Соседи

Алекс Новиков 2
Соседи (Малазийская история)

Автор - Izzah Aziz. Перевод - Алекс Новиков.

На новое место на новое счастье

- Вот это домик! - Десятилетняя Май Лонг и ее родители переехали в Таман Сентозу, новый благоустроенный район, где устраивались на жительство зажиточные семейства.
 - Ну вот, доченька, теперь мы тут будем жить! - Мама смотрела, как грузчики распаковывают вещи и ставят все по местам. У нас новый просторный дом! Если работники разобьют хоть одну чашку...
 - Да мама! Тут здорово! - Май Лонг дочка бегала по всем комнатам, и казалось, была везде и сразу, успевая мешать и маме и папе и грузчикам!
 "Ишь, егоза какая, - думал отец, глядя на босоногую девочку, успевшую стянуть со стола банан, - факт, рано или поздно получит она у меня ремня!"
 Папа, человек добрый, дочку свою обожал, но, как и любого строгого отца, в шкафу до поры до времени висел кожаный ремешок.
 Так прошел первый день на новом месте.


Подруги

 Вскоре Май Лонг подружилась с Гейл Пак. Девочки были одного возраста и не только жили рядом, но и учились в одном школьном классе, каждый день вместе приходили на занятия, а потом, вместе готовили уроки и проводили свободное время.
 - Пусть играют! - Решили родители. - Хоть соседи и другой веры, но это никогда не мешало всем малазийцам прекрасно общаться, а вера - дело совести каждого.
 Их дружба крепла день ото дня вплоть до рокового вечера, когда мать Май Лонг  принесла домой маленького щенка породы Чау-Чау.
 - Взгляни, моя дорогая, я принесла тебе щенка. - Мама открыла корзинку и рыжее лохматое существо сразу же выбралось на пол и сделало лужу. - Это тебе подарок ко дню рождения от твоего отца и от меня!
 - Для меня? - воскликнула обрадованная девочка. - Какой он хорошенький!
 Прижимая щенка к себе, она заговорила с ним, а тот лизнул ее черным шершавым языком. 
 - Ой, мама, какой он пушистый! Я придумала ему великолепное имя! Он у нас будет Джохаром. Да, Джохар!
 Щенок тявкнул и лизнул девочку еще раз.

К сожалению, радость маленькой девочки была  омрачена, и вот каким обстоятельством: мать подруги Силина Пак страшно рассердилась, узнав о щенке. Согласно религии семейства, собаки - грязные существа и им не место среди домашних животных.
- Развели нечисть в рашем квартале! - Она пробовала говорить со своим мужем об этом, но он справедливо решил, что соседская собака не имеет к ним никакого отношения.
 - Пока щенок не заходит в наш дом, он не будет нам мешать! - сказал папа за ужином. - Соседи имеют полное право заводить себе собаку! А наши дети пусть играют, как играли! В конце концов, наша дочь имеет право выбирать себе подруг! Гейл, я разрешаю тебе общаться с подругой на не разрешаю играть с ее собакой! тебе все ясно!
- Все! - Вздохнула Гейл.

 Но Силина не собиралась закрывать этот вопрос.
 - Ты не понимаешь! Это добром не кончится! Не даром наша религия против собак! Но разве ты не слышишь, как эта псина скулит и лает день и ночь? - ворчала она каждый вечер.
 - О, это вероятно, он просто еще не привык к новому дому и тоскует без матери! - Отец был настоящим мужчиной и не менял данного один раз мнения. - Понятно, почему он воет! Гейл, ты меня знаешь! Что разрешено - то можно! А что запрещено... Сама знаешь...
 - Я все понимаю, папа!
Но и отцовская резолюция убедила Силину.

 "Спаси нас боги от такого несчастья, - думала она, собирая со стола посуду, - но моя дочка может начать играть с этим мерзким животным! С этим надо что-то делать!"
 Наконец она решила, что надо запретить Гейл приходить в дом Май Лонг и сразу же сообщила дочери о своем решении.
 - Но почему я не могу приходить к ним в гости? - Не поняла девочка материнской строгости. - Мы же так хорошо вместе играем! И папа не против!
 - Из-за щенка! - Строго сказала Силина. - Неужели непонятно?
 - Но причем тут щенок? Я же не играю с ним!
 - Я знаю, моя дорогая. Но ты знаешь, что наша религия запрещает даже касаться собаки! Вздумаешь ослушаться - выпорю!

