Новоахтырка. Мягкая пахота

Владимир Корниенко 2
   



               





                Новоахтырка. Мягкая пахота.               

 Лето 1944 года. Идет война. Открылся второй фронт,                cоветские войска  громят фашистов в Карелии,    Прибалтике, Белоруссии. Отец на войне, сестра Вера – студентка Ворошиловградского педагогического института, брат Иван – в Германию (при оккупации села угнали). Мы с мамой одни. У нас молодая корова «Зорька» и пес «Месник».  (Старую корову забрали немцы). Сдал экзамены за 8 класс, перешел в 9-й.
Устал. Весной, кроме учебы в школе, надо было вскопать и посадить огороды, а их немало: усадьба, огород возле сажалки, огород за усадьбой и капустник возле речки. Кормимся из огородины. Тяжелее всего с хлебом. Посеяли рожь на усадьбе,  кукурузу и немного проса. Еще в прошлом году нашел камни и сделал жернова. Мать перестала бегать с узелком кукурузы к соседям для размола. Получалась мука для лепешек и крупа для мамалыги (каши).
 Впереди сенокос. Надо заготовить на зиму сено для «Зорьки». С тачки надо сбросить «ящик» и сделать что-то в виде «арбы» для перевозки сена. Косить придется по балкам, межам… А дрова на зиму?! От этих дум можно сойти с ума.
Раннее утро. Кто-то зовет:
- Пашко, а Володька дома? Покличь.
- На шо?
- Е дiло.
Мать зовет меня, и я вижу, что возле ворот  верхом на серой кобыле сидит дядько Петро Товстопятенко.
- Володь, вчора на правлiннi рiшили тебе послать учетчиком в тракторную бригаду.
Я знал, что учетчику каждый день начисляют два трудодня, и на каждый трудодень колхоз должен выдать два кг зерна.
В голове промелькнула мысль, как в прошедшее лето сбрасывал с лобогрейки рожь, осот, буркун, глаза на лоб лезут… Недаром эту жатку называют «лобогрейкой». Здорово она греет лоб.
Правда, когда приезжала в наш клуб кинопередвижка, перед показом фильма, показывали новости села. На черной пленке процарапывали текст новостей и прокручивали. «Учень 8-го классу Володимир Корнiенко при нормi 3 га скосив 3,8 га».
- Я согласен.
- Та ты шо, така вiдповiдальнiсть!
- Нiчого мама, справлюсь.
- Вот и хорошо. Завтра рано утром за тобой заедет Митрофан, бензовозщик,  поедите в тракторную бригаду Германа.
Герман – бригадир тракторной бригады Красносельской МТС, которая обслуживала наш колхоз «Червоне село». Родом из с. Гречишкино.
Утро следующего дня.
- Тпр- тпр… Это приехал Митрофан. Пара гнедых, бестарка, бочка с лигроином, а впереди Митрофан с вожжами в руках сдерживает лошадей.
- Сiдай рядом.
И так, почти каждый день, он заезжал за мной. Поля, где стояла тракторная бригада, были далеко от села.
Эти поездки с Митрофаном запали мне в душу на всю жизнь. Едим в Круте. В первой бригаде уже собираются колхозники на наряд. Гребля верхнего ставка. Сидит Оренчук, ждет поклевки карпа.
Рыбалка – моя болезнь на всю жизнь.
Рано утром, еще не гонят коров в стадо, иду на рыбалку на верхний ставок. Много написано и прочитано о рыбалке. Человек, который в своей жизни ни одного разу не собирался на рыбалку, не шел к заветному месту, не забрасывал леску с насадкой в водоем, - никогда не поймет рыбака!
Чего стоит только копать в навозе червей! Каждый из них – кандидат на съедение карасем, сурюном или бубырем. Ха, только в нашей Новоахтырке называют так пескарей и гольцов!  А навоз, на выгоне за первой бригадой, рядом со ставком.
Удилище вырезал в байраке, ошкурил и привязал вертикально сохнуть в клуне с кирпичом, дабы не гнулось при сушке. Леска – черная нитка №10 взял у матери, а крючок – выменял у тряпочника-сыровинщика. Поплавок – из сорги старого веника. Все готово. Сижу на гребле, жду поклевки. Справа из-за горизонта выглянуло солнце, слышны голоса колхозниц, идут  на прополку. Уже надо полоть и прорывать кукурузу, подсолнух.
