Мы не будем оценивать здесь творчество живописца Александра Павловича Исаева. Пусть за него говорят его картины, которые экспонируются во многих музеях мира, включая Национальный музей Франции. Здесь мы расскажем о его жизни, о многочисленных встречах с людьми искусства и политиками, имя которых до сих пор на слуху. А встреч таких было очень много.
(Разговор наш проходил в художественной мастерской сына Александра Павловича - Павла Исаева)
Как Александр Павлович в Осиновом Кусте родился
- Александр Павлович, вы местный?
- Нет, родился я в 1930 году в Тульской области, в деревне Осиновый Куст, в крестьянской семье, а в четыре года родители привезли меня сюда, в Подмосковье. Учился на художника я в Калининском художественном училище и в Строгановском училище, на отделении живописи. Во время учебы я заболел, появилась проблема с легкими, и мой учитель Василий Николаевич Бакшеев* (* - В.Н. Бакшеев (1862-1958) - художник и педагог, лауреат Сталинской премии, 1943) договорился, чтобы меня перевели на Украину, в Ужгородское училище. Там я учился живописи у академиков Бакшая и Эрдели. Оттуда меня с 3-го курса забрали в армию, а уже после службы, в 1957 году, я приехал в Загорск. Приехал с женой, она у меня прекрасный скульптор. (Мы все, включая сыновей Михаила и Павла, - члены Союза художников России). КСТАТИ, в Строгановке она была тогда самая красивая девушка.
- Чем же вы ее взяли?
- Ну, как же - я ведь был секретарем комсомольской организации училища, член ЦК ВЛКСМ!
- А где же вы тогда жили?
- Жил прямо рядом с ЦК, у Ильинских ворот. А дядя мой был замдиректора знаменитых Сандуновских бань. Известный был человек. Его портрет Головин писал, Коровин...
- Родом вы из обычной тульской деревни, а какая у вас родня!
- Отец мой был грамотнейший! И к маме учителя обращались за советом. А насчет родни... Моя двоюродная сестра была замужем за самим Иваном Кожедубом*! (* - И.Н. Кожедуб (1920 г.р.) - генерал-полковник, трижды Герой Советского Союза)
Как Александр Павлович в ЦК ВЛКСМ попал
- А как вас занесло в ЦК комсомола?
- Да очень просто. Я ведь и в Московском художественном училище был секретарем комсомольской организации, и в Ужгородском училище, и в армии был секретарем комсомола дивизии.
- И за какие же личные качества вас все время выбирали секретарем?
- Как за какие?! - Я "солнце" на турнике крутил, мастером спорта по боксу был и к тому же имел три курса высшего училища...
- Да он всегда везде командовал. Как Максим Перепелица, - улыбаясь у мольберта, вклинивается в нашу беседу сын Александра Павловича Павел.
- По-видимому, это было еще в хрущевские времена?
- Да, при Хрущеве. В ЦК ВЛКСМ я проработал целых 9 лет, тогда первым секретарем ЦК комсомола был Сережка Павлов*. (* - С.П. Павлов (1929-1993) - первый секретарь ЦК ВЛКСМ с 1959 по 1968 год.)
- Что вам запомнилось из того времени?
- (С ехидцей) Никита Сергеевич говорил, что наше поколение будет жить при коммунизме!
- Вы в это верили?
- Нет, я не верил.
- А в партию вы вступили?
- Я закончил партийную школу в Ленинграде, но в партию не вступил. Меня не приняли.
- А почему не приняли?
- А объяснений не было.
- А хотелось в партию?
- Нет! (смеемся)
- Чем еще запомнилась работа в комсомоле?
- На моих плечах было строительство стадиона в Лужниках.
- Это того, на котором наша футбольная сборная недавно победила англичан?
- Того самого.
Как Александр Павлович с Фурцевой здоровался
- А самого Никиту Сергеевича видеть близко доводилось?
- Господи, да не то слово! Особенно во время отправки добровольцев на целину. И не только его - с самой Фурцевой* (* - Е.А. Фурцева (1910-1974) - Министр культуры СССР с 1961 по 1974 год) за руку здоровался.
- Да что вы!
- Да она была проще, чем все нынешние местные начальники. Она была прекраснейшим человеком.
- А ценила искусство?
- И любила, и ценила. Но решения с кондачка не принимала. Я помню, как однажды на одном собрании в области ее спросили: "Екатерина Алексеевна, когда же вы, наконец, организуете в Москве Еврейский театр?" - Она говорит: "Хорошо, я сейчас узнаю." Поднимает телефонную трубку и звонит в Малый театр имени Островского: "Сколько у вас процентов евреев в театре? Семьдесят пять?" Звонит в другой театр. Там девяносто процентов. Все театры обзвонила и говорит просившему: "Послушай, что тебе еще нужно?!" (смеемся)
- С кем еще из сильных мира сего вам довелось близко познакомиться?
- Был такой Руть - ушел потом в ЦК КПСС, Юра Фалин - тоже.
- Поддерживаете с кем-то из них сейчас отношения?
- Хорошие отношения поддерживаю с племянником бывшего Предсовнаркома СССР В.М. Молотова Григорием Самоделкиным. Я у него учился, он в Калининском училище преподавал нам историю.
Как Александр Павлович с Ворошиловым поругался
- А как вас угораздило с Ворошиловым познакомиться?
- В 1967 году в Москве проходила одна выставка, в музее Левитана, а после нее состоялся банкет. Стол накрыли в Абрамцеве, у моего хорошего знакомого Павла Александровича Радимова* (* - П.А. Радимов (1887-1967) - художник и поэт, друг С. Есенина, близко знал М. Горького, И. Репина, В. Брюсова. Последний председатель Товарищества передвижников и первый председатель Ассоциации художников революционной России (АХРР).) И на этом банкете присутствовал Климент Ефремович Ворошилов, легендарный советский маршал, бывший Председатель Президиума Верховного Совета СССР*.