 Расстроенная до слез, девочка не знала, что и отвечать. Силина Пак была женщиной доброй, но строгой и привыкла держать слово.
 "Если захочет наказать, так все равно накажет!" - Решила девочка и тайно она все  продолжала ходить к Май Лонг после этого разговора, рассчитывая на заступничество отца и на везение.

Полоса невезения

 Рано или поздно, все тайное становится явным. Однажды вечером Гейл Пак прибежала домой, и поспешила в ванну.
 "Это подозрительно! - Силина пошла следом и увидела, как девочка побросав одежду в угол, стоит в ванне и интенсивно трет колено мочалкой. - Что-то явно случилось и мне пора вмешаться!"
 - Что случилось? - удивленно спросила женщина.
 - Ой, Джохар облизал мое колено, мама! - Девочка продолжала отмываться.
 Услышав это, Силина разъярилась не на шутку.
 - Да как ты смела, - мама схватила мокрое полотенце, перекинула дочь через колено и изо всех сил шлепнула по попе, - Почему ты нарушила запрет?
 Шлеп!

 - Я же говорила, чтобы ты близко не подходила к дому Май Лонг!
 Шлеп!
 - Почему ты не послушалась меня?
 Соседка принялась не на шутку шлепать девочку мокрым полотенцем.

 - Ой, мама! - Гейл Пак отчаянно сучила ногами, и сжимала попу, по которой гуляло полотенце.
Несчастной малышке было очень больно и очень стыдно. Мама крайне редко наказывала девочку, но на этот раз повод был слишком серьезным, чтобы решить дело мирным путем.
 - Это за ослушание! - Соседка стала бить все чаще и сильнее, а Май Лонг вообще перестала, что-либо соображать.
 - Прости мама! - девочка пыталась прикрыть попу от страшного мокрого полотенца. -

Пожалуйста, не сердись! Ой! Я уже вымылась! - Жалобно всхлипывала она.
 - Я это видела! - Мама немного смягчилась. - Но, запомни, ты не должна больше ходить в дом к Май Лонг! Никогда! Понятно?
 Дочкина попка уже напоминала спелый помидор, но мама и не думала останавливаться.
 - Но, мама, она - мой лучший друг! - Девочка пошла характером в отца и не собиралась сдаваться даже после такого строгого внушения.
 Не миновать бы Гейл Пак повторной порки, но тут появилась Май Лонг.
В Малайзии, даже в городах, двери редко запирают на замки.
 - О, пожалуйста, не наказывайте мою подругу, - просила она рассерженную женщину, - мой маленький Джохар только хотел поиграть с Гейл!
 Но мать, увидав виновницу разборки, рассердилась еще больше.

 - Действительно, моя дочь испоганилась, играя с твоей грязной собакой! - Она еще раз ударила девочку пониже спины. - Вы обе знаете, что это против нашей религии. И если собака действительно случайно тронула вас, необходимо вымыть эту часть  тела не просто с водой и мылом, с водой, смешанной с глиной, а потом шесть раз смыть водой!

 Гейл Пак всхлипывала, лежа на коленях у матери. "Моя подруга и видит меня в столь унизительном положении! - Подумала она, и слезы сами собой полились из ее глаз. - Зачем я нарушила запрет?"
 - Но Джохар чист, - Май Лонг пыталась возразить. - Я мою его каждый день! Он - нисколько не грязен. Только смотрите на него, - она сказала, указывая в окно. Джохар сидел во дворе с невинным взглядом на собачьей морде.
 - Знаю я, какой он чистый! - Женщина продолжала сердиться. - Май Лонг, для нас он - все равно грязное животное! Моя дочь заслужила порку, и более серьезную, чем полотенцем!
 Несчастная Май Лонг не знала, что и ответить в защиту Джохара и своей подружки. И она не могла понять того, что мать Май Лонг пробовала сказать. Все, что она знала, было то, что соседка не любила Джохара, обвиняла щенка в том, что он грязный.
 Внезапно собака начала бежать вокруг двора, виляя хвостом и игриво лая. Кот Гейл Пак, сиамец Корено, решил выглянуть во двор. Дело закончилось дракой: кот ударил лапой щенка по носу так, что от откатился в сторону и жалобно заскулил. Кот выгнув спину злобно шипел на незваного гостя.
 - О, нет! - Выгоните собаку отсюда! - кричала Силина, скорчив брезгливую гримасу. - Мой котик! И не смей приводить собаку даже на порог моего дома!

