ЦыгАночка НАМ НИ РАза! Аза-НЕ ЬлЯдь НЕ зарАза!

Владимир Крыленко
  ЦыгАночка НАМ НИ РАза! Аза - НЕ ЬлЯдь, НЕ зарАза!

Вот нЫне я, заместь зАвтрака,
СваргАнил и отослАл ВАМ,
МИлые читАтели и читАлочки,
Мой свЕжеиспЕченный опус
<ЦыгАночка РОза-Аза, цыганочка - ЬлЯдь-зарАза!>,
А ведь я в нём чутОчек приврАл,
ГлАвное не сказАл! -

Да, действИтельно,
ЦыгАночка мОжет бЫть и РОза, и Аза срАзу,
И дАже - с зарАзой зарАза!
Но, глАвное, цыганочка -
НИКАК НЕ мОжет бЫть ЬлЯдью -
НИКОГДА, НИ рАзу!

Что б ТАМ про цыганочек ни пЕли:
    <<На прощанье шаль с каймою
      Ты на мне узлом стяни;
      Как концы ее, с тобою
      Мы сходились в эти дни.
      Кто-то мне судьбу предскажет?
      Кто-то завтра, сокол мой,
      На груди моей развяжет
      Узел, стянутый тобой?>>

Нет, НИ С КЕМ - НИ С тобОю, НИ СО мнОю
НЕ сходилися цыганки -
НИ в эти, НИ в ТЕ дни иль нОчи!
И НИКТО (крОме мУжа-цЫгана!)
НЕ СМЕЛ НИ завтра, НИ пОсле-завтра,
НИ сокОл, НИ сОкол,
НИ с <совкОм>, НИ с <сОком>,
НИ мой, НИ твой, НИ иной,
НЕ СМЕЛ Узел
НА груди ЕЁ-моей-твоей -
НИ стянуть, НИ развязАть! -
ТАКОЙ уж был ЗАКОН у НИХ - цыганочек -
КазАлось-бы, по-вИду, ВСЕМ достУпным
А по сУти - ВСЕМ НЕдостУпным-НЕпристУпным!

В Российской империи и позже - в СССР
существовало уникальное (по заграничным меркам) явление.
Многие наши девушки выходили замуж за кочевых цыган
и кардинально меняли свой образ жизни!
Русские жёны учились гадать на картах,
<с толпой цыганок> ходили за подаяниями,
жили в шатре-кибитке кочевой...
И решимость круто изменить свою судьбу отразилась в их частушках:
    За цыгана выйду замуж,
    Хоть родная мать убей,
    Буду ездить по деревням
    И обманывать людей!
    За цыгана выйду замуж
    Я в палаточке, в лесу.
    Подержите мои сиськи -
    Я плечами потрясу!
За нашей границей цыгановеды ничего подобного не отмечают!
Наоборот! ИХНИЕ народные песни
предостерегают девушек от любви к цыганам!
Европейский фольклор сулит за ослушание нищету, горе и болезни!
А у нас - удалая решимость!
А для нас под сенью <кибитки кочевой> - главная приманка!
Воля! Ах, как мы, русские, всегда любили врОде-б вОлю!
Ради неё мужикИ
устраивали бунтакИ-бардакИ,
убегали "в казакИ"!
А мИлы дЕвушки - <<уходили спозаранок
В степь далЁко, милый мой,
Я уйду с толпой цыганок
За кибиткой кочевой!>>.
И бывАли (<<в нашей жизни всЯкое бывАет!>>) счастливы!
Хотя и нищеты, и невзгод в цыганской жизни хватало! -
С лихвОй! С избЫтком! ВдОсталь!
Так что русские девы порою круто меняли свою жизнь-судьбу!

А вот деревенский парень, влюбившийся в таборную красОтку,
получал от ворот поворот!
Русских примаков цыганская семья не брала -
У них же <совкИ-тЫквы-тычинки> НЕ ТЕ!
Поэтому один из мотивов нашей частушки -
недоступность цыганских женщин:
   Я к цыганке подлетел - Поухаживать хотел.
   Цыганка в юбке палевой Сказала мне: "Проваливай!"
На страже нравственности зорко стояли цыганские мужчины.
Так что деревенский искатель приключений сильно рисковал,
если лез к смуглянке с поцелуями:
    Познакомился с цыганкой,
    Дал ей сала, а потом
    Меня тоже угостили -
    Меж телегами кнутом!

И нас вполне справедлИво раздражАет
Эта НЕсправедлИвость, что цыганки ТАК блюдУют,
а свою ЁЬаную ВСЕМИ вдОль и впоперЁк,
и в задОк, в передОк - честь блюдУют-блюдут:
    Завлек я как-то Азу,
    Цыганочку-заразу.
    Пролежал с ней целу ночь -
    Не дала ни разу!
Другой деревенский стихотворец - наоборот - уповает на ласку и заботу.
Он зовёт <девушку> из табора замуж и уверяет, что в его доме она будет жить,
как Христос у МарИи в письдЕ и за пАзухой:
    Я цыганочку свою
    Работать не заставлю.
    Сам я печку истоплю,
    Самовар поставлю...

На "цыганскую тему" есть м скабрёзные частушечки!
Есть - как не быть. Ведь сборник "Русские частушки"
вышел уже после обрушения ком-режима!
Поэтому в него вошло очень много материала,
находившегося прежде под цензурным запретом.
Куплеты похабного содержания (включающие порой ненормативную лексику)
относятся главным образом к отношениям между русскими парнями и девчатами.
Ведь мы парадоксальный народ!
Деревенские неписаные законы были строгими, и в основном соблюдались.
Но при этом на гулянках считалось особым шиком спеть "озорной" куплет -
представить себя как можно развязнее и нахальнее!
Это были своего рода "параллельные реальности".
И чаще всего девка на выданье,
которая так бойко пела о запретном,
никого к себе не подпускала до свадьбы!

И вот как смотрятся цыгане в фривольных русских куплетах.
А выглядят они очень даже прилично!
Русские же знали, что подкатывать к таборной гадалке
с похабными речами бесполезно и опасно!
Так что и частушки построены по принципу:
"Цыган с цыганкой".
Да и те  по нашей мерке довольно целомудрены.
Если бы я сейчас начал цитировать русское,
то, что русские поют сами про себя -
приведенные тут куплеты выглядели бы как детский сад!>>
                (Николай Бессонов. 2007.
                zigane.pp.ru/literatura20.htm  )

  Да, было ТАК когда-то,
  Но давно прошло:
    <<Ой, цыгане вы, цыгане,
      Вечно вы кочуете.
      Почему же вы, цыгане,
      Дома не ночуете?>>

  А ныне - НЕ кочуют,
  А в Домах ночуют!
  Да ещё в КАКИХ Домах -
  С самой Большой Буквы!

Вот как бывАет на СвЕте -
Былых цЫганок уж нЕту,
А цыгАнка пЕсни пЕла -
КогдА-то пЕээл-ла...

   С уважением к ВАМ,
   МИлые читАтели и читАлочки,
        Владимир Крыленко  14 мая 2011