(* - К.Е. Ворошилов (1881-1969), советский государственный, военный и партийный деятель. На посту Председателя Президиума Верховного Совета СССР находился с 1953 года по 1960 год.) Он выступил там с приветственной речью, а тут я возьми встань да и скажи:
- Климент Ефремович, извините, пожалуйста, но как же так случилось, что вы с Буденным обещали немцев шапками закидать, а они нас до самой Москвы погнали?
Ворошилов выкатил глаза от неожиданности и обернулся к пригласившему его Радимову:
- Паша, чего это там буровит этот молодой художник?! Отсади его от меня!
Жена Радимова меня тоже спрашивает:
- Ну, зачем ты оскорбил нашего друга Климента Ефремовича?
Я струхнул и говорю:
- Виноват. Я ж могу пойти и извиниться перед ним.
Подошел к нему:
- Климент Ефремович...
А он:
- Уйди от меня!
Меня тут же подхватили как пушинку два приехавших с ним здоровенных бугая из КГБ и оттащили в сторону. А пока тащили, шепнули:
- Если есть у тебя возможность куда-нибудь убежать, то беги... Иначе ты будешь тринадцатым. Ворошилов сейчас подойдет к тебе и скажет приехать к нему на день рождения...
И он действительно позже подходит ко мне и приглашает к себе на государственную дачу на свой день рождения - такого-то числа - кажется, это осенью было. Он меня ждет.
Я в ответ: "Спасибо. Я вам картины свои привезу", а он: "Картин не надо. Приезжайте сами..."
А мужики-то меня уже предупредили, что я буду тринадцатым. Двенадцать человек-то - таких же как я - на даче у него уже расстреляли... (То ли шутили, то ли нет - теперь не узнаешь. А времена-то, сами знаете, были лихие...)
Я уже ни спать, ни есть, ни пить не мог. И жена обеспокоилась, спрашивает, что со мной?!
А я не говорю - чего ее расстраивать...
- И чем же эта история закончилась?
- С той поры проходит много-много времени, и как-то утром, в 4 часа, стучат ко мне в дверь. Я открываю - это мои приятели художники Бибиков и Нисский Жора. Я им: "Чего? За мной?" - "Да, к тебе". Жена на стол накрыла, сели, выпили коньяка. А пью я мало, не люблю этого дела, отказываюсь, а они: "Нет-нет, пей до дна! Пей все!" И тогда Жора говорит: "Читай!" и протягивает газету: "Вчера, после продолжительной тяжелой болезни умер... Климент Ефремович Ворошилов".
Я не вру - я упал. Жена подтвердить может. Вот так и закончился мой страх...
Как картину Александра Павловича купила Маргарет Тэтчер
- Я слышал, вы не только рисовали, но и долго преподавали...
- Да, 25 лет в народной студии. Таких студий в Москве было всего три. Наша была организована при ДК "Красная звезда" авиационного завода. Руководить ею меня пригласил директор ДК после того, как я нарисовал ему огромную рекламу нового художественного фильма "Тихий Дон".
- Много народу вы выучили в своей студии?
- Ой, сколько звонят, сколько ездят! С Таймыра, из Владивостока, из Москвы! Четыре моих ученика стали народными художниками. Талантов было много. На самую престижную в Москве выставку в Манеже как-то пригласили трех художников из народной студии при ЦДКЖ, семь человек из студии ЗИЛа, а моих было - двадцать один человек!
- Вам приходилось писать портреты известных людей?
- Много... Портрет Валентины Терешковой писал. Портрет бывшего наркома нефтяной промышленности СССР Ивана Корнеевича Седина, а замом у него в свое время был сам А.Н. Косыгин. И мы с Сединым дважды были у Алексея Николаевича на приеме, когда он уже стал Председателем Совета министров СССР. Это в 70-е годы было...
Писал я и портрет писателя Константина Паустовского*. (* - К.Г. Паустовский (1892-1968) - советский писатель) Для этого мне пришлось ехать к нему в Тарусу на Оке, где он жил. Писал портрет композитора Дмитрия Шостаковича. Государственный заказ был.
- А Брежнева не довелось писать?
- Нет, а вот Ленина 120 портретов написал (смеется). По фотографии. Заказы были...
- Когда вы получили первое звание?
- В 1968 году я получил лауреата выставки "Разгром немцев под Москвой". Звание заслуженного художника России мне присвоили в 2001 году. Указ о присвоении звания подписал президент России В.В. Путин, а поздравлял меня сам губернатор Московской области Б.В. Громов.
- Где проходили ваши выставки? И в каких музеях есть ваши картины?
- Выставлялся в Финляндии, двенадцать выставок было в Японии, четыре - в Турции, в Германии, во Франции... И картины мои есть во многих музеях, например, в музее в Абрамцеве, в музее города Волоколамска, в частных коллекциях. У губернатора Громова, у балерины Майи Плесецкой. Две моих картины купил Национальный музей Франции, одну картину заказала премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Помните, она к нам в Загорск приезжала при Горбачеве?
- Помню. И что это была за картина?
- Она называлась "Тишина". Я сам ее оценил, сам отвез ее в Москву, в гостиницу "Националь" и сдал под расписку. Потом мне за нее деньги перевели.
- А что вам больше всего нравится рисовать - людей, пейзажи?
- Все люблю. Весну, осень. И портреты. Стариков люблю рисовать...
- А чем еще увлекаетесь помимо живописи?
- Рыбалкой.
- И последний вопрос. Вы прожили большую яркую жизнь. Вы ей довольны?
- Да, конечно!