Свойство ошибаться

Дмитрий Скурихин
День первый.

- Привет, Королек!
- Привет Проныра, - Королек поморщился от ежедневного приветствия, которое  в последнее время стало ему казаться  каким- то ненормальным ритуалом. – Еще одна ночь прошла.
- Можно задать вопрос?
- Не начинай.
- Всего один вопрос, пожалуйста.
- Я же сказал: не начинай.
- Хорошо, тогда, может быть, сразу ответишь?
- Я уже сто раз тебе отвечал.
- Я быстро забываю. Ответь на этот раз честно, безо всякой лабуды.
- Ну хорошо, что ты хочешь знать?
- Почему нас двое?
- Я же просил не начинать.
- Вчера я спросил по-другому.
-И что ты спросил вчера?
- Я спросил, почему мы вдвоем.
- Есть разница?
- Очевидно.
- Ну хорошо. Нас двое, потому что таковы законы математики. Ты- единица и  я – единица. Складываем и получаем двойку. Это понятно со слов, или доказать письменно?
- Я спрошу по-другому. Где остальные единицы? Почему нас не тысяча, и куда все подевались?
- Ого, тысяча? Почему не миллион?
- Если ты так хочешь, пусть будет миллион
- Никого и не было.
- Никогда?
- Я просил не начинать, а ты снова заводишь свою песню, будто нам нечем заняться в это прекрасное летнее утро.
- Откуда ты знаешь, что сейчас лето?
- Зима кончилась, значит сейчас лето.
- Если кончилась зима, то должна начаться весна, не так ли?
- При здешнем климате бывает только зима и лето.
- Зима шла несколько лет,  быть может, сейчас только кончается зимнее десятилетие.
- Не бывает зимних десятилетий. Я старше тебя и я знаю, как здесь все устроено, и прошу запомнить, что если я говорю: лето, значит и вправду, пришло лето.

Они стояли посреди огромной поляны, окруженной со всех сторон непонятным полупрозрачным лесом. На юго- западной окраине поляны блестел в лучах утреннего солнца бледновато- розовый корпус столовой, от которого шел тонкий и несомненно приятный аромат свежей пищи. На юго- восточной окраине поигрывал бликами стекол роскошный пул-бар. Королек и Проныра смотрели в разные стороны, наслаждаясь утром и своими впечатлениями от нового дня.

Королек был старше и суровее на вид, он был крепок телом, и почти атлетически сложен, если не считать небольшого животика, который выделялся под одеждой, открывая приверженность его хозяина к приличной трапезе. Проныра был моложе, но это впечатление скорей складывалось не из фигуры, а от несколько сумасшедшего хитрого взгляда черных блестящих глаз без зрачков. Он напротив не имел большого живота, но был широк  в плечах и раскован  в движениях.

- Ну что, Королек, пойдем в бар?
- Я думаю, что вначале нужно пойти в столовую.
- В столовой нет напитков, а есть всухомятку я не привык.
- Ты вообще ни к чему не привык, однако это еще не значит, что это правильно.
- Правильнее набить пузо, а потом тащиться к бару, изнывая от жажды?
- Правильно не перечить старшим в серьезных вещах.
- Что ты называешь серьезными вещами?
- Серьезные вещи.
- Например общепит?
- Не начинай снова, или по крайней мере дай мне поесть  в нормальном настроении.
- Хорошо, я пойду с тобой, если ответишь на еще один вопрос.
- Один?
- Если тебе будет неинтересно, можешь просто развернуться и уйти в столовую, я не обижусь.
- Я так и сделаю.
- Хорошо, ответь мне,  мудрый Королек, почему в этой столовой не бывает напитков.
- Это просто. Из- за таких как ты.
- А именно?
- Если бы там была еда и напитки, то некоторые несознательные граждане, вообще бы не вылезали из столовых, а валялись бы там, как тюки с дерьмом.
- Почему бы этим гражданам не валяться в пул-барах?
-  Потому что рано или поздно им захотелось бы еды.
- По твоей логике получается, что соединить пул- бар и столовую никак нельзя?
- Да, получается именно так.
- И ты не знаешь, что будет, если соединить пул- бар и столовую?
- Не начинай.
- Это не я, это логика говорит сама за себя. Ты прекрасно знаешь, что можно соединить пул-бар и столовую и от этого получится обычный ресторан.
- Что ты этим хочешь сказать? Нам обоим совершенно ясно: здесь нет ресторанов и никогда не было.
- Я даже знаю, почему их нет.
- Очень смешно. Их нет, потому что нет.
- Совсем не поэтому. Просто нас двое.
- И?
- Этот мир неправильно устроен, потому что нас двое. Или вернее сказать нас двое, потому что этот мир устроен неправильно.