 - Хорошо, - Вид наказанной подружки вдруг придал Май Лонг смелости. - Вы можете выпороть и меня, но разрешите нам играть вместе с вашей дочерью!
 Гейл Пак не могла поверить тому, что слышала, но очень испугалась за подругу.
 - Этого еще не хватало! - Мама спустила дочку с колен и протянула ей большое полотенце завернуться. - Еще мне не хватало бить чужих детей! Если ты нарушишь запрет, я нанесу официальный визит к твоим родителям. Вот пусть они с тобой разбираются!
 "Только не это, - по спине Май Лонг поползли мурашки. - Она вспомнила, как папа доставал из шкафа свой любимый черный ремень… То, что последовала вслед за этим, было страшнее всего на свете!"
 Не говоря ничего, она схватила Джохара на руки и побежала домой так, что только пятки сверкали.

 Только дома она сказала своей матери, что случилось.
 - Май Лонг, - ну, ты же знаешь, что людям их веры не разрешают играть с собаками, - успокаивала ее мать. - Вот и твоя подружка за это получила наказание! А тебе наперед надо знать, что мы, малазийцы с детства привыкли уважать религиозные чувства соседей, даже, если у нас другие боги.
 - Но почему она обвиняла моего Джохара в том, что он грязный? Я держу его очень чистым, - Девочка заплакала от обиды. - Она еще и полотенцем дочь наказала! Это несправедливо!
 Ее мать нечего не ответила.

 Несмотря на предупреждение матери и суровую порку полотенцем, Гейл Пак все еще продолжала ходить к Май Лонг: тем же вечером папа пришел с работы и посчитал, что дочка и так хорошо наказана полотенцем, и наказывать дополнительно лишением общения с соседкой просто нет смысла.
 - Я разрешаю вам встречаться и играть, но если Джохар снова нарушит запрет, - строго сказал папа, - я тобой уже не мама, а я поговорю!
 Обе девочки казалось, не очень сильно были обеспокоенными недавним инцидентом, поскольку их дружба была важнее наказания.
 
Гейл Пак также поняла, что Май Лонг очень любит своего Джохара, но старалась не подходить к собаке близко. Впрочем, Джохар быстро рос, и неприятности от него тоже росли. Соседи тихо ненавидели собаку за то, что он воет на Луну, преследует соседских кошек, заставляя владельцев малазийских мурзиков изрядно волноваться: зубки у щенка крепли день ото дня.
 
Катастрофа

 Однажды в воскресенье Май Лонг пошла Гейл Пак, чтобы вместе поиграть. День был слишком пасмурный для прогулки, и девочки остались играть в доме. Чтобы не нарываться на неприятности, собаку оставили во дворе, но привязали кое-как. Раскинув настольную игру девочки с азартом выкидывали игральные кости. 
 Но тут, как на грех, кот Гейл Пак, сиамец Корено, вышел из дома и решил прогуляться по двору, а потом присоединиться к играющим девочкам и выклянчить что-нибудь вкусное.
 К сожалению, подросший Джохар заметил кота помнил удар когтистой лапы по носу и бросился на него, лая от негодования, горя жаждой мести. Теперь он стал прочти второе крупнее кота и перевес был на его стороне в силе, но не в ловкости!

 - Мяу! - Кот подпрыгнул от испуга и бросился в дом. Щенок дернул веревку и та оборвалась.

