Классическая культура Вьетнама династия Нгуенов

Ковалева Марина 2
6. Династия Нгуенов.

Столица Хюэ. – Упадок искусства при Нгуенах. – Фам Тхай «Вновь обретенные гребень и зерцало». – Жемчужина вьетнамской литературы, поэма Нгуен Зу «Стенания истерзанной души».

 Столицей при Нгуенах был город Хюэ (Гуэ). В центре его находился «Запретный город» - комплекс помещений, где жили император и его двор. Он включал 140 строений, сторожевые башни, театр, библиотеку. Главным входом служила арка Нгомон (Полуденные ворота), изготовленная из камня и увенчанная Палатой пяти фениксов из ценных древесных пород. В городе было 99 пагод и храмов.
При Нгуенах началась медленная деградация искусства. Нгуен Фи Хоань выделяет ряд причин этого явления. Во – первых, чиновники набирали мастеров для казенных работ силой. Они жили на казарменном положении при дворе и обязаны были строго следовать определенным канонам. Во – вторых, ремесленные мастерские возглавлялись пожизненными мастерами, которые со временем могли получить чиновничий ранг. При жизни старшего мастера остальные работники надежды на это звание не имели. Перспектива, весьма туманная, раскрывалась перед ними только в результате многолетней работы и дорогостоящих подношений на праздники. [7, с.75]
К первому десятилетию правления Нгуенов относится создание лучших повествовательных поэм – «Вновь обретенных гребня и зерцала» Фам Тхая (1777 – 1813) и «Стенаний  истерзанной души» Нгуен Зу (1765 – 1820).
Фам Тхай  родился в семье военного, приближенного ко двору. Отец его воевал против «тайшонов». С другом Чыонг Данг Тху будущий писатель участвовал в заговоре, целью которого было восстановление на престоле свергнутой династии Ле, но заговор провалился. Фам Тхай через друга познакомился с его сестрой – Чыонг Куи Ньы. Она ответила ему взаимностью. После ранней  смерти брата родственники отказали Фам Тхаю и выдали девушку за другого, но она отравилась. Фам Тхай сделался странствующим поэтом, пристрастился к вину и умер в молодом возрасте. [ 4, с.887]
История собственной трагической любви дала писателю материал для поэмы «Вновь обретенные гребень и зерцало». Поэма начинается с заключения договора между двумя друзьями, Фам Конгом и Чыонг Конгом, которые решают поженить своих детей и обмениваются дарами – гребнем и зеркалом. В стране начинается смута. Однако по приказу наместника родители девушки, которую автор назвал Чыонг Куинь Тхы, хотят выдать дочь за другого. Она выпивает яд, а ее возлюбленный, Фам Ким, постригается в монахи. Автор не хочет заканчивать историю на трагической ноте и придумывает продолжение в духе буддийского учения о перерождении души. У умершей Куинь Тхы рождается сводная сестра – Тхюи Тяу, с детства одаренная способностями к музыке и стихосложению. Повзрослев, она переодевается мужчиной и путешествует со служанкой. Встретившись с Фам Кимом, она соревнуется с ним в поэзии и музыке.  Когда «друг» уезжает, Фам Ким начинает тосковать и отправляется на поиски. Снова увидевшись с Тхюи Тяу, он находит на ее ладони надпись «девушка Куинь» и понимает, что перед ним новое воплощение его умершей возлюбленной. Тхюи Тяу и Фам Ким соединяются в браке, а вместе с ними – памятные гребень и зеркало.
Лучшей в истории классической вьетнамской литературы считается поэма Нгуен Зу «Стенания истерзанной души». Нгун Зу, выходец из чиновничьей среды, занимал пост военачальника при последних Ле и участвовал в боях против «тэйшонов». Будучи разбит, он пытался бежать в ставку Нгуен Аня, но попал в плен и оказался в тюрьме. Выйдя из нее, Нгуен Зу жил как частное лицо. После воцарения Нгуен Аня писатель занимал должности посла, вице – министра церемониала, часто пытаясь уйти в отставку. Умер он в столице. [6]
В основу своей поэмы – романа Нгуен Зу положил сюжет малоизвестного романа китайского писателя Циньсинь Цайжень «Повествование о Цзине, Юнь и Цяо». [3, с. 889]
Роман начинается с того, что в праздничный день молодой ученый  Ким Чонг встречает своего друга Выонга, гуляющего с сестрами Ван и Кьеу. Ким Чонг влюбляется в Кьеу. Они встречаются в саду. Внезапно у Ким Чонга умирает дядя. Он уезжает на похороны, а когда возвращается, то не находит любимой. За время его отсутствия по ложному доносу отец и брат Кьеу попадают в тюрьму, а их имущество разграбляется. Кьеу соглашается стать женой негодяя Ма Зиам Шиня, который выплачивает ей сумму на выкуп родных. Она уезжает с мужем, взяв с сестры слово выйти замуж за Ким Чонга. Ма Зиам Шинь продает молодую жену в «веселый дом». Кьеу безуспешно пытается покончить жизнь самоубийством. Также неудачно оканчивается ее попытка бежать.
Богатый купеческий сын Тхук Шинь выкупает Кьеу и делает своей молодой женой. Ревнивая старшая жена, Хоан Тхы, инсценирует гибель соперницы при пожаре, а сама превращает ее в свою рабыню. Кьеу бежит и укрывается в храме, но в результате обмана покидает его и вновь оказывается в «веселом доме».  Судьба посылает ей освобождение в виде влюбившегося в нее вождя повстанцев Ты Хая. Во главе войска, в ореоле славы, Ты Хай приезжает за Кьеу и наказывает всех ее обидчиков. Автор с симпатией рисует портрет бунтаря, хотя сам участвовал в военных действиях против «тайшонов». Против Ты Хая император посылает наместника Хо Тон Хиена, который в случае капитуляции обещает вождю повстанцев высокие посты при дворе. Тот сначала отвергает все предложения, но потом, уступая уговорам Кьеу, соглашается сложить оружие. Хо Тон Хиен заманивает Ты Хая в ловушку и убивает. Кьеу отдают одному из старшин. С горя она пытается утопиться в реке, но ее спасает добрая монахиня. Женщина укрывается в храме, где ее находит Ким Чонг, искавший возлюбленную долгие годы. Они соединяются.
В романе – поэме Нгуен Зы выражен протест против конфуцианства. Кьеу, как и Туи Тиеу,  в глазах традиционной морали оказывается падшей женщиной, но, в отличие от автора «Пространных записей рассказов об удивительном», вызывает у Нгуен Зу не осуждение, а горячее сочувствие. Чистоту чувств героини автор ставит выше чистоты физической. Благодаря высокому мастерству и глубокому гуманизму книга Нгуен Зу стала вершиной развития классической вьетнамской литературы.