Королек засопел, резко повернулся и зашагал к столовой, всем видом выражая неудовольствие и презрение к Проныре, тот, постояв немного на месте, отправился вслед, отмечая изменения в природе, которые произошли за ночь.

День второй.
- Привет, Королек!
- Привет, Проныра. У тебя усталый вид
-Можно задать вопрос?
-Задавай.
-Ого, мудрый Королек хорошо спал сегодня?
-Не твое дело, как я спал,- благодушно ответил Королек, широко зевая, - кажется, ты хотел о чем – то спросить.
-Мы свободны? – Проныра смотрел прямо в глаза Королька, не мигая и совсем не улыбаясь. - То есть я хочу спросить, вольны ли мы покинуть это место без последствий для себя.
-Ты знаешь сам.
-Я хочу, чтобы ты ответил.
-У нас есть путь.
-Говоришь про зеленую дорогу?
-Да, именно про нее я и говорю.
-Ты пытался уйти по этой дороге?
-Много раз.
-Но ты все равно здесь.
-Не начинай, Проныра,- по-прежнему благодушно ответил Королек, - я уже сто раз рассказывал, что каждый раз, как я хотел уйти, что- нибудь происходило, и я возвращался.
- Что именно?
- Погода портилась, иногда просто приступы голода заставляли поворачивать, а иногда я повреждал ноги.
-Да, да, ноги,- задумчиво произнес Проныра, садясь прямо на землю,- у меня вот тоже ноги сегодня ни к черту.
-Пытался бежать?
-Если хочешь знать, я бежал всю ночь, добыл много ценных сведений и если ты согласен слушать, я расскажу.

-Не очень долго?
-Что значит недолго? Ты снова голоден? Что за манера наедаться с утра, а потом весь день ходить и набивать живот всякой дрянью! – искренне возмутился Проныра, глядя на Королька снизу вверх.
-Это то, что может скрасить жизнь,- подумав, ответил Королек. – Я же не упрекаю тебя за пристрастие к выпивке.
-Это совсем разные вещи,  я не могу не пить, это вообще может быть болезнью.
-У этой болезни есть хороший доктор- засуха. Помнишь, как пул – бар закрылся?
-Не надо сейчас об этом, - попросил Проныра, вытягивая ноги,- лучше я расскажу тебе про сегодняшнюю ночь.  Когда ты ушел наверх, в свою пещеру, я хотел выпить на сон грядущий и залечь спать. В баре все было как обычно, но небо окрасилось каким- то нереальным оранжевым светом, и ноги сами понесли меня к зеленой дороге. Я подумал, что ты в свое время не был достаточно настойчив и при своих странствиях  возвращался обратно, потому что привык жить здесь. Если бы ты не ушел так рано и увидел бы это небо, которое будто опустилось на землю и пахло свежей росой, то охотно отправился бы со мной в дальний путь.