 - Гав! Ав! - Джохар понесся следом, не разбирая дороги.
 Кот прекрасно понимал, что спасение лишь одно: забежать в родной дом. Оказавшись в гостиной, Корено запрыгнул на телевизор, выгнул спину и угрожающе зашипел. При этом он опрокинул вазу, мирно стоявшую на телевизоре, и она с печальным звоном разбилась об пол.
 - Это еще что? - Слыша шум, мать Гейл Пак прибежала в комнату, - О, Бог ты мой, что случилось с моей красивой вазой? - закричала она, не веря своим глазам: нечистое животное в доме, да еще и устроило погром!

 Джохар стоял в комнате, рыча на наглого кота. Увидев это, женщина схватила метлу и начала бить незваного четвероногого гостя. Визжа в боли, собака дала деру. Девочки стояли, наблюдая за бушующей женщиной. Они осознали всю трагедию создавшегося положения, и тихо плакали.
 Не говоря ничто, Май Лонг убежала вслед за Джохаром.

Семейные суды

 Гейл Пак, так же была свидетелем этой сцены, был слишком ошеломлена, чтобы сделать что-нибудь.
 - Значит, доченька, одного раза тебе мало! - Женщина решила строже наказать девочку и взяла ремень отца.
 - Нет, мама, не надо! - Из глаз малышки потекли слезы.
 - Раздевайся и ложись! - мама сложила ремешок вдвое и погрозила им дочери. - Теперь весь дом отмывать и заново святить надо! О, моя любимая ваза!
 Девочка понимала, что пощады не будет, но все же безропотно подчинилась. Порка была суровой: мать не собиралась прощать девочке нарушение религиозных и домашних запретов. Гейл Пак было очень больно, но еще больнее было то, что ремень разрушал дружбу.
 Она, конечно, понимала, что мать была очень сердита за незваного гостя, и не будет позволять ей видеть Май Лонг вообще. Только из-за Джохара.


 Тем же вечером, отец Май Лонг возвратившись домой с работы, нашел дочку в слезах. Мама Май Лонг рассказала, что случилось и объяснила: дочка наказана и сидит в своей комнате, ожидая справедливого отцовского решения.
 Тут же Май Лонг вызвали на семейный суд.
 - Я понимаю Силину Пак! Отец девочки был строгим, но  справедливым, - она имеет полное право сердиться! Наш Джохар преследовал кота в ее же собственном доме, и затем разбил дорогую вазу!

 - Это не он разбил, а кот! - Май Лонг вытирала слезы.
 - Не было печали! Так что нам делать теперь? - Спросила мать.
 - Я не знаю! Для начала мне, как отцу и главе семьи придется сходить к соседям, извиниться за поведение дочери, за вазу надо или заплатить, или купить новую, ну а дочку придется выпороть, - добавил он неохотно. - Кроме того, я предлагаю, что наша Май не будет близко общаться с Гейл некоторое время, пока страсти и шум не улягутся!
 - Пожалуй, так будет правильно! - согласилась мать. - Девочка наказание заслужила и родители Гейл должны знать, что мы наказали свою дочь достаточно строго, чтобы в другой раз неповадно было! В конце концов, надо уважать веру соседей!
 "Меня высекут! - Май Лонг была ошеломлена родительским решением. - А с Гейл Пак нельзя будет играть! Вот, что называется, поиграли!"

 - Ну, дочка, без наказания оставлять тебя нельзя! Я пошел за ремнем, а ты пока раздевайся и ложись на диван! - Вздохнул папа.
 Слова отца стали для девочки полной неожиданностью.
 - Нет! Не хочу! - Перепугавшись, она умчалась в свою комнату, в голове девочки путались мысли.
 Ей было и страшно и стыдно и горько оттого, что случилось, и что произойдет в самом ближайшем времени.
 - Май Лонг, - услышала она голос матери, - иди к нам по-хорошему! Иначе я сделаю так, что все будет по-плохому!
 "Это все я и моя собака! Гейл уже один раз высекли полотенцем, и, скорее всего, высекли еще раз, когда я убежала, - подумала она, - значит, если я настоящая подруга, мне надо вынести наказание! Это будет справедливо!"
 Рассудив таким образом, Май Лонг разделась и приготовилась к порке.
 - Ну-с, девочка, - голос папы дрожал, он не был до конца уверен в справедливости своего решения, - начнем!
 Маленькое тело сжалось, ожидая наказания. Мать Май Лонг встала у края дивана и схватила дочь за лодыжки.

