Уставший человек

Елизавета Проценко
Над городом нависли тяжёлые тучи. Начинался дождь. Мелкие капли падали на лица прохожих и они ускоряли шаг. Все до единого. Никто не пытался укрыться от надвигающегося ливня. Люди угрюмо понурили головы, уткнувшись взглядом в носочки своих ботинок. И почему-то никто и не думал о том, что-бы просто взять и улыбнуться. И у каждого, наверняка, нашлась бы дурацкая отговорка, если бы их кто-нибудь спросил "Почему Вы сегодня не улыбаетесь?".
-У меня проблемы на работе.
-Я жалею о том, что женился именно на той, на ком женился.
-Мне кажется, что мой муж мне изменяет.
-Я потерял мобильный телефон.
-У меня нет повода для улыбки.
Что? А разве для улыбки нужен повод? Неужели нельзя улыбнуться просто так, вопреки всем проблемам?.. Интересно, а почему я перестала улыбаться?..

Я, задумавшись о том, зачем же всё-таки люди улыбаются, совершенно забыла об улыбке и, подобно остальным прохожим, угрюмо понурила голову, прячась от дождя, точнее от ничтожных его проявлений, почти не заметных мне и остальным. Так я и шла бы, позабыв обо всём на свете, и, может быть, задумавшись, упала бы и сломала ногу, или попала бы под машину, если бы не услышала где-то совсем близко звуки аккордеона. Я, внезапно очнувшись, резко подняла голову и увидела старого аккордеониста, который, не смотря на свой немалый возраст, довольно резво перебирал пальцами и тихонько напевал мелодию из кинофильма "Шербургские зонтики" в такт музыке. Я, заслушавшись, остановилась и с головой погрузилась в музыку, думая о чём-то непонятном, несущественном, ненужном... Я, не отрывая глаз от пальцев старика, медленно опустила руку в карман куртки и озябшими пальцами вытащила оттуда купюру достоинством... а, впрочем, это совершенно не важно. Не важно, какую сумму отдала старику я, важно то, что я готова была отдать ему гораздо больше, готова была отдать частичку своей души, взамен на ту музыку, взамен на те незабываемые мгновения, которые он мне подарил. Я сделала неуверенный шаг вперёд и, оказавшись лицом к лицу с музыкантом, аккуратно положила в футляр купюру. И вдруг я совершенно случайно увидела его лицо. Он, совершенно не замечая меня и угрюмых прохожих, не замечая надвигающегося ливня и всей этой угнетающей атмосферы улыбался! Улыбался всё время, и, наверняка, ещё до того, как я услышала его музыку. Вдруг он заметил меня и, прекратив играть, тихо спросил:
-Почему Вы сегодня не улыбаетесь?
А я ничего не ответила. Я просто промолчала, не хотела, что-бы он перестал улыбаться, как это сделала я, задумавшись о причине угнетённости человечества. И о том, зачем люди улыбаются.
-Простите меня, - пробормотала я. - но что заставило Вас играть на улице? Может быть, я могу Вам чем нибудь помочь?
-Моя жена умерла от рака, мои дети обо мне забыли, да и зачем я им нужен, беспомощный старик... С работы меня уволили, как и многих других стариков, что-бы не платить им пенсию. Да что и говорить, такие времена...
-Но почему же тогда Вы улыбаетесь? - воскликнула я.
-Да потому, что я играю на улице не затем, что-бы заработать на жизнь! Мне всё равно, умру ли я в нищете, или же с теми жалкими копейками в руках, которые мне подали прохожие. Я просто хочу дарить радость людям, хочу дарить им музыку, незабываемые мгновения, хочу быть им нужным! - смеялся он. - Улыбнитесь! Прошу Вас, улыбнитесь! - закричал он мне. - Я хочу видеть Вашу улыбку! Хочу быть нужным...
Его слова заглушил раскат грома. Начался ливень.
-Улыбайтесь, милая, всегда улыбайтесь, что-бы не случилось... - тихо сказал старик и заиграл вальс. А я, посмотрев ему в глаза, искренне улыбнулась и прошептав: "Спасибо Вам...", медленно пошла по улице. Прохожие, прикрыв головы портфелями, бежали куда-то, пытаясь укрыться от ливня. Внезапно, музыка прекратилась и я услышала глухой звук, будто кто-то упал наземь. Послышались крики незнакомой мне женщины:
-Врача, кто-нибудь, человеку плохо!
По моим щекам потекли слёзы, но я, вопреки всему, не переставала улыбаться. Я ускорила шаг и затерялась в толпе. И вдруг мне в голову пришла мысль: "Он улыбался, потому что устал плакать"...