Сначала я шел  очень быстро, можно сказать бежал, не оглядываясь назад. Через час или около того, ноги устали, и я пошел обычной походкой, осматривая окрестности. Начало темнеть, и то, что я видел впереди, имело неясную, зыбкую форму. Однако останавливаясь, можно было рассмотреть жуткие и прекрасные картины. Лес впереди озарялся вспышками зарниц, оттуда шел гул, порой страшный, а порой напоминающий музыку, такую веселую и непонятную, что ноги сами несли вперед.  Чем темнее становилось вокруг, тем причудливее казалась дорога. Она будто становилась прозрачной, и сквозь нее можно было видеть корни деревьев и движение чудных светлячков, которые появлялись также быстро, как и исчезали. Мне казалось, что светлячки специально гнались за мной, но я понимал, что это невероятно, потому что под землей нельзя двигаться также быстро, как по земле. Но потом случилось такое… - Проныра замолчал, видимо вспоминая все пережитое ночью.
- Что же ты увидел? – спросил Королек, явно заинтересовавшийся рассказом,- наверное, опять грандиозный пул- бар?
- Я увидел нашего врага.
-Как!?
- То есть не то чтобы увидел, но по крайней мере, мне показалось, что я его увидел.
-Этого не может быть!- убежденно проговорил Королек. – Ты знаешь сам, что этого никак не могло быть.
- Да,-  ответил Проныра, - конечно, этого не могло быть, если бы не одно но.
-Что ты хочешь сказать?- напряженным тоном поинтересовался Королек. – Ты ведь помнишь, как мы поступили с нашим врагом?
-Я помню, как мы поступили,- спокойно ответил Проныра, но губы его дрожали, выдавая волнение, - мы убили его.
-Мы не могли не убить его, потому что он был нашим врагом!- убежденно проговорил Королек. – Если бы мы не убили его, он бы убил нас.
- Он был один.
- Я тоже когда- то был один.
- Он не угрожал нам и вообще, насколько я помню, он ничего не успел сказать.
- По-твоему надо было ждать, пока он нападет?
- Возможно, стоило поговорить с ним.
- Чтобы он убил нас.
- Надо было поговорить, хотя бы для того, чтоб узнать, как он прошел сквозь лес и очутился на нашей поляне.
-Через этот лес нельзя пройти, по крайней мере, с этой стороны…

Они замолчали осененные одной и той же догадкой. Обоим было неловко продолжать разговор. Корольку, потому что он оказался бы в положении лжеца, Проныре, же неловко было подводить друга к печальному выводу. И все же он осмелился продолжить разговор.

- Я только хотел уточнить- как мы узнали, что наш враг- это враг?
- Он пришел неизвестно откуда и встал посредине поляны, оглядывая местность, - ответил Королек,- это был явный вызов. Разве бывает что- либо более вызывающее?
- Тогда я хочу поставить вопрос по-другому. Я сам тоже когда- то пришел неизвестно откуда. Почему ты не убил меня?
- Ты свернулся клубком и спал, прямо на земле в дальнем углу поляны.
- То есть, если я правильно понял, меня спасли усталость и страх?
- Возможно. – Королек, поглядел на сидящего Проныру с немым укором. – Возможно, тебе просто повезло. А может быть, и это скорее всего,  я устал от одиночества. Мне нужен был собеседник, а ты не был похож на врага.
-На кого же я был похож?
- На беспризорного щенка, которого выбросили за ненадобностью.
-И ты не стал будить меня, даже для того, чтобы убедиться, что я не враг. Просто ушел  к себе в пещеру и стал дожидаться, пока я проснусь.
-Примерно так.
-А вот я ничего об этом дне не помню, но все же мне кажется, что ты проверял меня всякими занудными заданиями и придирками.  – Проныра, сложил губы  в трубочку и покачал головой, предвосхищая возражения Королька. – По твоему мнению, это была чистая формальность и отеческая забота, я знаю это, потому что слышал от тебя неоднократно.
- Лучшее доказательство моим словам, - надменно проговорил Королек, - это то, что ты жив до сих пор.
- Возможно, возможно, - задумчиво отвечал Проныра,- правда, я не уверен в том, что мы вообще живы.
Королек преувеличенно громко фыркнул и демонстративно пошел в столовую, переваливаясь с боку на бок, всем своим видом показывая презрение к Проныре. Тот, посидев пару минут, видимо обдумывая свои же слова, поднялся на ноги и пошел  к пул – бару, выражая идейное несогласие со старшим товарищем.

День третий.

-Привет, Королек,- вежливо поздоровался Проныра, но не получил ответа. Он и сам ждал чего-то в этом роде, поэтому ничуть не обиделся, а продолжил речь без обычных вопросов, столь тягостных Корольку. – Прости, что я вчера немного перегнул палку, но знаешь, это была не самая плохая мысль. Я могу привести множество аргументов, но сейчас я просто хотел бы объяснить ход своих рассуждений, которые привели к столь  печальным выводам.