А дальше, как у всех рыбаков, поклевка, потянуло…
В вершине ставка парят и ловят лягушек длинноногие цапли. Лягушки подняли хоровод. Перед дождем.
Подымаемся к треногу. По меже едем вверх балки Крутой. Ховрашки прячут головы в свои норки, вверху жаворонки и кобчики. Первые испускают трели, а вторые камнем падают на зазевавшуюся мышь.
Да, по этим межам мы с Мишей Худолей «отбирали» колоски у сусликов.
Суслики, когда заполнять на зиму свои закрома в своей  норке, сверху возле норки строили целую пирамиду из колосков. Ходить по стерне, наклоняться и подбирать каждый колосок – не легкое занятие. Сусликам легче. Они быстрые, проворные и хозяйственные.
Воздух чистый и прозрачный. Справа поле кукурузы, а слева подымается
озимая пшеница. Еще помнится, как в первую после оккупации весну 1943 года, запрягали в ярмо свих буренок. Жалко было до слез. Кормилица! И в ярмо. Плакали, пахали, боронили, а буренки жалобно мычали. Дома малые дети ждали молока.
Надо здесь отметить, что Наркомзем рекомендовал в 1942 году правлениям колхозов устанавливать для колхозников, работающих на коровах, нормы выработки « в размере трети норм, принятых в колхозе для таких же работ на конном тягле. Колхозникам, работающим на своих коровах, при выполнении норм выработки трудодни начислялись в двойном размере. Коровы, находившиеся в личной собственности, на весь период  работы в общественном хозяйстве должны были обеспечиваться колхозными кормами».
Подъехали к балке Крутой. Теперь то я знаю, что в 1813 году на левой стороне ставка (смотреть с гребли) был хутор из 9 дворов, и проживало в нем 40 мужиков и 43 женщины. Хутор и земля 867 десятин принадлежали
помещице подполковнице Екатерине Помпеевне Коваленской. После реформы 1861 года земля перешла к крестьянам с. Ново-Ахтырское.
Ставок площадью 1 десятина, балка. Уже позже, когда я был студентом, гоняли мы со старшим братом с ружьями на ставке уток, а по балке горлиц и диких голубей.
Приехали. Первой встречает тетя Маруся, мама Вари Белобородько. Она – кашеварка. Трактористы: Швачка Володя, Шкирман Саша…, мои одноклассники. После окончания семилетки они зимой пошли на курсы трактористов в МТС и теперь на «железных конях». Это я должен учитывать их работу.
Подъехал бригадир, показал мне мое орудие труда – сажень. Не спросил: умею ли я вычислять площадь?  В будке передал какие-то амбарные книги и таблицу перевода отдельных видов работ в мягкую пахоту, а также стоимость 1 га мягкой пахоты в трудоднях. Что такое «мягкая пахота»? Что за единица измерения? Молчу и не спрашиваю. Боюсь опростоволоситься. Потом узнаю.
Начались будни. В амбарную книгу на каждый календарный день заносились ФИО трактористов и их выработка в га за этот день: пахоты, боронования, культивации и т. д. Была колонка «в пересчете на мягкую пахоту» и «начислено трудодней». Вперед, за сажень!
Первые дни мерил загонку и ширину для каждого тракториста, а когда понял, что поле имеет одну длину, то стал мерить только ширину.
В обеденный перерыв, когда трактористы кушали, садился за руль ХТЗ
и ехал в загон.  По прямой хорошо, а вот разворачиваться – не совсем удобно. Пахнет землей, кормилицей. В тракторе ХТЗ железное сидение, всё, и тракторист, открыто ветру, дождю… Иногда трактористы промокали «до нитки».
Кончился первый месяц, надо сдавать отчет в бухгалтерию МТС.
Тут и началась «мягкая пахота» с отчетом. Захожу в бухгалтерию с отчетом.
- Я от Германа, с отчетом.
- К Главному!
В углу, как мне показалось, немного выше всех сидит Главный.
Подхожу, подаю отчет. Он открыл отчет, два раза щелкнул косточками на счетах, и:
- Переробить. Не сходится.
