Художник Александр Исаев. Портрет на фоне Истории

Вячеслав Суханов
Мы не будем  оценивать здесь творчество живописца Александра Павловича Исаева. Пусть за него говорят его картины, которые экспонируются во многих музеях мира, включая Национальный музей Франции. Здесь мы расскажем о его жизни, о многочисленных встречах с людьми искусства и политиками, имя которых до сих пор на слуху. А встреч таких было очень много.
 (Разговор наш проходил в художественной мастерской сына Александра Павловича - Павла Исаева)

Как Александр Павлович в Осиновом Кусте родился

- Александр Павлович, вы местный?
- Нет, родился я в 1930 году в Тульской области, в деревне Осиновый Куст, в крестьянской семье, а в четыре года родители привезли меня сюда, в Подмосковье. Учился на художника я в Калининском художественном училище и в Строгановском училище, на отделении живописи. Во время учебы я заболел, появилась проблема с легкими, и мой учитель Василий Николаевич Бакшеев* (* - В.Н. Бакшеев (1862-1958) - художник и педагог, лауреат Сталинской премии, 1943) договорился, чтобы меня перевели на Украину, в Ужгородское училище. Там я учился живописи у академиков Бакшая и Эрдели. Оттуда меня с 3-го  курса забрали в армию, а уже после службы, в 1957 году, я приехал в Загорск. Приехал с женой, она у меня прекрасный скульптор. (Мы все, включая сыновей Михаила и Павла, - члены Союза художников России). КСТАТИ, в Строгановке она была тогда самая красивая девушка.
- Чем же вы ее взяли?
- Ну, как же - я ведь был секретарем комсомольской организации училища, член ЦК ВЛКСМ!
- А где же вы тогда жили?
- Жил прямо рядом с ЦК, у Ильинских ворот. А дядя мой был замдиректора знаменитых Сандуновских бань. Известный был человек. Его портрет Головин писал, Коровин...
- Родом вы из обычной тульской деревни, а какая у вас родня!
- Отец мой был грамотнейший! И к маме учителя обращались за советом. А насчет родни... Моя двоюродная сестра была замужем за самим Иваном Кожедубом*! (* - И.Н. Кожедуб (1920 г.р.) - генерал-полковник, трижды Герой Советского Союза)

Как Александр Павлович в ЦК ВЛКСМ попал

- А как вас занесло в ЦК комсомола?
- Да очень просто. Я ведь и в Московском художественном училище был секретарем комсомольской организации, и в Ужгородском училище, и в армии был секретарем комсомола дивизии.
- И за какие же личные качества вас все время выбирали секретарем?
- Как за какие?! - Я "солнце" на турнике крутил, мастером спорта по боксу был и к тому же имел три курса высшего училища...
- Да он всегда везде командовал. Как Максим Перепелица, - улыбаясь у мольберта, вклинивается в нашу беседу сын Александра Павловича Павел.
- По-видимому, это было еще в хрущевские времена?
- Да, при Хрущеве. В ЦК ВЛКСМ я проработал целых 9 лет, тогда первым секретарем ЦК комсомола был Сережка Павлов*. (* - С.П. Павлов (1929-1993) - первый секретарь ЦК ВЛКСМ с 1959 по 1968 год.)
- Что вам запомнилось из того времени?
- (С ехидцей) Никита Сергеевич говорил, что наше поколение будет жить при коммунизме!
- Вы в это верили?
- Нет, я не верил.
- А в партию вы вступили?
- Я закончил партийную школу в Ленинграде, но в партию не вступил. Меня не приняли.
- А почему не приняли?
- А объяснений не было.
- А хотелось в партию?
- Нет! (смеемся)
- Чем еще запомнилась работа в комсомоле?
- На моих плечах было строительство стадиона в Лужниках.
- Это того, на котором наша футбольная сборная недавно победила англичан?
- Того самого.

