Россия современная-7

Сергей Корягин
 Прочитал статью Юрия Афанасьева «Историческая комиссия» и разочаровался  в авторе, который был моим кумиром. Он (а также Гавриил Попов, Анатолий Собчак, Галина Старовойтова, Андрей Сахаров и др.) выступал на Съездах народных депутатов СССР и смело разоблачал преступления коммунистов. Тогда их выступления можно было приравнять к подвигу Александра Матросова. КПСС была вражеской амбразурой. Кипу съездовских «Известий» я до сих пор храню, как великое сокровище.

Вот мое понимание истории. Основная историческая идея – это идея развития. Развития человечества,  конкретного общества, государства, народа, этноса. Развитие – это рост, увеличение, прибавление, но главное – изменение качества жизни. Это – этапы, стадии, движение вперед, вверх. Какое качество изменяется – увеличивается, прибавляется, углубляется, растет, изменяет меру? Главнейшее – свобода. Всемирная история – прогресс в сознании свободы. (Гегель.) В сознании и реализации ее, можно прибавить. Свобода – это возможность выбора. У растения нет возможности выбора, у животного уже есть. Человек в качестве животного ограничен своей природностью, а как существо общественное – общественными законами, правилами, традициями, обычаями. И на всех этих ограничениях он строит свое здание свободы, реализует свою возможность выбора.

У каждого народа есть своя тонкость в реализации всемирно исторической цели. Она зависит от его географического положения: один живет у моря или океана, другой у широкой реки, третий в окружении гор, четвертый в пустыне. От опыта: кто-то раньше, кто-то позже вышел на историческую арену. От того, сколько пришлось пережить войн, революций, катастроф, как долго он жил в мире и согласии, какую форму собственности практиковал. Но в общем и целом жизнь народов на планете Земля идет в одном направлении – к свободе. Общую жизнь всего человечества я сравнил бы с широкой рекой, а отдельных народов – с притоками этой реки. Не каждый принимает идею свободы как основную идею исторического развития. У Гегеля это самопознание абсолютного духа (и, соответственно, прогресс в сознании свободы), у христиан – нравственное самоусовершенствование с помощью углубления веры в Бога, у Шопенгауэра это – воля к жизни, у Ницше – воля к власти, могуществу, у Маркса – совершенствование способа производства материальных благ. Сознание нашей интеллигенции в XX веке задушил марксизм. Советские вожди навязывали его всеми средствами. И навязали. И поработили дух нескольких поколений россиян.

Каково же положение России? У России, как полагает Юрий Афанасьев, есть свое основное качество, называемое то Русской Системой, то матрицей. Это – склонность к несвободе, деспотизму, это социальная недифференцированность. Отсталость. Народ России живет не по законам, а по понятиям, у него нет налога, а есть полуфеодальная рента, нет договора, а есть простая договоренность.  «Такие категории (они же, в сущности, и есть западные ценности), как рынок, собственность, личность, право, судебная система, права человека, правовое государство, гражданское общество, государство на службе общества, государство как нечто отличное от страны, родины, державы, разделение властей, демократия, все подобные понятия совершенно никак не отложились в российском общественном сознании к 90-м годам XX века». С этим отчасти можно согласиться.   