Забрал я свой отчет, вышел, Митрофана нет, т.к. с вечера я сказал, что пойду сдавать отчет. Пёхом в Круте ! Солнце уже высоко. Жарко, а надо идти больше 7 км. Пошел. По дороге окунулся в верхнем ставке. В голове крутится - «не сходится». Пересчитывал каждого тракториста, его «мягкую пахоту» и трудодни. Несколько раз суммировал, все сходится!
В чем вопрос? Бреду с опущенной головой, разгадываю загадку, не смотрю по сторонам, не слышу и не вижу  красот и голосов летней степи. А уже колосится хлеб и слышна голосистая песня девчат на прополке подсолнуха. Наша тракторная бригада занята культивацией черных паров под будущий урожай, под озимые.
Вот и крутянский ставок. Берега заросли рогозом, осокой, а в вершине подымается стена очерета. В месте водопоя, бегают разные  кулики, низко, над водой, стая чаек. Хватают рыбешек.
«Мягкая пахота», «мягкая пахота»…
Вот головоломка. Что же не сходится? Пришел к тракторной будке. Трактора в загоне. Тетя Маруся у костра, стряпает обед. Пахнет свежевыпеченный хлеб, привез из колхозной пекарни Митрофан.
- Здав отчет?
- Нi.
А сам подумал, что как бы хорошо со свежим хлебом поесть майского меда, который припрятала вчера тётя Маруся. Оставлю немного мёда и хлеба, вечером понесу домой маме.
Понурив голову, пошел в будку. Снова разложил бумаги, начал гонять цифры – складывать, делить, умножать… Всё сходится! А что же не сходится? Сложил «мягкую пахоту» всех трактористов, начислил на сумму трудодни. Посмотрел на начисленную сумму всем тракториста трудодней – не сходится! Трудодней мало, всего на 1,3 трудодня. Добавил Сашке Шкирману и всё в порядке – сходится.
-  Главный! Теперь ты меня не поймаешь!
А что еще может, не сходится? Как гектары «культивации» соответствуют «мягкой пахоте»? Разделил «мягкую пахоту» на коэффициент пересчета и получил га «культивации». Тоже не сходится!
«Культивации» больше на 0,11 га! Всем трактористам уменьшил пропорционально «культивацию». Порядок, осталось только переписать начисто. На следующий день снова к Главному.
Щелк, щелк, поднял голову, посмотрел на меня и сказал:
- Молодец!
Следующие два месяца отчет я сдавал более чем успешно. В конторе МТС, в стенной газете появилась заметка «Передовики». В ней перечислялись лучшие трактористы, которые больше всех выработали «мягкой пахоты» и «кращий облiковець» - Корнiенко Володимир.
Осень. Сентябрь. Я в 9-ом классе. Дома во дворе рублю дрова.
Слышу знакомое: тпр…тпр. Это подъехал Митрофан.
- Куда сгрузить? И распишись.
Есть же в нашем селе добрые, услужливые люди! Митрофан! Поездили мы с ним и рысью, и галопом, …Пустая бочка выпрыгивала из бестарки!
Четыре чувала по 90 кг отборного зерна лежали на призьбе.
Из хаты вышла мама.
- Та, це шо?
- Мироновна, це зерно, яке за лiто заробив твiй син Володька.

Один га «мягкой пахоты» -  единица для измерения выполненных тракторами сельскохозяйственных работ различных видов ( за условный гектар мягкой пахоты принят 1 га пахоты старопахотных земель на глубину 20-22 см).
 Справка. В колхозе дневная выработка в зависимости от затраченного труда оценивалась по сдельной тарифной сетке в трудоднях. Их начисление  производилось на основании примерных норм выработки, которые были утверждены Наркомземом СССР  в 1933 году и действовали до 1948 года. Все занятые сельхозпроизводством с учетом квалификации, сложности и важности выполняемой работы разбивались на семь групп. Нервая группа с низкой квалификацией (уборщица, сторож) оценивались в 0,5 трудодня, вторая – в 0,75, третья – в 1,0, четвертая – в 1,25, пятая – в 1,5, шестая – в 1,75, седьмая  группа, требовавшая самой высокой квалификации ( машинисты, механизаторы) – в 2,00 трудодня  за установленную дневную норму выработки. В животноводстве – от надоя молока и результатов привеса.
Вот Вам и «мягкая пахота»!

                В.М.Корниенко май 2011 года.