Как Александр Павлович с Фурцевой здоровался

- А самого Никиту Сергеевича видеть близко доводилось?
- Господи, да не то слово! Особенно во время отправки добровольцев на целину. И не только его - с самой Фурцевой* (* - Е.А. Фурцева (1910-1974) - Министр культуры СССР с 1961 по 1974 год) за руку здоровался.
- Да что вы!
- Да она была проще, чем все нынешние местные начальники. Она была прекраснейшим человеком.
- А ценила искусство?
- И любила, и ценила. Но решения с кондачка не принимала. Я помню, как однажды на одном собрании в области ее спросили: "Екатерина Алексеевна, когда же вы, наконец, организуете в Москве Еврейский театр?" - Она говорит: "Хорошо, я сейчас узнаю." Поднимает телефонную трубку и звонит в Малый театр имени Островского: "Сколько у вас процентов евреев в театре? Семьдесят пять?" Звонит в другой театр. Там девяносто процентов. Все театры обзвонила и говорит просившему: "Послушай, что тебе еще нужно?!" (смеемся)
- С кем еще из сильных мира сего вам довелось близко познакомиться?
- Был такой Руть - ушел потом в ЦК КПСС, Юра Фалин - тоже.
- Поддерживаете с кем-то из них сейчас отношения?
- Хорошие отношения поддерживаю с племянником бывшего Предсовнаркома СССР В.М. Молотова Григорием Самоделкиным. Я у него учился, он в Калининском училище преподавал нам историю.

Как Александр Павлович с Ворошиловым поругался

- А как вас угораздило с Ворошиловым познакомиться?
- В 1967 году в Москве проходила одна выставка, в музее Левитана, а после нее состоялся банкет. Стол накрыли  в Абрамцеве, у моего хорошего знакомого Павла Александровича Радимова* (* - П.А. Радимов (1887-1967) - художник и поэт, друг С. Есенина, близко знал М. Горького, И. Репина, В. Брюсова. Последний председатель Товарищества передвижников и первый председатель Ассоциации художников революционной России (АХРР).) И на этом банкете присутствовал Климент Ефремович Ворошилов, легендарный советский маршал, бывший Председатель Президиума Верховного Совета СССР*.
(* - К.Е. Ворошилов (1881-1969), советский государственный, военный и партийный деятель. На посту Председателя Президиума Верховного Совета СССР находился с 1953 года по 1960 год.)  Он выступил там с приветственной речью, а тут я возьми встань да и скажи:
- Климент Ефремович, извините, пожалуйста, но как же так случилось, что вы с Буденным обещали немцев шапками закидать, а они нас до самой Москвы погнали?
Ворошилов выкатил глаза от неожиданности и обернулся к пригласившему его Радимову:
- Паша, чего это там буровит этот молодой художник?! Отсади его от меня!
Жена Радимова меня тоже спрашивает:
- Ну, зачем ты оскорбил нашего друга Климента Ефремовича?
Я струхнул и говорю:
- Виноват. Я ж могу пойти и извиниться перед ним.
Подошел к нему:
- Климент Ефремович...
А он:
- Уйди от меня!
Меня тут же подхватили как пушинку два приехавших с ним здоровенных бугая из КГБ и оттащили в сторону. А пока тащили, шепнули:
- Если есть у тебя возможность куда-нибудь убежать, то беги... Иначе ты будешь тринадцатым. Ворошилов сейчас подойдет к тебе и скажет приехать к нему на день рождения...
И он действительно позже подходит ко мне и приглашает к себе на государственную дачу на свой день рождения - такого-то числа - кажется, это осенью было. Он меня ждет.
Я в ответ: "Спасибо. Я вам картины свои привезу", а он: "Картин не надо. Приезжайте сами..."
А мужики-то меня уже предупредили, что я буду тринадцатым. Двенадцать человек-то - таких же как я - на даче у него уже расстреляли... (То ли шутили, то ли нет - теперь не узнаешь. А времена-то, сами знаете, были лихие...)
Я уже ни спать, ни есть, ни пить не мог. И жена обеспокоилась, спрашивает, что со мной?!
А я не говорю - чего ее расстраивать...
- И чем же эта история закончилась?
- С той поры проходит много-много времени, и как-то утром, в 4 часа, стучат ко мне в дверь. Я открываю - это мои приятели художники Бибиков и Нисский Жора. Я им: "Чего? За мной?" - "Да, к тебе". Жена на стол накрыла, сели, выпили коньяка. А пью я мало, не люблю этого дела, отказываюсь, а они: "Нет-нет, пей до дна! Пей все!" И тогда Жора говорит: "Читай!" и протягивает газету: "Вчера, после продолжительной тяжелой болезни умер... Климент Ефремович Ворошилов".
Я не вру - я упал. Жена подтвердить может. Вот так и закончился мой страх...

