Очерк о Евдокии Фёдоровне Варич

Гарри Зубрис
СОЛДАТ МЕДИЦИНЫ
Очерк о Евдокии Фёдоровне Варич.

   С Евдокией Фёдоровной Варич мне пришлось познакомиться в 1959 году в Чаплынской районной больнице, куда она, будучи начмедом Новокаховской больницы, приехала с бригадой врачей – шефами нашей больницы.
   …Порывистая, немногословная, вникающая в суть дела, знающая все мелочи и нужды сельской медицины, – это стало ясно с первых минут знакомства, которое впоследствии переросло в крепкое сотрудничество. Она была личностью незаурядной, скромной, волевой, решительной… Со временем узналось многое: родилась Евдокия Фёдоровна в Полтавской области, весной голодного 1921 года. Мама умерла, когда девочке не исполнилось 2-ух лет... Сиротство!
   – Воспитывала тётя… отец был то ли счетовод, то ли бухгалтер, – проблески детской памяти хранят лоскуты былого, – когда пошла в школу, папа умер от какой-то болезни… Училась, кажется, хорошо – молодая и красивая учительница часто гладила по голове… Мечтала выучиться, стать фельдшером – как Игнат Карпович, который делал уколы, когда школьников покусала лиса, – тогда говорили: без укола – погибель! Сила Карповича, побеждающего смерть, звала учиться… Окончила фельдшерскую школу и стала акушеркой. Да только приступила к учёбе – призвали в РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия): началась война с Финляндией, якобы с белофиннами. Война! Это не полковой медпункт – это медсанбат, это санинструктор, это снайпера-кукушки, это смерть, это кровь, раненые... Лыжи… сани-волокуши… Всего не рассказать, ничего не забыть… Это первые страницы жизни – суровой, холодной, опасной, хрупкой – как промёрзшая веточка, крепкой – как стволы пушек, что укрылись в поседевшем ельнике… Только вернулась в родные места, как вновь призыв – 3 мая 1941 года – фельдшер эвакопункта 214-го стрелкового полка… Для молодых девчат время тянулось долго, весна была дождливой, холодной, какой-то серой и тревожной… Война началась для меня с восхода – грохотом пушечных залпов, бомбовым воем… Уже вечером начался бой с фашистами: выбросили десант дюжих эсесовцев. Тут я первые увидела живых врагов… Война! Как точно написал поэт: «Что ты подлая сделала…». Нет таких слов, нет сил – какие погибли парни, какие девчата! Мужики, которым сносу в жизни не было – силачи, храбрецы – все полегли героями в безымянных могилах…
   – Орден Красной Звезды – за что Вам вручили в 1943 году?
   – Просто пришлось нашему госпиталю попасть на пути фашистам, которые пытались ночью прорвать нашу оборону, на Курской дуге это было…
   – Не вышло прорвать?
   – Нет. Наш начальник майор Громбах и замполит капитан Кисиль дали приказ всему личному составу и всем, кто может в руках держать оружие – удерживать оборону. Я, будучи на тот момент старшей сестрой нашего полевого подвижного госпиталя, по приказу раздала винтовки и гранаты – сёстрам, санитарам, двум врачам – молодым, только что пришедшим с пополнением. Начался бой… Мы в канаве. Стрельба… взрывы… крики…темноту рвут… только швы трассирующих… Где-то танк неподалёку рвёт… пулемёт заикается… Через часа два или три – стихло всё. Оказалось – с фланга танкисты наши обошли. Утром к нашему госпиталю прилетел начсанарм с генералом каким-то, с тем чтобы забрать у нас полковника-танкиста – его ночью подобрали: осколок в бедро… Он был командиром тех танкистов, которые фашистов остановили. Так вот за участие в этом ночном бою меня и наградили.
Больше Евдокия Фёдоровна, с её слов, в боях не принимала участия. Но с госпиталем была до Дня Победы – побывав в топи белорусских болот, переправляясь через Днепр, Вислу, Одер...
   – Сколько – и каких – подруг и друзей потеряли! Какие боли, муки, трагедии, героизм, волю, стойкость пришлось увидеть, узнать… Мечталось: победим – буду живой – стану врачом… После войны приехала в своё село – родной души нет. Те  погибли под немцем, другие – братья мамины – на войне головы сложили… Поступила  в мединститут. Плакала, готовясь к экзаменам, что знала – позабывала, а тут ещё надо сочинение писать… Я не писала с войны – некому. Только рапортички да требования писала…
