Об Иване Ильиче Арефьеве

Гарри Зубрис
Неисповедимы пути твои, Господи!
Правдивый рассказ о судьбе первого старшего врача больницы им. А. и О. Тропиных Иване Ильиче АРЕФЬЕВЕ.

…Первым врачом, к которому мне удалось обратиться по поводу личности первого главного врача «Тропинки» (тогда горбольница №2) в 1964 году – был Александр Семёнович Кочерженко… Он имел репутацию настоящего врача, человека нелёгкой судьбы, – был в плену, можно сказать, чудом удалось уцелеть в побеге, осесть в Н-Маячке, работать там врачом, знать правду о боях на Пойме…
- А тебя почему это интересует? – спросил меня Александр Семёнович.
- Так ведь больнице в этом году 50 лет будет.
- Уже было – в январе, а сейчас сентябрь… Знай, что первым главным врачом больницы им. А. и О. Тропиных был Иван Ильич Арефьев, в этой должности пробыл он чуть больше пяти лет… Годы, сам сообрази, какие были – война, революции… зимой одна – осенью другая, а затем… брат на брата… сын против отца и деда…
По крохам удалось собрать факты, сообщения о личности и деятельности Ивана Арефьева. Родился он 8 ноября 1863 года в Кузнецком уезде Саратовской губернии. Гимназию окончил в Пензе в 1882 году. В 1888 году окончил медицинский факультет Московского университета. Был оставлен врачом-экстерном в клинике внутренних болезней. В 1890 году служит в Кадниковском уездном земстве Вологодской губернии (это же настоящий медвежий угол!), однако через год Иван Ильич назначается на должность земского врача того же уезда с правами государственной службы (признак профессиональной и гражданственной зрелости). В 1892 году Арефьев переводится на должность земского врача в Тверскую губернию, а с 1 ноября 1894 года (по своему прошению) работает земским врачом Днепровского уезда Таврической губернии. Вскоре Иван Арефьев утверждён в чине титулярного советника «со старшинством». А в 1901 году –  произвен в коллежские советники.
Служа в Днепровском уезде, Арефьев последовательно работал земским врачом Каирского, Бехтерского и Алешковского участков. Земский врач таких участков должен быть «и швец, и жнец, и на дуде игрец» и строить больницу, как в Бехтерах и Каирах, быть акушером и окулистом, хирургом и судебным медиком… При этом надо быть нравственным примером… С 1906 и по 1914 год, работая в Алешках, Иван Ильич преподавал основы медицинской помощи на водах в Алешковской мореходной школе (данные херсонского архивиста З. С. Орловой).
      …Больницу Тропины не хотели открывать в 1913 году. Хотя, казалось бы, удобно было приурочить открытие больницы к 300-летию Дома Романовых – в первой половине 1913 года, завершив строительство к юбилейной дате. Однако братьями двигало не чинопочитание и верноподданичество – а христианское благолепие, верность Спасителю рода человеческого, и они – осознанно – затягивали строительство…  Когда же комитет по заведованию больницей имени Тропиных в лице Рябкова, Рощина, Аршавского, предложил должность старшего врача Б. Ф. Бонч-Осмоловскому и М. Д. Горбенко и получил их отказ –  выбор пал на Ивана Ильича, который дал своё согласие комитету, подав прошение 1-го декабря 1913 года об освобождении от должности земского врача Днепровского уезда. 25 января 1914 года, уже выступая на торжественном открытии больницы Тропиных, Иван Ильич Арефьев говорил: «В стенах этой больницы предстоит работать, оказывая помощь всем людям в ней нуждающимся, как то сказано в Писании, где нет ни эллина, ни иудея, ни бедных, ни богатых, но есть больные и страждущие. Желаю всем врачам, их помощникам, всем служащим больницы – твёрдости духа, верности долгу, крепкого здоровья».
      …Начало войны превратило больницу им. Тропиных в госпиталь для раненых и больных воинов. На базе этого госпиталя был создан «летучий отряд» (под руководством М. Д. Горбенко, старшей сестрой милосердия была Н. М. Жигалова), который дважды откомандировывался в действующую армию. Опыт умелого организатора, каким был Иван Арефьев, оказался нужным как воздух – пришлось привести в порядок и спрямить дорогу от вокзала до Тропинки по Потёмкинской улице и от каторжной тюрьмы до Пироговского корпуса, установить рядом с главным корпусом больницы почтовый ящик, – это было отнюдь не мелочью в госпитальном быту… Живший в больнице Иван Ильич, по сути, весь день проводил в её отделениях – то как терапевт, то как организатор лечебного дела… Некоторое время он был востребован как врач-инфекционист, а хозяйственными делами (приказом старшего врача) занялся Тиверовский… В семье Ивана Ильича было два сына… Поздней осенью 1918 года умерла его жена… 
       Репутацией Арефьева была его высокая нравственность. Когда над подпольем в Одессе нависла опасность – понадобилось спрятать в глушь отдалённого земского участка врача Б. М. Брызгалова – сам профессор В. П. Филатов обратился с запиской к И. И. Арефьеву с просьбой устроить Брызгалова на работу земским врачом. (См. в прилагающ. фото – записка Филатова). Тут ничего не прибавишь: с подобной просьбой можно обратиться только к тому, кому веришь как самому себе. А ведь время было безжалостным – нависал 1920 год – херсонские подпольщики уже были в лапах деникинской контрразведки…
       К сожалению, не можем понять, что заставило Арефьева вместе с Добрармией покинуть Херсон… Возможно, пугала опасность для сыновей… Возможно, где-то в архивах ЧК пылятся «сигналы» доброжелателей по «делу Арефьева» (См. в прилагающ. фото – выписка из архива).
По неуверенным данным, Иван Арефьев умер в Варне в 1928 году. Также по неуточнённой информации, сын Ивана Ильича (старший? младший?) в 60-е годы приезжал в Херсон и разыскивал старых херсонцев, помнивших его отца, работавшего в Тропинке.