Как картину Александра Павловича купила Маргарет Тэтчер

- Я слышал, вы не только рисовали, но и долго преподавали...
- Да, 25 лет в народной студии. Таких студий в Москве было всего три. Наша была организована при ДК "Красная звезда" авиационного завода. Руководить ею меня пригласил директор ДК после того, как я нарисовал ему огромную рекламу нового художественного фильма "Тихий Дон".
- Много народу вы выучили в своей студии?
- Ой, сколько звонят, сколько ездят! С Таймыра, из Владивостока, из Москвы! Четыре моих ученика стали народными художниками. Талантов было много. На самую престижную в Москве выставку в Манеже как-то пригласили трех художников из народной студии при ЦДКЖ, семь человек из студии ЗИЛа, а моих было - двадцать один человек!
- Вам приходилось писать портреты известных людей?
- Много... Портрет Валентины Терешковой писал. Портрет бывшего наркома нефтяной промышленности СССР Ивана Корнеевича Седина, а замом у него в свое время был сам А.Н. Косыгин. И мы с Сединым дважды были у Алексея Николаевича на приеме, когда он уже стал Председателем Совета министров СССР. Это в 70-е годы было...
Писал я и портрет писателя Константина Паустовского*. (* - К.Г. Паустовский (1892-1968) - советский писатель) Для этого мне пришлось ехать к нему в Тарусу на Оке, где он жил. Писал портрет композитора Дмитрия Шостаковича. Государственный заказ был.
- А Брежнева не довелось писать?
- Нет, а вот Ленина 120 портретов написал (смеется). По фотографии. Заказы были...
- Когда вы получили первое звание?
- В 1968 году я получил лауреата выставки "Разгром немцев под Москвой". Звание заслуженного художника России мне присвоили в 2001 году. Указ о присвоении звания подписал президент России В.В. Путин, а поздравлял меня сам губернатор Московской области Б.В. Громов.
- Где проходили ваши выставки? И в каких музеях есть ваши картины? 
- Выставлялся в Финляндии, двенадцать выставок было в Японии, четыре - в Турции, в Германии, во Франции... И картины мои есть во многих музеях, например, в музее в Абрамцеве, в музее города Волоколамска, в частных коллекциях. У губернатора Громова, у балерины Майи Плесецкой. Две моих картины купил Национальный музей Франции, одну картину заказала премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Помните, она к нам в Загорск приезжала при Горбачеве?
- Помню. И что это была за картина?
- Она называлась "Тишина". Я сам ее оценил, сам отвез ее в Москву, в гостиницу "Националь" и сдал под расписку. Потом мне за нее деньги перевели.
- А что вам больше всего нравится рисовать - людей, пейзажи?
- Все люблю. Весну, осень. И портреты. Стариков люблю рисовать...
- А чем еще увлекаетесь помимо живописи?
- Рыбалкой.
- И последний вопрос. Вы прожили большую яркую жизнь. Вы ей довольны?
- Да, конечно!