Драма Настасьи Филипповны

Александр Самоваров
Ах, Настасья Филипповна, ах, инфернальная женщина, ах, какая загадочная!

Ну и где тут загадки у Достоевского? Все предельно ясно. Тот советский литературовед, достоевскийвед, которого я уже цитировал, написал, что у Н.Ф. было раздвоение личности. Вот чудак. Главная беда этой женщины в том, что она слишком цельная личность, слишком! Она не может идти на компромиссы, хотела бы, но не может!

На ее особенность указывает ее совратитель Тоцкий, об этом прямо говорит Достоевский – Н.Ф. – женщина традиционного мира, это когда « я другому отдана и буду век ему верна!»

Для современных женщин в принципе не понятны метания Н.Ф., ибо для современных женщин все определяет такое понятие, как любовь. Любовь для современных женщин тождественна нравственности. Если какая-то дама совершила подлый и даже страшный поступок, но совершила из-за любви, то она будет оправдана женским сообществом – она же любила! Если дама совершает безнравственный поступок по отношению к тому, кого не любит, то женское сообщество опять на ее стороне – но она же не любила!

И еще современная женщина понимает, что если не любишь, то нужно получить какую-то материальную компенсацию, ну и много чего еще, что возникло объективно. И тут не в укор дамам все это пишется.

Для Н.Ф. как женщины традиционного воспитания и взглядов был возможен только один нормальный путь – по венец и верная жизнь с мужем до гроба. Другое дело, что Тоцкому, женись он на ней, отлились бы ее слезы, уж нашла она бы способ, чтобы он пожалел о содеянном.

Тот же Тоцкий называет ее алмазом, но не ограненным. Уж он ее воспитывал, воспитывал в правильном направлении, а она, попавшая в его руки ребенком, все равно выросла «традиционная».

Вот она сама о своей жизни: «А тут приедет вот этот: месяца по два гостил в году, опозорит, разобидит, распалит, развратит, уедет, - так тысячу раз хотела в пруд кинуться, да подла была, души не хватало…».

Тут вроде все предельно ясно – правильнее погибнуть, но не быть сожительницей!

Но, тем не менее, этот развратитель Тоцкий для нее муж в ее традиционном восприятии, и женись он на ней, то не было бы у нее драмы. Собственно, она этого ждала, она за это боролась пять лет, когда Тоцкий ее бросил. Она этого фактически добилась, ибо охладевший к ней, он к ней снова потянулся.

Для нее весь вопрос в ее статусе, прежде всего. Кто она? Она вопит об этом с ужасом, что она содержанка, отказываясь от денег Тоцкого, она кричит, что теперь в прачки, на «улицу»…

И вот этот статус замужней, а, значит, на автомате в том обществе, уважаемой женщины, ей предлагают за деньги, покупая за 75 тысяч ей в мужья Ганю. И ведь вопрос почти решен! Но тут появляются два человека, которые ее искренне любят. У Парфена Рогожина страсть, князь Мышкин, видящий людей насквозь, видит в ней великую душу, благородную женщину, он восхищается ее красотой, любит ее как сестру. Но любит!

Вот и решен для Н.Ф. вопрос на какое-то время. Мышкин, понимая все, понимая как ей важен статус, Мышкин, который в одно мгновение сам стал миллионером, предлагает ей выйти замуж за него, он жертвует собой. Но проблема снимается – Н.Ф. становится княгиней и богачкой.

Она соглашается, думает… отказывается, ибо ее проклятая цельность заставляет воспринимать саму себя, как падшую женщину, которая не достойна князя, вот поэтому она на время и выбирает Парфена Рогожина. Как до этого выбирала всякую рвань и шваль себе в друзья, себе в компанию, полагая, что это и есть равное ей «общество».

Вот такая драма. Настасья Филипповна со своей цельностью, со своей высокой душой обречена на гибель.

Но самое забавное, что многими современными женщинами она неизбежно будет восприниматься в разрезе сегодняшней морали, т.е. они воспринимают ее красивой стервой, сукой, которая живет, как хочет, крутит мужиками, у которых есть деньги, как хочет. Короче, у нее есть чему поучиться. Ну тут еще и страсти, внешне похожие на мыльные оперы.

Такая вот ерунда получается с Н.Ф.