повествование плавно переходит к изображению следующего героя, предводителя бунтовщиков. Бунт был подавлен, но нашему герою удалось сбежать к кочевникам, которые набегами всегда беспокоили египтян. Там наш герой проявлял чудеса храбрости и ещё долго, в сопровождении отряда лучших бойцов, был головной болью египетских  военоначальников. О нём слагали легенды и пели песни, молодые кочевники старались походить на него. Но, в конце концов, его убили. Высокоорганизованные войска фараона вытеснили кочевников в места, совсем уже непригодные для жизни. Память о нашем герое ещё некоторое время жила в племени, как последнее светлое воспоминание о силе и могуществе, но борьба оказалась неравной. Кочевники исчезли, полностью сойдя на нет в неравной борьбе с природой и египетскими войсками. Исчезла и вместе с ними и память о герое, персонаже второй новеллы.
Третий герой – жрец, астроном, организатор сельского хозяйства. Под его управлением урожаи стали выше, а площадь орошаемых Нилом земель значительно расширилась. Жить стало немного легче, народ был доволен. Фараон тоже иногда хвалил жреца и все в Египте знали его имя. Наш третий герой тоже надеялся на вечную память.
Но время идёт постоянно, а добрые дела забываются. Когда герой умер, имя его забыли, а его ирригационной системой стали пользоваться автоматически, как будто она сразу здесь была. Благодарность людей, как и память о первых двух персонажах, тоже оказалась короткой.
Как мы видим, рассказ выглядит как целое произведение, но на самом деле представляет собой соединение нескольких новелл. Художественная мысль, соответственно, должна возникать в голове у читателя из сравнения новелл. При чтении первых трёх новелл возникает ощущение тщетности всей земной жизни и необоснованности надежд. Произведение выглядит мрачным и пессимистичным. И здесь появляется ещё один герой, фараон, главный хозяин этих мест. Упоминая и другие дела фараона, новелла в основном описывает строительство пирамиды, так как именно это дело фараон в своих мечтах связывал с увековечиванием своей памяти. И это ему удалось! Автор, конечно, не мог предсказать нашу жизнь, но в одном он оказался прав: пирамида стоит и по сей день, и мы знаем имя фараона, который там лежит, и если инопланетяне с птичьими головами прилетят, то они увидят пирамиду и оживят именно фараона, так как именно волей и жесткостью сильных царей и талантливых президентов движется история, а усилия простых людей пронизаны мелочным эгоизмом и историческими становятся только в рамках задач, поставленных сверху. Поэтому именно фараон достоин исторической памяти, объясняет нам Анамнез, а остальные люди должны служить ему пылью на камнях его строительства.