Королек молчал, но по нему было видно, что обида напускная, и что он готов внимательно слушать, поэтому Проныра продолжал.

- Самый убедительный аргумент состоит в том, что  я не помню, как вернулся на эту поляну. Я знаю также, что и ты после всех своих странствий приходил сюда же, не ведая дороги. Объяснения вроде физиологического круга, который проделывает всякий заблудившийся путник, или округлости мира вообще, в данном контексте не подходят. Вчера, когда ты ушел я проделал очень простой геометрический опыт, который можешь проделать и ты. Скажу более- вдвоем мы можем проделать более точные измерения.
- Какие измерения? – спросил Королек, забыв о бойкоте, - что-то конкретное, или опять рассуждения о природе абсолютно необъяснимого?
- Очень просто, - торопливо ответил Проныра. – Я измерил эту поляну по диагоналям обычными шагами.
- И что? – спросил озадаченный Королек,- что из этого может следовать?
- Количество шагов оказалось одинаковым! – торжественно произнес Проныра, ожидая бурной реакции, но Королек, напротив оказался спокоен, словно заранее зная ответ.
-Как же!- загорячился Проныра, - Это доказывает, что эта поляна имеет форму прямоугольника! Правильного!
-Почему, например, не равнобедренной трапеции? – спросил Королек, наслаждаясь своим превосходством, - а может она вообще круглая?
- Я измерил противоположные стороны, они попарно идентичны,-  устало проговорил Проныра,- но я вижу, что ты полон скепсиса и не видишь сути.
- В чем здесь можно увидеть суть?- спросил Королек, оглядывая поляну и мысленно соглашаясь с Пронырой.
- Правильных форм природа просто так не создает,- заметил Проныра.
- Ты не видел кристаллов?
- Брось, мы не в кристалле, мы в пространстве, которое имеет правильную форму, но мы не можем выйти за пределы этой формы и я, кажется, знаю почему. Вчера я предположил, что мы умерли, и это заявление  едва не поссорило нас. Однако сейчас я думаю, что мы заключенные. Когда я видел нашего врага, он был под слоем дороги. Но это была не дорога!  Это стенка особых сот, похожих на пчелиные, в которых заключены все- и мы, и наши враги тоже. Этим объясняется все: когда происходит определенное неописуемое событие, заключенный прорывают стенку сот и оказывается в соседнем пространстве. Чтобы уйти дальше ему снова нужно прорывать стенку, но он не успевает, поскольку бывает убит обитателями соседней камеры. Очень просто. Возможно, что убийство- и есть то неописуемое событие, которое позволяет прорваться сквозь соты. Именно поэтому в известном смысле мы мертвы, раз попали сюда.

Королек помолчал, осмысливая услышанное, он не был согласен, и сдаваться без боя не хотел, поэтому начал он издалека:
- Очень интересная теория, но у меня есть два вопроса. Первый вполне естественный- кто запечатал нас в эту камеру и построил мир из сот? Второй сложнее, но если ты ответишь,  я буду вынужден согласиться: как можно определить степень жизни или смерти?

Проныра улыбнулся, так как уже давно ждал подобных вопросов и возможность высказать свои  мысли была ему приятна.
- На первый вопрос ответить очень просто- бог, провидение, судьба, абсолют наконец. Названий может быть множество, выбирай на свой вкус.
- Я не верю в теологическое обоснование существования жизни,-  задумчиво ответил Королек. – Я материалист и если уж на то пошло, то прошу доказательств этой гипотезы.
-Хорошо, - ответил ничуть не смутившийся Проныра, -за доказательствами дело не встанет, потому как отрицать очевидные вещи бессмысленно. Скажи, ты уверен, что солнце завтра взойдет?
-Уверен,-  пробасил Королек, удивленный представленным доказательством. – Что из этого?
-На сколько процентов?
«На все сто!»- уже хотел ответить Королек, но оценив коварство здешнего мира, решил быть все таки более осторожным:
- На девяносто пять.
-Вот оставшиеся пять процентов, и есть твой бог!- торжественно проговорил Проныра. – Финита ля комедия, теорема доказана.
-Ничего не доказано!- разгорячено ответил Королек, - если бы я сказал «сто», все доказательство полетело бы в тартарары!
-Тогда я задал бы другой вопрос, скажем на сколько процентов ты уверен в том, что будешь сыт завтра, или что вообще проснешься. Готов спорить, процент был бы другим! - видя неспособность Королька  к продолжению сопротивления Проныра продолжал:
- Мне одинаково смешны как  неверующие так и фанатики, посуди сам- фанатики считают, что возможность завтрашнего восхода солнца зависит только от их усердия в молитве, а неверующие полностью уверены в своем благополучии не ведая, что жизнь их висит на такой тонкой нити, что ее и в микроскоп не разглядеть! Поэтому вопрос веры или неверия не ограничивается двумя состояниями «белое- черное». И уж тем более смешно объяснять все эти вещи посредством слов, смысл которых принимается к рассмотрению лишь небольшой моноязычной группой, да и то по - разному.