 Рассудив таким образом, - Май Лонг разделась и приготовилась к порке.
 - Ну-с, девочка, - голос папы дрожал, он не был до конца уверен в справедливости своего решения, - начнем!
 Маленькое тело сжалось, ожидая наказания. Мать -Май Лонг встала у края дивана и схватила дочь за лодыжки.
 "Девочка моя выросла! - папа посмотрела на ребенка. - Жаль, но мне надо ее наказать, и как следует!"
 Джохар грыз во дворе кость, но прервал это занятие, и стал прислушиваться к крикам хозяйки, не понимая, что происходит.

***
 Гейл Пак попало еще раз, когда с работы пришел отец. Он увидел, как жена отмывает весь дом, и очень удивился внеплановой уборке. Услышав о хулиганстве собаки и разбитой вазе, он посчитал наказание Гейл недостаточным и тоже высек дочку очень сурово.
 Эта ночь была бессонной для обеих подруг.

 Девочки тихо плакали в своих кроватках, думая о превратностях судьбы, а во дворе сидел Джохар и выл на Луну. Вот так  из-за проделок Джохара была разрушена дружба с Гейл Пак Лонг и Май Лонг.
 "Наверное, я должна просить, чтобы Май Лонг избавилась от собаки, - думала наказанная Гейл, - но, нет, я же знаю, как много значит этот щенок для моей подружки!"
 Уединение Гейл Пак нарушил кот. Почувствовав горе маленькой хозяйки, он пришел к ней в кровать и улегся рядом.
 "Нет, пусть она играет с собакой, - девочка погладила кота, - а я буду играть одна или с Корено!"

***
 Шло время.  Гейл Пак Лонг и Май Лонг не встречались. Хотя они видели друг друга в школе, они никогда друг с другом не разговаривали, и ходили домой отдельно.
А вот собака вела себя странно: Джохар продолжал лаять днем, а ночью выть на Луну, но теперь это звучало все более и более странным: вой был жутким, пугающим. Так воют собаки, чуя близкую смерть.
 - Может, наш Джохар болен? - Волновалась Май Лонг.
 - Ветеринар говорит, что здоров! - Уверил отец.
 Странный лай Джохара и вой продолжалась.
 - Дурной знак, - шептались соседи, - плохое предзнаменование!
 По кварталу стали распространяться слухи. "Или собаку или хозяев ждет большая беда!"

 Разумеется, слухи дошли и до Гейл, от чего она погрустнела еще больше.
 Наконец, Май Лонг набралась достаточно храбрости, чтобы поговорить подругой. Подойдя к Гейл, она спросила: - разве ты не хочешь дружить со мной больше?
 - Конечно хочу, но теперь, когда нам не разрешают встретиться! - Девочка протянула Май Лонг персик. - Попробуй, это нам из деревни прислал дедушка! А дружить нам нельзя из-за Джохара!
 - Я знаю, - Май Лонг разломила персик пополам и вторую половину протянула подруге назад, - но без него, мы можем играть!
 - Хорошо...
 - Хорошо-то что?
 - Не обидишься, если я кое-что скажу?
 - Конечно, нет. Мы же - друзья!
 - Хорошо, тогда, Май Лонг, я думаю, что ты должна постоянно держать его на привязи! Это очень важно!

 - Привязанным?
 - Да, держи его на цепи в вашем саду. Тогда я уговорю свою маму и мы сможем видеться как и прежде!
 - Но я не думаю, что Джохару эта затея понравится. Мы его редко привязывали, и он бегает, как хочет! Если я привяжу его, он будет только лаять больше.
 - Это, конечно правильно, но разве он не может посидеть, пока мы видимся?
 - Не думаю, - Май Лонг очень не хотелось лишать Джохара свободы, - вряд ли постоянный лай и вой понравится соседям! Они, вероятно рассердятся, и отравят его!