Продолжу мысль автора. Европа пережила Возрождение, Реформацию, Просвещение, ничего подобного Россия не знала. Хартию вольностей Великобритания приняла уже 1215 году, а в России еще в 19 веке хозяйничали Чичиковы, Собакевичи, Маниловы, Обломовы, короче – «свиные рыла». На протяжении всей истории Россия обезьянничала. Князь Владимир навязал ей православие, Петр Первый – европейские порядки и моды. В 20 веке она дважды подверглась оккупации: в 17 году ее оккупировали большевики, а в 1991-м – либералы. Деспотизм никуда не делся. «Оказалось, что старая кондовая Русская Система умеет воспроизводиться в любой идеологической одежке». Однако большевики долго не продержались. И о либералах следует сказать, что те, кто их понесет, стоят уже у порога. И авторитарный ельцинско-путинский режим падет. Почему?  Потому что он был навязан России извне, как и коммунизм. Он хоть и деспотический, но не свой, не соответствует Русской Системе, русской матрице деспотизма. Такова логика автора статьи. И здесь есть элемент истины. А по сути следует сказать: все народы, как и отдельные люди, заимствуют друг у друга формы жизни, методы хозяйствования, культурные ценности. И это нормально, где бы мы были, если бы варились только в своем соку! Здесь играет роль способ внедрения чужого опыт и чужих идей. То, что навязали России большевики, было неприемлемо с самого начала, потому что марксистская идея была и осталась ложной, фантастической, утопической. Однако рыночные и политические реформы,  проведенные в нашей стране в 90-е годы прошлого столетия, не просто соответствовали историческому моменту, но спасли ее от полного коллапса. Жаль, что историк Юрий Афанасьев в этом вопросе оказался не очень глубоким историком.

Пафос статьи «Историческая комиссия» состоит в том, чтобы разоблачить либералов, которые присосались к режиму, служат ему и создают ложную иллюзию развития страны по демократическому пути. Ату их! Каков же выход?  Вот что думает автор: «Нужно спасать и теперь уже – вот до чего дожили – реабилитировать репутацию свободы в России». Насколько я понял, Юрий Афанасьев предлагает интеллигенции заняться просвещением народа. «Людям, веками жившим в патерналистской парадигме, нужно помочь». Нужно «рационализировать  их смутное представление о достойной и благополучной жизни»,  чтобы начать реализовать его (это представление) своими руками. – «Подождем еще пару веков, пока народ по своему сознанию подтянется до нужного уровня? – спрошу я. – И тогда введем свободу политически?»  А другие не ждут.

Однако если все возвращается на круги своя, если русский народ постоянно возвращается к своей матрице, то какой смысл просвещать его, какой смысл «тащить бегемота из болота»? Пусть он живет, как может, как у него написано на роду. Вот тут и сказывается ограниченность философского багажа у автора статьи «Историческая комиссия». Каждый народ развивается, и русский – тоже. Знания и «опыт, сын ошибок трудных» делают свою работу. В XXI веке народ России прилично образован,  пережитая в последние два века практическая жизнь должна ему помочь. Великие реформы Александра Второго, реформы Столыпина  учили Россию мирному переустройству жизни; террор, войны, революции, как способы решения общественных вопросов, дискредитировали себя. Пусть низы (демос, трудящиеся массы) обожают своих тиранов (это нередкое явление в жизни народов). Здесь важно настроение и поведение элиты. А элита, совершившая перестройку в 90-е годы прошлого века,  работает, помогает власти поднять страну на следующую ступеньку исторического развития. ГУЛАГа у нас нет, тайная полиция никого не хватает, наука, искусство, вера свободны. Историки без препятствий публикуют свои разоблачительные книги, и не только в Интернете. Если учесть смелое и развязное поведение коммунистов, то свободы у нас сегодня слишком много.

Теорию Юрия Николаевича о некой тяжелой гире (матрице), которая постоянно отбрасывает страну назад, опровергает тот факт, что в наши дни и многие азиатские народы стремятся к свободе и добиваются ее. Индия – свободная страна. А чем ее матрица совершеннее нашей? Япония, Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Турция – хотят в Европу и идут туда. Собственность, рынок, права человека – все у них приживается, совершенствуется, развивается. А Россия ближе к Европе по всем параметрам.  Просыпаются и арабские страны. В развитии есть ступени. Перепрыгивать их нежелательно. Россия шагнула высоко, держится пока нетвердо. Кругом недоброжелатели, брюзжалы, «умники». И враги, да враги. Хотя их так и не называют, чтобы не провоцировать открытых конфликтов. воскресенье, 15 мая 2011 г. 
 


















11 г.