Концерт вслепую

Диана Воронова
Станция Тенеш /Фото из Яндекса/

- Станция Тенеш! – хрипло выкрикнула проводница, направляясь в тамбур. С усилием потянула на себя заиндевевшую металлическую дверь и сделала шаг в сторону - в теплый, но плохо освещенный вагон вошла молодая женщина, держа за руку девочку лет шести.
- Следующая станция Ахпун! – снова прохрипела проводница и скрылась в своем купе.
 
В общем вагоне поезда Таштагол-Новокузнецк народу было немного. Пройдя ближе к середине, женщина поставила сумку на сиденье и принялась «распаковывать» малышку.
- Мам, а нам долго ехать? – интересовалась та, помогая матери вытащить себя из теплой шубки и, успевая освободившейся рукой покрутить большую красивую пуговицу на ее пальто.
- Около двух часов, - вполголоса ответила женщина. Она улыбнулась своей непоседе и усадила ее поближе к окну.
- А бабушка нас ждет? – продолжала громко расспрашивать та.
- Конечно, ждет!
- А булочек она напекла? А деда баню затопил?
Пассажиры улыбались, тактично делая вид, что не прислушиваются к ответам матери.

Неожиданно в вагоне погас свет. Совсем. Таежная темнота моментально просочилась в окна, оборвав вагонные разговоры.
- Товарищи, соблюдайте спокойствие - ничего страшного не произошло, - гаркнула в темноту проводница, предотвращая панику. – Свет скоро появится!

- Мам, а как же мы без света? – деловым шепотом поинтересовалась девочка.
- Молча, вот как, - улыбнувшись, и тоже шепотом ответила ей мать.
За окном, как и в вагоне, стояла непроглядная темень – в сибирской тайге с иллюминацией не особо разбежишься. 
- Не хочу молча! - обиженно прошептала малышка.
- Ну… тогда давай споем, - наклонившись к самому уху девочки, предложила мать, и по вагону поплыло ее изумительное контральто:

«Стоит средь лесов деревенька.
Жила там когда-то давненько,
Жила там когда-то давненько
Девчонка по имени Женька».

«Мальчишечье имя носила, - к красивому грудному голосу женщины осторожно присоединилось меццо-сопрано девочки. – Высокие травы косила…».

После первых же звуков акапелла все разговоры в вагоне прекратились. Метроном колес громко отстукивал ритм, а редкие фонари изредка мелькали в окне, всполохами освещая притихших пассажиров, внимавших этому странному дуэту.

Девочка держала мать за руку и с абсолютно серьезным выражением лица пела про незнакомую ей Женьку, которая погибла во время войны, и имя которой теперь носит Женькина школа. Как только песня закончилась, вагон взорвался аплодисментами.
- Сестрички, а спойте еще? – попросил невидимый мужской голос из темноты.

Женщина улыбнулась и запела про молодого шахтера из Донецка.
- Спят курганы темные,
Солнцем опаленные,..

И туманы белые
Ходят чередой, - легко подхватила ее маленькая дочь.

Потом была песня про геолога, который «ветру и солнцу брат», потом пушкинский «Узник», ставший гимном революционеров. «Узник» сменился казачьим шлягером про несчастную девицу, которой цыганка нагадала смерть, вместо свадьбы с любимым.

…Свет в вагоне так и не появился, но, казалось, теперь он был даже ни к чему - по просьбам слушателей женщина с девочкой продолжали петь одну песню за другой. Песен было много, и совершенно разной тематики. Но все они исключительно положительно воспринимались благодарной «вагонной» аудиторией.

Два часа пролетели незаметно.
- Мы через десять минут приедем, доченька, пора одеваться, - осторожно произнесла женщина, глядя на одухотворенное лицо малышки. Ее лицо всегда становилось таким серьезно-задумчивым, когда они пели дуэтом. Как будто ребенок окунался в историю каждой песни, переживая события ее героев вместе с ними.
- Нет, мама! Мы с тобой еще про Алешку не пели! – удивленно воскликнула та.
- Спойте! Спойте, пожалуйста, про Алешку! – вдруг раздалось со всех сторон.
Женщина растерянно опустилась на сиденье, держа в руках маленькую шубку.
- Хорошо, - ответила она в темноту. – Мы, конечно же, споем.

Не дожидаясь, пока мама начнет свою партию, девочка запела первой:
- Белеет ли в поле пороша,
Пороша, пороша,
Белеет ли в поле пороша
Иль гулкие ливни шумят,

Стараясь силой своего контральто не подавить голос дочери, молодая женщина осторожно вплела свою партию: «Стоит над горою Алеша - В Болгарии русский солдат».

Когда песня про солдата подошла к концу, в вагоне вспыхнул свет.
- Э-эх… Жалко, что уже выходите, - тихонько произнесла пожилая женщина.
- Да, красиво поют, - согласился мужчина интеллигентного вида, с интересом поглядывая на молодую женщину.
- Спасибо вам, девочки! – неслось со всех сторон.

Женщина смущенно улыбалась в ответ, держа за руку дочь и пробираясь к выходу. Неожиданно навстречу им поднялся пожилой мужчина в черных очках. На левой стороне его пиджака в несколько рядов расположились орденские планки. Опираясь на палку для слепых, мужчина чуть приподнял голову и втянул в себя воздух, словно нюхом определяя расстояние до женщины с ребенком. После этого тихо и хрипло произнес: «Спасибо вам, сестренки, - и вдруг… поклонился в пояс. – А за «Алешку» - отдельное спасибо»…