   – А каким был самый счастливый день в Вашей жизни, Евдокия Фёдоровна? 
     И думалось, в притихшей ординаторской, что сейчас она, ветеран войны, требовательный заведующий отделением, парторг, человек нелёгкой судьбы, ответит рублено, чётко, сугубо патриотично… А она, вдруг, потеплела взглядом, робко оглянулась по сторонам, словно стесняясь себя и окружающих, и вполголоса сказала: «В тот день я сняла гимнастёрку и одела туфли – лодочки… Это и был мой самый счастливый день!»
   – Окончив институт, я поехала на строительство Каховской ГЭС. А там работы!.. Ни дня, ни ночи! Такого порыва, такого энтузиазма – с войны не видела. Жизнь стройки не смолкала: шагающие экскаваторы, вереницы грузовиков… где-то в темноте днище плотины, где всё вымерено до сантиметра и ощупано пальцами строителей – ведь строим на века. А охрана здоровья строителей легла на мои плечи. Секретарь Каховского РК КПСС  М. Халин сказал мне: «Евдокия Фёдоровна, перед Вами сложная задача, но партия доверила Вам самое ценное – здоровье строителей. Вам ли – фронтовику – объяснять?..». Начала с организации здравпунктов, скорой помощи, закончила – открытием городской больницы. Развернули хирургическое отделение, открыли родильное отделение… В этом была острая нужда нового города нашей Украины Новой Каховки. Душа пела – мы преображали южную Украину, вдыхали жизнь в степи, изнемогавшие вековой жаждой, мы – без ложной скромности – дали днепровскую воду хлебородной степи… Работая в Новокаховской городской больнице, я организовала там терапевтическое отделение, где сосредотачивались больные с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Дважды ездила на курсы специализации и усовершенствования в Днепропетровск и Киев, окончила очно-заочный курс в Москве, в ЦОЛИУВ (Центральный Ордена Ленина институт усовершенствования врачей) для заведующих отделениями по гастроэнтерологии. Работать было тяжело, но очень интересно. Мы в работе использовали опыт наших коллег из больницы Аскания-Нова, где велось совместное изучение молока канны (разновидность антилоп из асканийского питомника) при лечении язвенной болезни желудка. Этот материал был нами с Григорием Ивановичем Клеветенко, врачом-терапевтом, обобщён и опубликован в сборнике научных работ КИУВ (Киевский институт усовершенствования врачей) в 1979 году.
   Каховский городской совет депутатов трудящихся удостоил Евдокию Варич звания почётного гражданина города Новая Каховка. Она была избрана членом бюро ГК КПСС, депутатом городского совета. По семейным обстоятельствам пришлось выехать в Херсон, где Евдокия Фёдоровна была направлена в городскую больницу №2 (ныне больница им. А. и О. Тропиных)…
   – Главный врач больницы Тропиных Иван Илларионович Пентилюк предложил мне организовать на базе терапевтического отделения гастроэнтерологическое отделение. Много времени, сил, энергии вложено было в оснащение оборудованием, организацию поликлинического приёма и сортировку больных… Пришлось организовать обучение ординаторов в Москве, на семинарах в городе Кургане…
В свой 85-летний юбилей Евдокия Фёдоровна Варич ушла на заслуженный отдых.
   – Вот вы спросили о счастье… Да, я прожила счастливую жизнь. Я никогда не болела, всегда работала и не знала зависимости… Разве только – от судьбы, – так её, ведь, не выберешь… Росла полуголодной сиротой, но зато меня пуля, осколок, да чего уж таить, штык не взял в ночном бою… Отдавала себя своей Родине, своей земле, своей Украине! Жизнь моя удалась – как врач, я состоялась. И благодарю за это жизнь…

   Замечательный врач, добропорядочный гражданин, человек большого и горячего сердца, Евдокия Фёдоровна Варич оставила по себе светлую память в благодарных душах жителей нашей Херсонщины.