 - Дура! Они не могут убить его! Это незаконно! И я уверена, что постепенно он привыкнет к тому, чтобы сидеть на привязи. Тем более что он лает всегда, сидит он на цепи или нет!
 Май Лонг задумалась. Наконец она ответила:
 - Хорошо, я попробую привязать его сегодня вечером, и посмотрим, что получится. -
 Обе девочки улыбнулись и пошли домой, взявшись за руки.
 Тем же вечером Май Лонг привязала Джохара на цепь. Но собака лаяла и выла бесконечно.
 - Джохар, так надо! - Ночь девочка несколько раз выходила из дома, чтобы увидеть и приласкать его. - Не плачь, любимый! только сделала это для твоего собственного блага. Зато теперь никто не будет бить тебя метлой! И теперь Гейл Пак и я сможем все еще быть друзьями!
 В ответ Джохар только скулил и облизывал ее лицо.
 
 - Не сердись! - Девочка гладила пса между ушей. - Скоро ты привыкнешь, и все будет хорошо!
 Только она пошла спать, как лай и вой начался вновь, с каждой минутой становясь все громче и громче. Не выдержав, выбежала к нему еще раз.
 - Ты не вмешаешься, - мама Май Лонг смотрела в окно, не решаясь позвать дочку домой, - скоро полночь!
 - Нет! - Отец остановил маму. - Девочка должна сама принимать решения!
 Становилось поздно. Май Лонг уже выходила, чтобы успокоить собаку пять раз. Утомившись и расстроившись, она, наконец, решила спустить собаку с привязи.
 - Хорошо, я развяжу тебя, но обещай, что ты никуда не уйдешь со двора!
 Собака скулила, как будто понимая, что говорила девочка. Он преданно лизнул девочку в
нос и посмотрел на дорогу. Невысокий забор уже давно не служил препятствием для подросшей собаки.
 - Эй, в чем дело? - Девочка знала характер собаки и решила еще раз напомнить ему, чтобы тот сидел во дворе. - А теперь пожелай мне спокойной ночи!


Трагедия под луной

 Лик Луны затянули тучи, вой прекратился к великой радости всех соседей. Пес смотрел на мокрый асфальт и ждал, когда в комнате маленькой хозяйки погаснет свет. Если бы не некоторое карканье лягушек в расстоянии, ночь была бы тихой и мирной. Внезапно начался дождь.
 Под его звуки Май Лонг наконец-то погрузилась в нелегкий сон. Ей снилась, что она, Гейл Пак и Джохар идут по бесконечно длинной дороге. Путь привел их в ущелье. Она подошла е самому краю и заглянула в пропасть. Там было темно и глубоко, и она не могла ничего разглядеть Тогда, внезапно, Джохар залаял и сиганул в зияющую черноту.
 Май Лонг проснулась в холодном поту. Она выпрыгнула из кровати и помчалась во двор.
 Утро было прохладно, и росинки блестели на траве. На востоке, солнце, медленно поднималось. Джохара нигде не было.
 - Джохар! - Она кричала снова, и снова.
 Родители проснулись и, зевая, вышли во двор.
 
 Собаки и след простыл.
 Май Лонг искала его по всем окрестностям, громко кричала по имени, - Джохар, Джохар, - но нигде не было и следа любимой собаки. Уныло она возвратилась домой и сидела у того мета, где Джохар имел обыкновение спать.
 - Спокойно она бормотала к себе: - Это никогда не случилось бы, если бы я его не привязала. Он ненавидел цепь. Это я со своим упрямством заставила его убежать.
 - Не плачь, дорогая, - мама пыталась ее утешить, - мы купим тебе другую собаку!
 - Все равно, она не заменит моего щенка! Я не хочу другую собаку. Можно, я после обеда пойду и поищу Джохара. Я верю, что он жив!
 Слух о том, что Джохар пропал, быстро распространился по окрестностям. Когда Гейл Пак услышала, то немедленно побежала к дому подруги.
 - Попал мой Джохар! - Май Лонг увидев подругу, бросилась к ней и начала рыдать. - Совсем пропал!
 - Пожалуйста, не плачь, Май Лонг, - Гейл Пак понимала, что ничем не может помочь подруге, - пойдем, поищем его вдвоем!