-А как насчет второго вопроса, - проговорил Королек, глядя на Проныру исподлобья, - или тоже непознаваемо?
- С этим конечно сложнее, потому что речь пойдет о восприятии. Подумай, откуда ты черпаешь сведения о мире?  Я помогу. Все твои отношения с миром проистекают из двух источников, один из которых – восприятие, построенное на шести чувствах, а другой действительно труднопознаваем и определяется как чистый разум или мировой эфир. Так вот соотношение этих источников и есть соотношение между состоянием «жизнь-смерть». Как только исчезает восприятие остается безграничный космос, как только исчезает космос, появляются чувства.
-Допустим я согласен, - ответил Королек, - тогда зачем ты говорил, что мы мертвы, ведь насколько я понимаю, мы сейчас в полном сознании и значит живы?
-Этот мир устроен неправильно, - печально ответил Проныра, - поэтому у меня и нет уверенности в его существовании, поэтому я достаю тебя своим вопросами, поэтому нас двое.

-А я кажется понял, к чему все эти разговоры,-  угрожающе проговорил Королек, -двое в задачке «третий- лишний»!
- О чем ты говоришь? – ошарашено пролепетал Проныра, - какой третий лишний?
- А такой, - ответил Королек, наливаясь кровью, - я все понял. Трое- это ты я и наш враг, который прячется где- то рядом. Ловко ты усыпил мою бдительность!
- Да о чем ты гово…- Проныра не закончил фразы, потому что Королек неожиданно и резко ударил его и сразу же вцепился в горло. Чувствуя, что теряет силы, Проныра вцепился  в горло Королька, рассчитывая ненадолго выключить его сознание, но раньше этого он выключился сам.

День последний.
- Ой, Лен, посмотри! – проговорил Серёжа. –Хомяки, блин, опять друг друга замочили!
- Не может быть! – Лена влетела в детскую комнату и разочарованно начала трясти клетку. – Ведь прожили же два года! Ну чего им не хватало?
- Наверное, гон начался, весна, дело молодое, - резюмировал Серёжа, - У меня отличная идея. Детей дома нет, ты как?
- Отстань, маньяк, -  капризно произнесла Лена, разглядывая место  трагедии.

Огромная клетка из зеленой проволоки стояла на подоконнике, заслоняя половину окна. Джунгарский и королевский хомячки лежали на посыпанном липовыми стружками полу вцепившись зубами друг друг другу  в горло, чем то напоминая слитые воедино «инь и янь». Зеленое пластиковое колесо, словно замерло в последнем обороте. Сквозь него можно было рассмотреть улицу, часть компьютерного экрана, который стоял справа от окна и игрушечную мышь, обтянутую натуральным мехом и засунутую под колесо неизвестно когда. Поилка  сиротливо висела на прутьях, отбрасывая неуместные веселые блики в сторону привинченной к противоположной стенке кормушке из белой пластмассы. Игрушечный домик под розовой крышей на втором ярусе клетки был пуст и холоден.

-Не расстраивайся из-за пустяков,-  проворковал Сережа,- сейчас схожу на птичий рынок и куплю других, из одного помета, может тогда они не станут драться?
-Может быть, - произнесла Лена задумчиво, - а все таки здорово, что нас двое и мы любим друг друга. Этот мир вообще устроен здорово! – она потерла переносицу, ощущая дежа вю безо всякой видимой причины.