 - О, спасибо! Я знаю, что тебе может попасть только за такое предложение! - Девочка было сильно расстроена, но понимала, какую жертву готова принести подруга ради нее. - Мне сердце говорит, что он мертв!
 - Нет, я не верю! Он все еще жив. Мы найдем его!

 - Я знаю, что он мертв! - Май Лонг горько заплакала. - Сегодня ночью я видела сон, как он упал в глубокое ущелье и исчез!
 - В сны верят только дураки! - Возразила Гейл. - Давай пойдем, будем вместе его искать! Он мог уйти на реку, куда мы ходили ловить рыбу!
 Обе девочки выбежали вниз на дорогу, ведущую к реке. Так как это было воскресенье, машин на дороге было еще мало.
 Далеко им идти не пришлось: они увидели, что кое-что лежит на обочине. Сердце Май Лонг отчаянно забилось. Оставив Гейл Пак, она побежала вперед. "Неужели это он? - С каждым шагом она убеждалась, что на обочине лежит тело Джохара. - Не может быть?"
 Он был весь покрыт ушибами и ранами. Казалось, что он был сбит проходящим автомобилем и отброшен на обочину.

 - Мой Джохар! - Май Лонг почти упала в обморок.
 Водитель микроавтобуса понял, что произошло, остановил машину и помог Май убрать то, что осталось от Джохара в полиэтиленовый пакет.
 - Шли бы вы девочки домой! - Строго сказал он. - Не случилось бы чего и с вами!
 Вечером того же дня Гейл Пак помогла подругу хоронить Джохара в задней части двора. Девочки посадили маленький кустик около его головы. Потом Май Лонг встала на колени около могилы и, дрожащим голосом, тихо сказала:
 - Спи спокойно, моя любовь. Этот растение будет всегда напоминать мне о тебе. Я буду его поливать и рыхлить под ним землю, пока он не вырастет и не зацветет. Я буду всегда заботиться о твоей могиле!
 "Смерть не выбирают. - Подумала Гейл. - Перед нею все равны! И люди и звери!" Девочка молилась рядом, по своему обычаю, но была тронута словами подруги. Обе девочки помолившись, встали и, взявшись за руки, ушли.
 Поскольку они вернулись к дому Май Лонг, они увидели, что Силина вошла в ворота, неся маленькую корзину.
 - Ну вот, моя мама снова рассердится! - Гейл Пак испугалась, что ее мать будет сердита. - Интересно, а зачем она идет сюда?
 Но женщина только приблизилась к двум девочкам и положила свою руку на плечо Май Лонг.

 - Я сожалею, - мягко сказала Силина, - что твою собаку раздавила машина. Я знаю, что Вы очень любили его. Но, пожалуйста, пойми, почему я не могла позволить Гейл Пак приходить сюда, когда у вас была собака. Я надеюсь, что Вы обе будете дружить впредь! И я, хотя я знаю, что никто не сможет когда-либо заменять вашу собаку, я принесла тебе это! Путь он принесет в Ваш дом счастье!
 Закончив свою речь, Силина вручила Май Лонг корзину. Посмотрев внутрь, девочка увидела крошечного сиамского котенка, совсем недавно открывшего глаза.
 - О, какой красивый котенок, - закричала Май Лонг, прижав крохотный комочек к своей щеке, - я знаю, что Джохар никогда не ревновал бы меня к котенку. Я уверена, что он был бы счастлив, что я нашла нового друга!
 - Спасибо мама! - Гейл Пак залилась слезами: девочка никак не ожидала от своей матери такого поступка. Теперь было ясно, что обе семьи не будут ссориться.
 - О, спасибо, спасибо! - Май Лонг смотрела на маленькое голубоглазое чудо. - Я буду любить моего котенка столько, сколько я любила Джохара. И Гейл Пак и я всегда будем дружить!

Комментарий Исмэйль Ахмада: Народ в Малайзии исповедует несколько различных религиями, при этом им приходится жить не отдельными общинами, а перемешавшись. Особенно часто это бывает в крупных городах. Конечно религиозные различия иногда причиняют недоразумения, но, на протяжении всей истории, религиозный различия не служили малазийцам повода для религиозной ненависти и непримиримой вражды. Доброжелательность и дружба могут преодолеть много трудностей.